Этнопедагогика как средство воспитания школьников
Оценка 5

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
24.02.2018
Этнопедагогика как средство воспитания школьников
Изучение современного состояния образования обнаружило отставание от образованности духовно-нравственных качеств личности. Многолетний опыт работы с детьми подсказал пути преодоления этого отставания системой этнопедагогических методов воспитания и образования детей. В основе - программа профессора РАН М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение", адаптированная для внедрения в современную систему ФГОС, и аппробированная в течение 10 лет на базе начальной школы. В статье указаны основные направления, методы и приемы работы в сфере дополнительного образования детей средствами традиционной народной культуры.Статья в помощь учителю или педагогу-организатору.
Воронова энопедагогика.doc.doc
ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Воронова Елена Викторовна методист  БОУ города Омска  «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»                      Очень   важно,   что   современное   общество   на   данном   этапе   осознает,   что   без исторической   и   культурной   памяти   невозможно   настоящая   духовная   жизнь   народа. Пришедшие   к   нам   идеалы   «западной   цивилизации»   не   находят   достаточного   духовного осознания, менталитет россиянина не готов к восприятию «цивилизованных благ», отсюда деградация личности, распад семьи и подобные ужасы нравственного обнищания народа. В этом   контексте   важно   воспринимать   традиционную   культуру,   как   значительный   фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Изучение народного культурного   наследия очень своевременно, так как на фоне общего повышения   образованности   налицо   отставание   в   художественно­эстетическом   и нравственном развитии.                      Более чем десятилетний опыт работы     привел нас к выводу о необходимости организации комплексной работы по возрождению и развитию народных традиций, которая включает   в   себя   не   только   музыкальный   фольклор   и   хореографическое   искусство,   но   и декоративно­прикладное   творчество,   проведение   народных   календарных   праздников   и обрядов,   знакомство   с   традициями   русской   национальной   кухни,   народного   костюма, архитектурой, а также народной этикой, историей страны. В образовательно­воспитательную деятельность   включен   большой   просветительский   блок,   связанный   с   привлечением родителей   к     разным   формам   художественно­творческих   мероприятий.   Результатом   и итогом работы стали традиционные   народные календарные праздники и ежегодный игровой детский фольклорный фестиваль «Васильковое лето».            Уже восемь лет нами успешно осуществляется подобная деятельность среди учащихся –   воспитанников   детской   студия   традиционной   русской   культуры   «Теремок», организованной   педагогами   дополнительного   образования   БОУ   города   Омска   «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». Работа, которая ведется на базе средней общеобразовательной школы №132, получает поддержку и одобрение со стороны родителей и педагогов   школы. Образовательная деятельность студии охватывает более 400 учеников начальной школы, постепенно вовлекаются и учащиеся среднего звена.                          Система занятий по приобщению к народным традициям первых лет обучения выстроена   сообразно   логике   и   последовательности   календарно­земледельческого   цикла Гармоническое соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. «Делу – время, потехе – час», говорится в народной пословице. Поэтому примерно через каждые полтора­два месяца занятий проводятся народные календарные праздники как итог   образовательной   трудовой   деятельности.   Сентябрь   –   «Осенины»,     октябрь   – «Капустники», ноябрь – «Кузминки», январь – «Святки», конец февраля ­ начало марта – «Масленица», конец марта ­ начало апреля –«Закликание весны» или «Сороки ­ праздник птиц», апрель – пасхальный цикл,  начало мая ­ «Егорьев день», конец мая­июнь ­ «Троица», июль – «Купальский праздник».             В ходе подготовки каждого праздника происходит освоение каждым ребенком знаний о   прошлом,   осмысленных   с   позиций   настоящего.   Каждый   участник   образовательного процесса   осознает   свое   место   и   свою   роль   в   будущем   мероприятии,   выбирает   тот   род деятельности,   который   ему   более   близок.   Этому   помогают   несколько   образовательных 1 Этот   идеал   в   будущем   направлений:   музыкально­фольклорная,   театрально­игровая,   декоративно­прикладная. Соотнести   себя   с   общими   задачами   и   устремлениями,   сделать   жизнь       радостной   и созидательной – вот цель каждого участника проекта. Так постепенно формируется идеал, который бы хотелось осуществить в будущем, применить к разным сторонам жизни: природе, семье,   обществу,   миру.     может   частично   отличаться   от традиционного   в   связи   с   изменившимися   условиями   жизни,   но   в   основе   своей   он   будет соответствовать тому, что было заложено в детстве. Важно, чтобы точкой отсчета было не субъективное мнение эгоиста, а позиция духовной, нравственной личности. Учиться видеть свою перспективу – в этом цель развития проектных способностей каждого ребенка.                       