МОУ «Ялгинская Средняя общеобразоватеьная школа»,корпус 2.
Классный час:
«Этикет и мы!
Проблема разговорной речи»
Подготовила : классный руководитель 9 класса Юдина Мария Никитична
2022-2023учебный год
Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"
Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.
2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.
3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
При входе в класс ребята выбирают листок на котором написано «Здравствуйте» и «До свидания» - рассаживаются по табличкам.
Эпиграф классного часа:
Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей
ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)
Классный руководитель
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей, о нашей разговорной речи.
Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?
-Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.
-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.
-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.
Люди бывают такие же дикие и культурные.
Что значит быть культурным человеком?
- Это значит соблюдать правила культурного поведения
-Значит вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.
А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета. Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы».
Когда состаришься, ходи
По улицам пешком.
Не лезь в автобус - все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Если друг твой самый лучший
Подскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен,
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
.
Слово учителя Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?
Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Существуют различные виды этикета:
· служебный (деловой);
· дипломатический;
· военный;
· педагогический;
· врачебный;
этикет в общественных местах.
Что вы под этим понимаете? А школа является общественным местом?
С этикетом тесно связаны правила вежливости.
Кто знает ,откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и предлагаю командам показать сценку или просто разговор:
Задание 1
1команда – Неправильный разговор по телефону.
2команда – Не правильная встреча учителя и ученика.
Учащиеся должны показать не вежливый разговор, вторая команда должна исправить всю ситуацию.
Учитель: Хорошо ребята спасибо.
А теперь поиграем в задания №2, которые называются - Одной пословицей
1. Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)
2. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт?(По секрету всему свету.)
3. Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Гришка вдруг схватил Колю за руку: «Смотри вон там кто-то стоит!» оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу напомнил другу Грише товарищ? (У страха глаза велики)
Учащиеся отвечают за правильный ответ получают жетон.
Учитель: Спасибо ребята. Продолжаем .
Задание №3 :
За 1 минуту написать вежливые слова. (Засекаем 1 минуту) Ученики читают слова, подсчитываем количество слов, за большее количество команда получает жетон.
- А сейчас послушайте стихотворение:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте»,
«простите» —
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего».
Не скажет он друзьям по школе
«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».
Своих друзей зовет он только
«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».
Учитель:
- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.
Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.
Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.
Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.
- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?
- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)
- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.
(Повторное чтение без слов-парзитов)
Задание 4: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.
Ребятам дается 2-3 минуты для составления рекламы и таблички с надписью «Русский язык». Выступают.
- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правила даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».
Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.