Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк-тора, исследователя, разработчика определяется не только уров-нем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством во-ображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображе-ние - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание огра-ничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Потребность в эффективных приемах и методах активизации
творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего
времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий
исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной
окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк
тора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем
знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством во
ображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться,
"видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение
по словам А.Энштейна, важнее знания, ибо знание ограничено.
Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс
и является источником его эволюции". Воображение (фантазия)
психический процесс, состоящий в создании образов на основе
переработки прошлых восприятий.
Развитие этих качеств у создателей новой техники является
важным фактором в преодолении энертности мышления и ускорения
поиска решений поставленных задач. С этой целью используются
различные эвристицеские приемы в виде ассоциаций, аналогий,
контрольных вопросов, приемов устранения технических противо
речий.
В литературе по техническому творчеству часто разные ав
торы одно и то же эвристическое средство называют приемом, ме
тодом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесоб
разно уточнить значение этих терминов для более определенного
их понимания.
ПРИЕМ Это элементарное действие или несколько элемен
тарных действий, выполняемых по определенным правилам для
достижения определенной цели.
МЕТОД это способ достижения какойлибо цели, решения
конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов
или операций практического или теоретического освоения (позна
ния) действительности.
МЕТОДИКА это совокупность приемов и методов, выполняемых
по определенным правилам и в опреденной последовательности для
достижения поставленной цели.
МЕТОДОЛОГИЯ учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ учение о принципах построения, формах и
методиках научного познания.
Прежде чем перейти конкретно к методу гирлянд случай
ностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить что такое ассоциа
ции, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека
взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и
психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами,
представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без
активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассо
циаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.
Исследования психологов показали, что возможности челове
ка генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени,
поэтому ассоциации можно рассматривать как источник допол
нительной информации, которую можно использовать в творческом
процессе.
Основная цель генерирования ассоциаций заключается в
том,чтобы "расшатать" стереотипные представления о совер
шенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение,
перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в твор
ческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии
или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и
объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее
свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристи
ческой силой. Так в примере с "арахнавтикой", наверное, для
того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качестве
парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наб
людение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с
летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия
находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожидан
ностью и оригинальностью.
Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности.
Ассоциации по сходству могут быть использованы как исход
ные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, по
иска от конца к началу), по смежности для приемов преобразо
вания в простанстве и времени.
Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на
две группы: приемы свободных ассоциаций и направленных детер
минированных ассоциаций.
К свободным ассоциациям относят такие, генерирование ко
торых производится без какихлибо ограничений смыслового или
грамматического характера. При этом ассоциации могут быть вы
ражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наре
чием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, ка
ламбура и т.д.
Генерирование направленных ассоциаций ограничивается оп
ределенными заранее заданными условиями.
К таким условиям, например, можно отнести генерирование
ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,
или ассоциацией по сходству, также выраженных словами опреленной
части речи или символами, знаками и т.д.
Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций
основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Реакция
человека на словораздражитель является глубоко индивидуальной
и зависит от его интелекта, темперамента, условий, психо
физиологического состояния и т.д.
Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово
раздражитель и виде связанной последовательности "гирлянды",
когда ассоциация, вызванная словомраздражителем, является в
свою очередь, словомраздражителем для последуещей ассоциации.Например, со словомраздражителем "компас" можно образо
вать следующую группу ассоциаций:
Компас: движение, направление, трасса, магнитное поле,
путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз,
самолет, теплоход, навигация и т.д.
Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последо
вательность: компас движение, движение танцы, танцы ра
дость, радость здоровье, здоровье бодрость, бодрость сила,
сила штанга, штанга игрушка силачей и т.д.
Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут
быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а
также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные
для совершенствуемого объекта.
Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как
при поиске новых технических решений, так и на стадии поста
новки задачи для более глубокого анализа объекта,выявления
всех возможных признаков и свойств этого объекта.
Гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристи
ческий прием, используемый для ухода от традиционных, стерео
типных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (анало
гий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот
прием может быть полезен при поиске новых функций свойств и
качеств объекта.
Как уже говорилось, эффективность всех эвристических при
емов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в
обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в под
готовке психики человека к моменту "озарения", в установлении
связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.
Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций
для развития творческих задатков: памяти, остроты мышления,
воображения, а использование метафорических ассоциаций разви
вает, кроме того, образность мышления.
В качестве упражнений для тренировки этих задатков можно
использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражнения
будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых
воображение и образность мышления проявляются сильнее. В этой
игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с
помощью взрослых развивать свои природные задатки.
Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой
для создания эвристических, интуитивноассоциативных методов
активизации творческого мышления. Эти методы можно рассматри
вать как совокупность предписаний по выполнению тех или иных
эвристических приемов, а с точки зрения их использования для
развития задатков и способностей творческой личности как го
товые упражнения для тренировок.
Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к
группе ИНТУИТИВНОАССОЦИАТИВНЫХ метод гирлянд случайностей и
ассоциаций.