В рамках существующей проблемы очень важен аспект развития воображения, творческого мышления и связанного с этим творческого начала по отношению к любой сфере деятельности. Уникальный материал традиционной культуры дает богатейшие возможности для этого. Мифо­поэтическое мышление наших предков породило такие жанры фольклора как сказки, загадки, пословицы и поговорки. Умение сравнивать и сопоставлять различные объекты   в   загадках,   придумывать   счастливые   избавления   для   любимых   героев   сказок   и изобретать способы  избавления  от   злых  и завистливых  персонажей,  постигать  мудрость смысла   народных   высказываний   –   важная   ступень   абстрагирующего   мышления   и эффективный способ развития аналитических способностей каждого ребенка.            Для осознания смысла сказки, мифа, потешки очень мало её просто прочитать, лучше её проиграть с детьми: или в форме драматизации, или кукольного театра, или просто чтения по ролям. Такой спектакль не имеет длительных репетиций. Главное, не потерять основную идею,   замысел   произведения.   На   занятиях   дети   учатся   импровизировать   и   словами,   и движениями. Дома они перед родителями проигрывают сцены в лицах, исполняя роли всех персонажей. Родители помогают в изготовлении костюмов и несложных декораций, иногда тоже принимают участие в спектакле.                       В малых формах фольклора, как то: загадка, пословица, частушка, ­ творческие способности детей проявляются сразу. Загадывая загадки на занятиях, часто прошу сочинить свою загадку на заданную тему вместе с мамой или папой, то же ­ о частушке. Исполнение частушки – тоже творческий процесс. Сразу видно: сам ребенок учил частушку, или пел её с мамой   или   бабушкой.   Как   правило,   если  за   дело   взялась   бабушка,     то     на   занятии   или празднике ребенок почти профессионально может спеть большое количество частушек, так как воспринимает их не из книжки, а   с голоса самого носителя традиции, что особенно ценно.                         Традиционная   культура   включает   большой   пласт   декоративно­прикладного творчества, который  в нашей  повседневной  жизни  всё  больше заменяется производством массовой  продукции. Заполонившие  наш рынок, дешёвые  китайские  поделки,  постепенно разучат нас мастерить что­то своими руками. Ручная вышивка, бисероплетение, макраме, ришелье и другие виды рукоделия стали редкостью, поэтому необходимо возрождение этих традиций, доставшихся нам от наших предков. На занятиях   по декоративно­прикладному творчеству   мы   пытаемся   возродить   традиции   рукоделия,   рассказать   детям   о   секретах народного творчества, об обрядовых истоках их возникновения. Приучаем детей на основе полученных знаний  придумывать свои узоры,  по­новому компоновать элементы, создавать свои композиции, соответствующие современным представлениям. Занятия по изготовлению народной куклы, народной игрушки, оригами учат детей создавать игрушки в соответствие с народным   представлением   о   прекрасном.   Эстетические   традиции   наглядно   воспитывают вкус   и   желание   к   дальнейшему   творчеству.   Если   в   семье   с   пониманием   и   поддержкой относятся   к   таким   увлечениям   ребёнка,   то   это   будет   стимулом   для   его   дальнейшего совершенствования и развития.             Огромную роль в воспитании и развитии коммуникативной и творческой деятельности детей играет народная игра, которая к тому же является активным средством физического и 2 нравственного   развития.   Народная   игра   позволяет   любому   ребенку   проявить   себя   как личность, дает возможность показать свои самые  яркие стороны, является стимулом  для развития и совершенствования многих качеств. Очень часто, на наш взгляд, малоактивные, безынициативные   дети   через   игру   становятся   яркими   творческими   индивидуальностями. Часто   игра   заставляет   брать   на   себя   роль   лидера,   ведущего,   на   которого   смотрят   все остальные и подчиняются ему. Чтобы игра стала детям близкой и любимой, обычно играем в эти игры и на праздниках, приглашая к участию взрослых. Из опыта известно: такие игры, как «Разиня»,   «Тетера»,   «Горелки»,   «Колечко»,   «Что   делаешь»,   «Как   у   дяди   Трифона», «Дударь», «Маша, ты где» и другие становятся семейными, часто проигрываются детьми на переменах в школе или на улице во время прогулок.                      Педагоги студии и учителя начальной школы в своей деятельности попытались соединить   две   системы   образования   ­     основную   и   дополнительную,   с   единой   целью: передать   детям   знания   о   культурных   традициях   нашего   народа     и   на   этом   материале воспитать гармоничную личность, свободную и социально адаптированную.            В рамках одной статьи трудно рассказать о том большом опыте, который накоплен за восемь лет работы студии. Очень хотелось бы, чтобы в своей работе с родителями педагоги чаще обращались к материалам родной культуры, а не пользовались модными однодневками. Изучение опыта своего народа более плодотворно скажется на результатах работы педагогов и поможет воспитать в каждом ребенке живое активное творческое начало. 3

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Этнопедагогика как средство воспитания школьников

Этнопедагогика как средство воспитания школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018