ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Эврика!"-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и востор-га от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика"-это финал поиска той истины,того знания, дорога к ко-торому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.
Иконка файла материала ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.doc
ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО. "Эврика!"­это восклицание древнего ученого и изобретателя  Архимеда знакомо всем со школьной скамьи.  Это слово не просто  констатация факта находки,  в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи,  которую до этого  никому  не  удавалось решить  и  путь решения которой был тернист и долог.  "Эврика"­это финал поиска той истины,того знания, дорога к ко­ торому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно  сказать, как он ее нашел. Прошло более двух тысячелетий, и в нашем лексиконе появи­ лось слово "эвристика".  В настоящее время оно  нашло  широкое  распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы и методы",  "эвристическое свойство" и т.д.  Произнося эти  слова, мы не всегда задумываемся над тем,  какой смысл вклады­ ваем в понятие "эвристика",  но в нашем  сознании  оно  всегда  связано с творческой деятельностью. В научной литературе это понятие не имеет единого  толко­ вания. Так  в  работах Перельмана Р.Г.  о интенсификации научно­ технического творчества эвристика отождествляется с  психологией научного творчества:  "Психология научного творчества эвристика  изучает,  как решаются  научные  задачи,  требующие, кроме  знаний и умений, также и сообразительности, догадки".  Психолог Я.А.Пономарев   считает,  что  эвристика  ­  это "абстрактно­аналитическая наука, изучающая один из структурных  уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В  Советском энциклопедическом словаре даются следующие определения эвристики:  1.Специальные методы,  используемые в процессе  открытия  (создания)  нового (эвристические методы).  2.Наука,  изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую дея­ тельность). 3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика). По мнению психолога В.Н.Пушкина,  эвристика ­ это отрасль  знания, "изучающая формирование новых действий в необычной си­ туации", она  может стать наукой "в том случае,  если эвристи­ ческие процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут на­ конец свое математическое описание". Приведенные высказывания (которых можно было бы  привести  больше), свидетельствуют  о  том,  что эвристика как самостоя­ тельная наука еще не сформировалась. Несомтря на большое количество научных трудов,  посвященных вопросам эвристики,  они, как правило, касаются ее частных  проблем и  не  дают четкого представления ни об объекте,  ни о  предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук. Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса  и  предмета  эвристики  изложены в работах Буша Г.Я и Буша К. По определению авторов этой работы , "Эвристика ­ это об­ щенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в чело­ веческой деятельности и общении". Предметом эвристики является "выявление, обработка и упо­рядочение закономерностей,   механизмов   и   методологических  средств антиципации  (предвосхищения) и конструирования нового  знания и целеустремленных  способов  деятельности  и  общения,  создаваемых на  основе обобщения прежнего опыта и опережающего  отражения моделей будущего с целью более полного  удовлетворения потребностей людей". Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения  частных  подходов  к эвристике она удалась,  но  вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности по­ мешало авторам  в  данном  определении  выделить специфические  черты именно эвристики,  и в результате  под  это  определение  можно подвести  и другие общенаучные дисциплины,  например та­ кие, как прогнозирование или системный подход. Множество толкований  эвристики говорит о разном содержа­ нии, которое вкладывают авторы различных  концепций  в  данное  понятие. При этом общим и бесспорным является то,  что во всех  случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятель­ ностью, с творчеством. Общими звеньями,  связывающими в единую цепь понятия "эв­ ристика" и "творчество",  являются представления о нетривиаль­ ности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к  понятию "творчество" такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике ­ методы и  средства получения этого результата.