Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
физика
7 кл
12.05.2019
Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности
Ещё данная работа называется "Физика в хакасской юрте", в которой рассказывается о жилище хакасов на протяжении более двух тысяч лет. Рассматриваются такие вопросы: когда появились первые юрты, как и из чего строилась юрта, почему юрта круглая, почему юрта является ориентиром, зачем нужно отверстие в юрте, можно ли в юрте жить зимой, не жарко ли в юрте летом, отопление юрты, определение времени. Данная работа имеет огромную воспитательную работу и познавательную, помогая понять физические явления в окружающем нас мире.
Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности.docx
Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности. (Физика в хакасской юрте) 1.Откуда взялось название юрты Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно  переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа,  пастбища и даже родовые земли. Буквально это словосочетание переводилось как  «отцовский дом». Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта»  переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и  значимость. «Юрта» (по­хакасски «иб») – был основной вид жилища хакасов. В  хакасском языке слово «иб» употребляется не только в значении юрты, но и в более  широком смысле – «дом». Оно стало основой для ряда других слов: ипчi – женщина  (в буквальном переводе: домашняя); тигiриб – церковь (буквально: небесный дом);  ибленер ге – жениться (в буквальном значении: обзавестись домом). Юрта являлась  традиционным жилищем хакасов на протяжении более двух тысяч лет. Юрта – это  символ согласия и сплоченности. В ней нет углов и преград, все ее пространство  организовано по кругу. Над головой – купол, в котором плывут облака или звезды.  Она сделана из живых материалов, и она живая по своей сути. Когда­то юрта была   признана исследователями «самым совершенным типом переносных жилищ». Когда появились первые юрты? Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее  распространены две версии: XII—IX или VIII­V века до нашей эры. Первая версия  предполагает, что юрты — это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и  Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые  хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас. А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII­V веках,  практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что  юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого  народа были свои варианты. 2.Как и из чего строилась юрта Прежде чем начинать разбирать физику юрты следует познакомиться с ее строением. Основными видами хакасских жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные  с глубокой древности. В связи с полукочевым образом жизни наиболее удобным жилищем служила  переносная цилиндрическая   юрта «тирмелiг иб» каркасного типа. Ее основу  составляли стены из раздвижных решеток «тирме» («хана») с дверной рамой и  куполом. Обычно количество «тирме» (решеток) равнялось шести. Если хозяин был  богаче, то количество стен могло увеличиться до восьми, 10 и  даже до двенадцати.  Каждая решетка, составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками (обычно  конскими) или сыромятными ремешками «сарым» из конской кожи. Конский волос  имел  практическое значение ­ промокая от дождя или снега, веревка не изменяла  своей длины, поэтому она в любом состоянии плотно закрепляла покрытие юрты.  Благодаря  тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой,  можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или  складывать ее во время перекочевок. Шарнирная конструкция решеток стен  обеспечивала также немаловажное свойство юрты – сейсмоустойчивость.   В одном звене решеток насчитывалось до 20—30 планок (по 10 или 15 в каждой диагональной   оси)   длиной   200—250   см.   В   сложенном   виде   звено   решетки представляло   одну   охапку.   При   установке   юрты   они   связывались   между   собой, образуя цилиндрическую  форму,  а  с внутренней  стороны  укреплялись  кольями  к земле. Высота стенки равнялась 130—150 см.     