Приложение к основной образовательной программе
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая программа
учебного курса
по физике
для 9 класса
«Практикум по физике»
Составила
учитель физики
Пучкова Е.Н.
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса для 9 класса «Практикум по физике» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень) и полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Она поможет учащимся оценить свои способности не только к физике, но и к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор дальнейшего обучения в старшей школе.
Учебный курс ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися на уроках физики знаний и умений, посвящён самым важным вопросам курса физики основной школы. Ключевые понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: практических, качественных, расчетных, графических и др.
Цели курса:
· развитие интереса к физике и к решению физических задач;
· совершенствование и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
· формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
· формирование у учащихся общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
· формирование коммуникативных умений работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
· подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе
·
систематизации
знаний учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА.
Задачи курса:
· Повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить полученные знания.
· Обучить школьников методам и приемам решения нестандартных физических задач.
· Познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.
· Сформировать умения работать с различными источниками информации
· Выработать исследовательские умения.
· Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
· Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
· Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём заключается их работа.
Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения. С введением ОГЭ и ЕГЭ необходимость в умении решать задачи возросла.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
Программа предусматривает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении. Курс рассчитан на учащихся разной степени подготовки, т.к. в его основе заложены принципы дифференцированного обучения на основе задач различного уровня сложности и на основе разной степени самостоятельности освоения нового материала. Для курса характерна практическая и метапредметная направленность заданий. Данный элективный курс содержит комплекс задач и тестов для обобщения и расширения изученного материала и навыков решения задач, позволяет выработать алгоритм решения задач по ключевым темам. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Темы изучения актуальны для данного возраста учащихся, готовят их к более осмысленному завершению курса основной школы, развивают логическое мышление, помогут учащимся оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Технологии, используемые в организации занятий:
· проблемное обучение,
· проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.
Основные виды деятельности учащихся
· Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.
· Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.
· Решение олимпиадных задач.
· Составление таблиц и графиков.
· Взаимопроверка решенных задач.
· Решение тестов ГИА предыдущих лет.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов и является логическим дополнением к авторской программе по физике А.В.Перышкин , Е.М.Гутник «Физика 7-9».
Программа элективного курса полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;
· успешная самореализация учащихся
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Предметные результаты
знать/понимать
· смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
· смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
· использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
· оценки безопасности радиационного фона.
Содержание учебного предмета, курса
Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости тел. Скорости, встречающиеся в природе и технике. Ускорение.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения.
Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движениях.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота.
Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил.
Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи механики.
Закон всемирного тяготения. Определение масс небесных тел.
Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Численные методы решения задач механики.
Сила трения.Сила Архимеда.
Простые механизмы: блок, рычаг. Золотое правило механики.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.
Амплитуда, период, частота. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.
Превращения энергии при колебательном движении.
Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Электромагнитные явления.
(4 часа).
Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчет количества теплоты в разных тепловых процессах. Закон сохранения энергии (тепловой балланс).
Работа в физике. Мощность. Простые механизмы. КПД механизмов. Энергия. Закон сохранения энергии.
Электрический заряд. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа тока. Мощность тока.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов. |
1 |
Основы кинематики |
4 |
2 |
Основы динамики |
4 |
3 |
Простые механизмы. |
2 |
4 |
Законы сохранения в механике |
4 |
5 |
Механические колебания и волны. Электромагнитные явления |
2 |
6 |
Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. |
4 |
7 |
Работа. Мощность . КПД. |
2 |
8 |
Электрические явления |
3 |
9 |
Световые явления |
1 |
10 |
Лабораторный практикум |
7 |
11 |
Резерв |
|
Итого: |
34 |
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
· Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.
· Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
· Успешная самореализация учащихся.
· Опыт работы в коллективе.
· Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
· Опыт составления индивидуальной программы обучения.
· Систематизация знаний.
· Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
· Умние искать, отбирать, оценивать информацию.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Календарно-тематический план
№ п/п |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Примечание |
|||
1. Основы кинематики (4 часа) |
||||||||
1 2 |
1.1 1.2 |
Решение задач по кинематике |
2 |
|
|
|||
3 4 |
1.3 1.4 |
Решение графических задач |
2 |
|
|
|||
2. Основы динамики (4часа) |
||||||||
5 6 |
2.1 2.2 |
Решение задач на законы Ньютона |
2 |
|
|
|||
7 8 |
2.3 2.4 |
Решение задач на закон Архимеда |
2 |
|
|
|||
9 |
|
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
3.Простые механизмы (2 часа) |
||||||||
10
|
3.1
|
Решение задач на равновесие рычага
|
1
|
|
|
|||
11 |
3.2 |
Решение задач с применением золотого правила механики |
1 |
|
|
|||
12 |
|
10. Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
4. Законы сохранения в механике (4 часа) |
||||||||
13 14 |
4.1 4.2 |
Решение задач на закон сохранения энергии |
2 |
|
|
|||
15 16 |
4.3 4.4
|
Решение задач на закон сохранения импульса |
2 |
|
|
|||
5. Механические колебания и волны. Электромагнитные явления ( 2 час) |
||||||||
17 18 |
5.1 5.2
|
Решение задач «Механические колебания и волны. Электромагнитные явления» |
2 |
|
|
|||
19 |
5.3 |
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
6. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. ( 4часа) |
||||||||
20 21 |
6.1 6.2 |
Решение задач на уравнение теплового баланса |
2 |
|
|
|||
22 23 |
6.3 6.4 |
Решение задач на фазовые переходы |
2 |
|
|
|||
24 |
|
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
7. Работа. Мощность . КПД. ( 2 час) |
||||||||
25 26 |
7.1 7.2 |
Решение задач на расчет работы, мощности и кпд |
2 |
|
|
|||
27 |
|
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
8. Электрические и магнитные явления (3 час) |
||||||||
28 29 30 |
8.1 8.2 8.3 |
Электростатика. Решение задач на смешанное соединение проводников. |
3 |
|
|
|||
31 |
|
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
8. Световые явления (1 час) |
||||||||
32 |
8.1 |
Световые явления |
1 |
|
|
|||
33 |
|
10.Лабораторный практикум |
1 |
|
|
|||
34 |
|
Резерв |
1 |
|
|
|||
|
Итого: |
34 |
||||||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
1. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;
2. Пёрышкин А.В. «Физика. 8 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;
3. Пёрышкин А.В. «Физика. 9 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009.
Учебно-методические пособия
1. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987;
2. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;
3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012;
4. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс» - М.: Экзамен, 2012;
5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977;
6. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005;
7. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс;
8. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
9. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 8 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
10. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 9 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;
11. Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.