"Эврика!"-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и востор-га от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика"-это финал поиска той истины,того знания, дорога к ко-торому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.
ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.
"Эврика!"это восклицание древнего ученого и изобретателя
Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто
констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с
выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от
найденного решения задачи, которую до этого никому не
удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог.
"Эврика"это финал поиска той истины,того знания, дорога к ко
торому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно
сказать, как он ее нашел.
Прошло более двух тысячелетий, и в нашем лексиконе появи
лось слово "эвристика". В настоящее время оно нашло широкое
распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы
и методы", "эвристическое свойство" и т.д. Произнося эти
слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вклады
ваем в понятие "эвристика", но в нашем сознании оно всегда
связано с творческой деятельностью.
В научной литературе это понятие не имеет единого толко
вания. Так в работах Перельмана Р.Г. о интенсификации научно
технического творчества эвристика отождествляется с психологией
научного творчества: "Психология научного творчества эвристика
изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме
знаний и умений, также и сообразительности, догадки".
Психолог Я.А.Пономарев считает, что эвристика это
"абстрактноаналитическая наука, изучающая один из структурных
уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В
Советском энциклопедическом словаре даются следующие определения
эвристики: 1.Специальные методы, используемые в процессе
открытия (создания) нового (эвристические методы). 2.Наука,
изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую дея
тельность).
3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика).
По мнению психолога В.Н.Пушкина, эвристика это отрасль
знания, "изучающая формирование новых действий в необычной си
туации", она может стать наукой "в том случае, если эвристи
ческие процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут на
конец свое математическое описание".
Приведенные высказывания (которых можно было бы привести
больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоя
тельная наука еще не сформировалась.
Несомтря на большое количество научных трудов, посвященных
вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных
проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о
предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.
Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование
на этой основе определения статуса и предмета эвристики
изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.
По определению авторов этой работы , "Эвристика это об
щенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в чело
веческой деятельности и общении".
Предметом эвристики является "выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических
средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового
знания и целеустремленных способов деятельности и общения,
создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего
отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения
потребностей людей".
Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения
обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но
вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности по
мешало авторам в данном определении выделить специфические
черты именно эвристики, и в результате под это определение
можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например та
кие, как прогнозирование или системный подход.
Множество толкований эвристики говорит о разном содержа
нии, которое вкладывают авторы различных концепций в данное
понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех
случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятель
ностью, с творчеством.
Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия "эв
ристика" и "творчество", являются представления о нетривиаль
ности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к
понятию "творчество" такими качествами характеризуется результат
творческой деятельности, применительно к эвристике методы и
средства получения этого результата.