Юрта более практична, чем изба: собирается быстро, всего за одну неделю; а чтобы  поставить ее каркас, 3­4 человека затрачивали около получаса; зимой нагреть  пространство без углов можно в считанные минуты. Но самое главное, что, находясь  в ней, человек невольно ощущает себя в центре мироздания, поскольку сама юрта —  это вселенная в миниатюре. Хакасы верили, что нужно жить в гармонии с миром,  найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир  вокруг, а каждый человек в ней знал свое место. Можно сказать, что юрта — это микрокосм в хакасском мировоззрении. У юрты есть небо — купол, выход в космос  — тунюк или хараачи (круглое отверстие в куполе, через которое в дымоходе видны  солнечные лучи, облака и звезды). «Хараачы»— соединялся из двух дуг. Полученный деревянный обод, диаметром 150—200 см, скреплялся крестовиной из выгнутых  распорно­крепежных перекладин — «пугурт». Обычно их было по три с каждой  стороны. Купол составляли стропила «ух», длиной 220—300 см, соединявшиеся в  круг дымохода «харачы». Нижним концом они прикреплялись ременными петлями за верхний край решетки, а другой стороной вставлялись в квадратные гнезда  круга  дымохода. Для более прочного укрепления купола круг дымохода (хараачы)  поддерживался четырьмя столбами . Они были высотой 250—300 см. ).  Летом юрту (тирмелиг иб) покрывали берестой, а зимой ­ войлоком. Причем, чтобы  войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. Богатые  хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. С весны до осени  белоснежные юрты резко выделялись в степи, о чем неоднократно красочно писали  путешественники 18­19 вв. проезжавшие по Хакасии. До середины 19 в. три четверти  хакасов проживало в войлочных юртах(пол традиционных жилищ хакасов был  земляной). Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой  местности выбирается солнечная поляна. Это связано, прежде всего, с тем, что вся  хозяйственная и бытовая деятельность кочевника была связана по времени с  круговоротом солнца.  Говоря о хакасской юрте, можно утверждать, что, как  жилище, она была точно продумана с учетом потребностей быта кочевников. 3. Почему юрта круглая? Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не  так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении  внутренней площади. Именно круглое строение замечательно формирует  пространство, действуя успокаивающе. Уже через 15 минут целительного  воздействия круга люди отрешаются от внешнего мира, уличный шум остается в  другом измерении. Жизнь без углов меняет сознание: начинаешь по­другому думать,  чувствовать. Люди, которые свято верят в магию круга, исповедуют философию  юрты, считают, что даже такие мелочи могут собрать в единый круг разных и  непохожих людей, развить межэтническое понимание, способствовать единению. Но  все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые  утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из­за того,  что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру любой силы, который гуляет  постоянно. На характер обтекания юрты воздушным потоком и на величину сил,  возникающих при взаимодействии стен юрты и воздушного потока, существенное  влияние оказывают  физические свойства воздуха: инертность, вязкость,  сжимаемость. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган. Уже много  позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.  Математическая  наука доказывает, что круг обладает большей вместимостью по сравнению с другими  геометрическими фигурами; по законам физики и техники форма круга более  устойчива, чем форма какой либо другой фигуры. Птицы строят свои гнезда  круглыми. Наши вигвамы были круглыми, как птичьи гнезда. А еще хотелось бы обратить внимание на одну любопытную деталь. Примерно каждая третья юрта была  обжита не только людьми, но и ласточками. Это удивительно ­ ласточки свободно  влетают и вылетают через отверстие дымохода, практически вместе с людьми строят  гнезда и растят птенцов. Юрта ­ поистине «живое» жилье. У хакасов ласточка  пользуется любовью и уважением. Ласточка в юрте считалась добрым  предзнаменованием, ее гнезда всячески оберегались. Когда над головой у тебя –  небо, вокруг – бесконечность организованного в круг пространства, по центру –  живой очаг, то внутри у тебя – гармония и согласие с миром: ты находишься в юрте,  ты – дома… Таким образом, круглая юрта – оригинальный, исторически  сложившийся образец жилища, идеально приспособлена для кочевого образа жизни.  Основные преимущества юрты от обычного жилища: транспортабельность  (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточно устойчивая против ветров за счет  полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная – за счет  подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность  материала, всегда чистый воздух. Юрта органично вписывается в окружающую  среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые  сопки и холмы. В  летний зной и жару в ней – спасительная прохлада, в холод – живой огонь в очаге  создает равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную,  вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми  углами. Она символизирует также солнце и полную луну. Кроме того, ­ это символ  вечности, в которой все процессы идут по кругу. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служит  своеобразной "дверью" в запредельное пространство ­ время. Земля и небо, как  считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние  окна в виде дымового отверстия юрты «тÿнÿк». Поэтому можно сказать, что юрта ­  это микрокосм в хакасском мировоззрении. Купол составляли стропила «ух»,  соединявшиеся в круг дымохода «харачы».  4.Почему юрта является ориентиром. Юрта – ориентир. Юрта устанавливалась так, что ее вход всегда был расположен на восток, поэтому она служила людям компасом в ненастную погоду или темное время суток. Вход в юрту обычно располагался «на полдень», т.е. на южной стороне, однако, если  юрта находилась на западном склоне, дверь смотрела на восток, на восточном склоне  ­ на запад, т.е. ориентир двери подчинялся движению Солнца на небосклоне.  Хорошим признаком считали ориентацию двери (вход в жилище) на гору ­ гора будет служить как бы заслоном, препятствовать утечке прибыли и благоденствия­ хэшэг.  Благодаря такому ориентиру дом изолирован от холодных северных ветров и  снежных заносов зимой и открыт живительным солнечным лучам весной и летом. Юрта всегда ставилась на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. Это связано, прежде всего, с тем, что вся  хозяйственная и бытовая деятельность кочевника была связана по времени с  круговоротом солнца.  Восток, где встает солнце, ассоциируется с жизнью и считается благоприятной стороной света.  По мере того, как солнечный луч скользил  по окружности дымника, затем по кончикам жердей, поддерживающих свод юрты,  далее по поверхности полукружия войлочного покрытия, по определенным частям  мебели, кочевник довольно точно определял время и строил повседневный  распорядок рабочего времени. Существовало несколько бытовых способов  определения дневного времени: утро, когда лучи солнца падали на западную сторону  – «солнце в изголовье кровати» ­ было временем утреннего чая и доения скота. Когда солнце находилось в зените, и падала самая короткая тень, наступало время полдня,  называемое «молочным». Хозяйка в это время занималась обработкой молока,  приготовлением молочных блюд. Вечернее время – «солнце в изножье кровати» ­  время пригона скота, дойки коров, приготовления ужина. 5.Зачем нужно отверстие в юрте Основная роль ­  освещение юрты  Отверстие в куполе, которое называют хараачи или тундюк, имеет сразу несколько функций.  Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Освещалась юрта: очагом, жирниками, через  дымовое отверстие, которое служило  вместо окна. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через  хараачи падали на мужскую половину, а закатные лучи — на женскую. вовремя выгоняли скот на пастьбу, вовремя загоняли скот. Как отмечалось выше, юрта освещается солнцем через хараачу.  На вершине юрты находится хараача. На ночь ее закрывают войлоком, а днем  оставляют открытой, как оконную форточку. Так для чего же нужна хараача? Во­ первых, через нее проникает свет, тем самым, освещая внутрь юрты. Какое  физическое явление – это прямолинейное распространение света. Во вторых, она служит своеобразным дымоходом. Раньше, когда еще не было железных печек, в  центре юрты под хараачей зажигали костер для приготовления пищи. Дым от костра  выходил через хараачу. Какое же физическое явление наблюдается в этом случае? В  юрте дым вытесняется более холодным воздухом с большей плотностью, и в  результате поднимается вверх. Поэтому хараача расположена посредине юрты на  самой вершине. То же самое явление наблюдается в печке: чем выше шире и длиннее  вытяжная труба, тем больше дыма она выталкивает. Хараача выполняла ту же  функцию, что сейчас печные трубы. Теперь же в юртах появились железные печки, и  роль хараачы состоит в том, что из нее выходит труба печки, и через нее проникает  свет в юрту. Для чего в верхней части юрты располагается отверстие­ хараача? 1. От этого отверстия поступает солнечный свет, т.е. это окошко. 2.Дым от очага поднимается вверх за счет конвекции т. к теплые струи воздуха  вытесняются холодными.   3. Когда топят, то особенно летом очень жарко.   Как объяснить? При нагревании  увеличивается расстояние между молекулами воздуха, теплый воздух поднимется  вверх.   Если труба­хоолай высокая, а площадь поперечного сечения больше, то тяга будет  хорошей, это объясняется конвекцией воздуха.  Таким, образом  через дымовое или световое отверстие происходит конвекция  воздуха. Зимняя юрта должна быть низкой, а летняя­ высокой. Почему? Когда юрта низкая, полусферической формы, ее площадь увеличивается, тепло от  печи (очага)­ направляется по всему объему, медленно достигается до верхнего  отверстия. Конвекция идет медленнее. Если юрта высокая, т.