«Этикет и мы! Проблема разговорной речи»
Оценка 4.6

«Этикет и мы! Проблема разговорной речи»

Оценка 4.6
docx
10.04.2023
«Этикет и мы! Проблема разговорной речи»
этикет и мы _.docx

 

МОУ «Ялгинская Средняя общеобразоватеьная школа»,корпус 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                             Классный час:

«Этикет и мы!

Проблема разговорной речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовила : классный руководитель 9 класса Юдина Мария Никитична

 

 

 

 

 

                                                                                               2022-2023учебный год

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

 

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

 

 

При входе в класс ребята выбирают листок на котором написано «Здравствуйте»  и «До свидания» - рассаживаются по табличкам.

 

Эпиграф классного часа:

Хорошими манерами обладает тот,

кто наименьшее количество людей

ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)

Классный руководитель

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим  о культуре поведения людей, о нашей разговорной речи.

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?

-Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.

-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.

Люди бывают такие же дикие и культурные.

Что значит быть культурным человеком?

- Это значит соблюдать правила  культурного поведения

-Значит вести себя  так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.

А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. 

 

Ход классного часа 

 

Учитель. Сегодня наш класс­ный час посвящен правилам этикета.  Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вред­ные советы».


Когда состаришься, ходи 
По улицам пешком. 
Не лезь в автобус - все равно 
Стоять придется там.

И нынче мало дураков, 
Чтоб место уступать, 
А к тем далеким временам 
Не станет их совсем.

 

Если друг твой самый лучший 
Подскользнулся и упал, 
Покажи на друга пальцем 
И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, 
Ты ничуть не огорчен, 
Настоящий друг не любит 
Огорчать своих друзей. 

.


Слово учителя Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёж­ке». Это означает, что многое зависит от того, ка­кое впечатление производит человек. Внешний об­лик, манеры поведения определяют восприятие од­ного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним прояв­лением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?

Этикет — установлений порядок поведения лю­дей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

·         служебный (деловой);

·         дипломатический;

·         военный;

·         педагогический;

·         врачебный;

          этикет в общественных местах.

Что вы под этим понимаете? А школа является общественным местом?

С этикетом тесно связаны правила вежливости.

Кто знает ,откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

Слово «вежливость» происходит от старославян­ского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, сле­довательно, знать, как себя вести, с уважением от­носиться к окружающим.

Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и предлагаю командам показать сценку или просто разговор:

 

Задание 1


1команда – Неправильный разговор по телефону.

2команда – Не правильная встреча учителя и ученика.


Учащиеся должны показать не вежливый разговор, вторая команда должна исправить всю ситуацию.

 

 Учитель: Хорошо ребята спасибо.

 А теперь  поиграем в задания №2, которые называются - Одной пословицей

 

1.      Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)

2.      Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт?(По секрету всему свету.)

3.      Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Гришка вдруг схватил Колю за руку: «Смотри вон там кто-то стоит!» оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу напомнил другу Грише товарищ? (У страха глаза велики)

 

Учащиеся отвечают за правильный ответ получают жетон.

Учитель: Спасибо ребята. Продолжаем .

 Задание №3 :

За 1 минуту написать вежливые слова. (Засекаем 1 минуту) Ученики читают слова, подсчитываем количество слов, за большее количество команда получает жетон.

 - А сейчас послушайте стихотворение:

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

 «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» —

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

 

Учитель:

- Давайте посмотрим, делают ли  слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня  ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»?  (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитов)

 

Задание 4: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

Ребятам дается 2-3 минуты для составления рекламы и таблички с надписью «Русский язык». Выступают.

 

- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правила даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.

 

А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться  извиниться,

Только грубость вырвется едва.

 

Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуясь, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.

- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…». 

 

 

Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.

 

 

 

 

 


 

МОУ «Ялгинская Средняя общеобразоватеьная школа»,корпус 2

МОУ «Ялгинская Средняя общеобразоватеьная школа»,корпус 2

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

Существуют различные виды этикета: · служебный (деловой); · дипломатический; · военный; · педагогический; · врачебный; этикет в общественных местах

Существуют различные виды этикета: · служебный (деловой); · дипломатический; · военный; · педагогический; · врачебный; этикет в общественных местах

Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего»

Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023