ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк-тора, исследователя, разработчика определяется не только уров-нем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством во-ображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображе-ние - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание огра-ничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
Иконка файла материала ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.doc
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Потребность в  эффективных  приемах и методах активизации  творческого мышления возникла очень давно,  хотя до  недавнего  времени инженерный  труд  рассматривался как процесс,  носящий  исключительно рациональный  характер,  лишенный  эмоциональной  окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк­ тора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие),  но и богатством во­ ображения, развитостью  фантазии.  умением   абстрагироваться,  "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение ­ по словам А.Энштейна,  ­ важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение  же  охватывает все на свете,  стимулирует прогресс  и  является  источником  его  эволюции".  Воображение (фантазия) ­ психический процесс, состоящий в создании образов на основе  переработки прошлых восприятий. Развитие этих качеств у создателей новой техники является  важным фактором в преодолении энертности мышления и  ускорения  поиска решений  поставленных задач.  С этой целью используются  различные эвристицеские приемы в  виде  ассоциаций,  аналогий,  контрольных вопросов,  приемов устранения технических противо­ речий. В литературе  по техническому творчеству часто разные ав­ торы одно и то же эвристическое средство называют приемом, ме­ тодом, методикой,  методологией и т.д. В связи с этим целесоб­ разно уточнить значение этих терминов для более  определенного  их понимания. ПРИЕМ ­ Это элементарное действие или  несколько  элемен­ тарных  действий,  выполняемых  по  определенным  правилам для  достижения определенной цели. МЕТОД ­  это  способ достижения какой­либо цели,  решения  конкретной задачи,  рассматриваемый как  совокупность  приемов  или операций практического или теоретического освоения (позна­ ния) действительности. МЕТОДИКА ­ это совокупность приемов и методов,  выполняемых по определенным правилам и в опреденной последовательности для  достижения поставленной цели. МЕТОДОЛОГИЯ ­ учение о структуре, логической организации,  методах и средствах деятельности. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ­ учение о принципах построения, формах и методиках научного познания. Прежде чем перейти конкретно  к  методу  гирлянд  случай­ ностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить что такое  ассоциа­ ции, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы. Под ассоциацией понимается отражение в сознании  человека  взаимосвязи  между  предметами,  явлениями  действительности и  психическими восприятиями,  ощущениями,  двигательными актами,  представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без  активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассо­ циаций зависит от интересов человека,  его индивидуальных осо­бенностей, реакций и моментального направления сознания.  Исследования психологов показали, что возможности челове­ ка генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник допол­ нительной информации,  которую можно использовать в творческом  процессе. Основная цель  генерирования  ассоциаций  заключается   в  том,чтобы "расшатать"   стереотипные  представления  о  совер­ шенствуемом объекте,  активизировать фантазию  и  воображение,  перекинуть "мостик"  к  искомым аналогиям.  Ассоциации в твор­ ческом поиске выступают как прямые "подсказки",  как  аналогии  или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования,  объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристи­ ческой силой.  Так в примере с "арахнавтикой",  наверное,  для  того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качестве  парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наб­ людение  летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом.  Именно в тех случаях,  когда аналогия  находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожидан­ ностью и оригинальностью. Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности.  Ассоциации по сходству могут быть использованы как исход­ ные данные для приемов эвристической инверсии (обращения,  по­ иска от конца к началу), по смежности ­ для приемов преобразо­ вания в простанстве и времени. Все примеры генерирования ассоциаций можно  разделить  на  две группы:  приемы свободных ассоциаций и направленных детер­ минированных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие,  генерирование ко­ торых производится без каких­либо ограничений  смыслового  или  грамматического характера.  При этом ассоциации могут быть вы­ ражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наре­ чием,  группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, ка­ ламбура и т.д. Генерирование направленных  ассоциаций ограничивается оп­ ределенными заранее заданными условиями. К таким условиям,  например,  можно отнести генерирование  ассоциаций по контрасту,  выраженных только глаголом  и  т.д.,  или ассоциацией по сходству, также выраженных словами опреленной части речи или символами, знаками и т.д. Генерирование как свободных,  так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Реакция  человека  на слово­раздражитель является глубоко индивидуальной  и зависит от его  интелекта,  темперамента,  условий, психо­ физиологического состояния и т.д. Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово  раздражитель и виде связанной последовательности ­ "гирлянды",  когда ассоциация,  вызванная словом­раздражителем,  является в  свою очередь, словом­раздражителем для последуещей ассоциации.Например, со словом­раздражителем "компас" можно  образо­ вать следующую группу ассоциаций: Компас: движение,  направление,  трасса,  магнитное поле,  путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз,  самолет, теплоход, навигация и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последо­ вательность: компас ­ движение,  движение ­ танцы, танцы ­ ра­ дость, радость ­ здоровье, здоровье ­ бодрость, бодрость ­ сила, сила ­ штанга, штанга ­ игрушка силачей и т.д. Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут  быть ощущения,  символы,  любые предметы окружающего  мира,  а  также совершенствуемый объект или ключевые слова,  характерные  для совершенствуемого объекта. Генерирование группы  ассоциаций  может быть полезным как  при поиске новых технических решений,  так и на стадии  поста­ новки задачи  для  более  глубокого  анализа объекта,выявления  всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциаций  может  рассматриваться  как эвристи­ ческий прием,  используемый для ухода от традиционных, стерео­ типных сравнений  и  аналогий и нахождения взаимосвязи (анало­ гий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией).  Этот  прием  может  быть  полезен при поиске новых функций свойств и  качеств объекта. Как уже говорилось, эффективность всех эвристических при­ емов, в том числе  и  ассоциаций,  проявляется  не  столько  в  обеспечении прямого выхода на искомое решение,  сколько в под­ готовке психики человека к моменту "озарения",  в установлении  связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.  Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций для развития  творческих задатков:  памяти,  остроты мышления,  воображения, а использование метафорических ассоциаций  разви­ вает, кроме того, образность мышления. В качестве упражнений для тренировки этих задатков  можно  использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражнения будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых  воображение и образность мышления проявляются сильнее.  В этой  игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с  помощью взрослых развивать свои природные задатки.  Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для  создания эвристических,  интуитивно­ассоциативных методов  активизации творческого мышления.  Эти методы можно рассматри­ вать  как  совокупность предписаний по выполнению тех или иных  эвристических приемов,  а с точки зрения их использования  для  развития задатков и способностей творческой личности ­ как го­ товые упражнения для тренировок. Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе ИНТУИТИВНО­АССОЦИАТИВНЫХ ­ метод гирлянд случайностей и  ассоциаций.