е почти конической формы ее площадь уменьшается,  конвекция происходит быстрее, причем летом бывают дожди, если угол наклона  больше, то от поверхности юрты быстрее льются дожди (физика­движение тела по  наклонной плоскости)  Следующее тепловое явление, когда через верхнее отверстие происходит излучение  световой энергии, нагревают воздух в юрте. Существует два вида изменения внутренней энергии­ теплопередачи и совершение  работы. Конвекция это перенос энергии самими струями газа или жидкости. Излучение­ вид теплопередачи, при котором перенос энергии осуществляется  потоками лучей.  Количество теплоты­ это энергия которую тело получает или отдает в процессе  теплопередачи. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение, все  виды теплопередачи происходят в юрте.   6.  Можно ли в юрте жить зимой? Не жарко ли в юрте летом? Почему   юрта изготавливалась из войлока, а не из другого материала? Основным сырьем служит овечья шерсть. Так как войлок обладает плохой теплопроводностью, то внутри юрты сохраняется тепло. Войлок делают из шерсти. Юрта играет роль ­ теплоизоляции. Да, в юртах можно жить зимой, в юрте и не жарко летом, т.к. юрту покрывают  войлоком. Войлочное покрытие обеспечивает тепло в юрте зимой, и прохладу –  летом. Однако войлок сам не отдает тепло юрте, а только удерживает её, так как  войлок плохой проводник тепла, за счет того, что между его шерстинками  содержится воздух. И структура жилища такова, что в нем не холодно в морозы.  Даже в условиях суровых снежных зим достаточно поставить печь или организовать  отопление иным способом, чтобы чувствовать себя комфортно. Юрта быстро  нагревается и долго сохраняет тепло и энергию. А в жаркое лето, внутри юрты  благодаря плотному слою войлока или других утепляющих материалов поддерживается комфортная температура. Жара не проникает внутрь. Также летом  юрту покрывали берестой, в результате чего лучи отражались от поверхности  бересты, ведь береста белая, светлая,  является хорошим отражателем солнечных  лучей, поэтому летом в юрте всегда прохладно и также береста способна  проветривать юрту летом.  А чтобы войлок  не намокал от дождя и снега, его сверху  покрывали берестой. Береста плохо проводит влагу (отталкивает ее).  7. Отопление Юрты     Огонь особо почитался у народов Саяно­Алтая. Огонь являлся оберегом семьи и дома. Его представляли в образе пожилой женщины, которую называли «от инезЬ» («мать огня»). Ее обязательно кормили перед каждым приемом пищи. Особенно ею чтилась   жирная   каша   на   сметане   —   «потхы».   Утром,   пока   в   огонь   не   бросят несколько кусочков пищи или не брызнут айраном, из дома не выходили. На очаг нельзя было наступать и сметать мусор, иначе осерчает, и ты заболеешь. Огонь в другую   юрту   не   давали,   а   после   захода   солнца   даже   не   разрешали   выходить   с прикуренной от очага трубкой. Можно только принести огонь из отцовского крова в новую юрту отделившегося сына, дабы последнего опекало счастье родителей. Отапливалась   юрта   за   счет   расположенного   в   ее   центре   очага.   Тепло   по   юрте распространялось   за   счет   излучения,   от   очага   шли   тепловые   лучи   и   за   счет конвекции, циркуляции потоков воздуха.  8.Определение времени Юрта даже позволяла определять время. Юрта – солнечные часы. Летом солнечными часами у хакасов служила юрта, двери которой строго  ориентировались на восток, а внутреннее убранство имело традиционное  расположение. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то лучи освещали внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбище.  Затем солнце, поднявшись «на высоту аркана», проникало к женскому изголовью  кровати, что соответствовало летом 8­9 часам утра. Это считалось временем  завтрака. Далее солнечный луч, медленно продвигаясь по северной (женской) стороне,  освещал первую буфетную полку (Ki4ir 1лгор) и к обеду достигал второй полки  (улуг шгбр).  К четырём часам вечера луч падал на кадку с айраном. В это время надо была  пригонять домой телят.  Наконец, солнце освещало кадку с бардой, скользило по верхней части дымохода над дверью и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода  коня» и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. 8. Итог  Мы живем на священной хакасской земле, поэтому должны знать традиции, обычаи  и уклад  коренного населения, будут полезны для расширения кругозора и помогут  понять физические явления.

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности

Этнокультурное содержание во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019