Содержание программы
Рабочая программа составлена на основании ГОС и Программы курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, с учётом авторской программы по информатике (Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ, 2011). Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, под издательством «БИНОМ», Лаборатория знаний, Москва, 2011 год.
Курс рекомендован учащимся 5-7 классов общеобразовательных учреждений объемом 1 учебный час в неделю и 34 часа в год в каждой параллели согласно учебному плану.
Данный курс проводится в классах: 5А, 5Б, 6А, 6Б, 7А, 7Б, которые являются общеобразовательными классами.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-7 классах могут быть определены следующим образом:
· формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
· пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
· развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
• расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
• создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
• сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов положены такие принципы как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану |
Реквизиты программы |
УМК |
УМК |
||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный |
||||
5 |
|
1 |
|
Рекомендовано ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию |
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. |
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. |
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану |
Реквизиты программы |
УМК |
УМК |
||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный |
||||
6 |
|
1 |
|
Рекомендовано ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию |
Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. |
Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010. |
Класс |
Количество часов в неделю согласно учебному плану |
Реквизиты программы |
УМК |
УМК |
||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный |
||||
7 |
|
1 |
|
Рекомендовано ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию |
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. |
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. |
Перечень контрольных, практических и лабораторных работ
6 класс
№ урока в |
Вид работы |
Тема, наименование |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||
2 |
Практическая работа № 1 |
«Работа с файлами и папками» |
1 |
|
|
5 |
Практическая работа № 2 |
«Знакомство с текстовым процессором Word» |
1 |
|
|
7 |
Практическая работа № 3 |
«Создание надписей» |
1 |
|
|
8 |
Практическая контрольная работа № 1 |
«Создание документов в текстовом процессоре Word» |
1 |
|
|
10 |
Практическая работа № 4 |
«Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки» |
1 |
|
|
11 |
Практическая работа № 5 |
«Оформление текста в виде списков. Маркированные списки» |
1 |
|
|
12 |
Контрольная работа № 2 |
«Компьютер и информация» |
1 |
|
|
14 |
Практическая работа № 6 |
«Создание таблиц» |
1 |
|
|
15 |
Практическая работа № 7 |
«Таблицы. Размещение текста и графики» |
1 |
|
|
16 |
Контрольная работа № 3 |
«Человек и информация» |
1 |
|
|
17 18 19 |
Практическая работа № 8 |
«Таблицы. Построение диаграмм» |
3 |
|
|
20 21 |
Практическая работа № 9 |
«Графический редактор Paint» |
2 |
|
|
22 |
Контрольная работа № 4 |
«Понятия. Отношения между понятиями». |
1 |
|
|
23 |
Практическая работа № 10 |
«Планирование работы в графическом редакторе Paint» |
1 |
|
|
24 25 |
Практическая работа № 11 |
«Графические возможности текстового процессора Word» |
2 |
|
|
26 |
Контрольная работа № 5 |
«Понятия. Суждения. Умозаключения». |
1 |
|
|
28 |
Практическая работа № 12 |
«Рисунок на свободную тему» |
1 |
|
|
29 |
Практическая работа № 13 |
«Презентация «Часы» |
1 |
|
|
30 |
Практическая работа № 14 |
«Презентация «Времена года» |
1 |
|
|
31 |
Практическая работа № 15 |
«Презентация «Скакалочка» |
1 |
|
|
Практическая работа № 16 |
«Работа с файлами и папками» |
|
|||
32 |
Практическая работа № 17 |
«Создаем слайд-шоу» |
1 |
|
|
Практическая работа № 18 |
«Знакомство со средой программирования» |
|
|||
33 |
Контрольная работа № 6 |
«Алгоритмизация» |
1 |
|
|
34 |
Практические работы № 19, 20, 21 |
«Исполнители» |
1 |
|
|
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Содержание курса информатики и ИКТ
6 класс
1. Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники[1].. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Требования
к уровню подготовки выпускников 6 класса
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
· понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
· приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
· различать необходимые и достаточные условия;
· иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
· уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
· иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
· иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
· уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
· определять назначение файла по его расширению;
· выполнять основные операции с файлами;
· уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
· создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
· иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Требования
к уровню подготовки выпускников 7 класса
в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект», приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»,иметь представление о назначении и области применения моделей, различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Учебно-тематический план 6 класс
№ урока |
Наименование раздела программы |
Тема урока
Этап проектной или исследовательской деятельности |
Количество часов |
Содержание |
Вид контроля
Измерители |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||||
Знать |
Уметь |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||||||
|
||||||||||||
1 |
Компьютер и информация |
Компьютер – универсальная машина работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
История вычислительной техники. Информатика, информация, виды информации. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер, его назначение и устройство. История вычислительной техники. |
Вводный |
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Знать требования к организации компьютерного рабочего места |
Уметь различать виды информации по способам ее восприятия; приводить примеры обработки информации на компьютере; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека |
§ 1.1, доклады по § 4.13 – 4.18 |
|
|
||
2 |
Файлы и папки. Практическая работа № 1 «Работа с файлами и папками». |
1 |
Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами |
Текущий |
Знать виды прикладных программ, основные операции с файлами.
|
Уметь создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению |
§ 1.2 |
|
|
|||
3 |
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. |
1 |
Представление информации в памяти компьютера. Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Редактирование документа в текстовом процессоре Write Понятие системы счисления, двоичная Система счисления |
Текущий |
знать виды объектов текстовой информации. Знать и уметь различать виды систем счисления |
Уметь запускать программу, вводить, из- менять текст, проверять правописание, сохранять документы. Уметь приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления; выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Writer
|
§ 1.3 с. 16 -19, доклады по § 4.1 – 4.10 |
|
|
|||
4 |
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением «Калькулятор». |
1 |
История счета и систем счисления. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления с помощью калькулятора |
Текущий
Тест |
Знать алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
|
Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием калькулятора |
§ 1.3 с. 20 – 21, РТ с. 10 № 12, 13 |
|
|
|||
5 |
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 2 «Знакомство с текстовым процессором Word». |
1 |
Кодирование текстовой информации. Таблицы кодирования. Байт, объем текстового документа |
Текущий |
Понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись. |
Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи |
§ 1.3 с. 21 – 23 |
|
|
|||
6 |
Кодирование текстовой информации. |
1 |
Элементы текста и способы их форматирования |
Текущий |
Различные формы представления текста в документе. |
Уметь редактировать и форматировать текст, используя формат, абзац и текст; создавать надписи |
РТ с. 17-20 № 24-26 |
|
|
|||
7 |
Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 «Создание надписей». |
1 |
Элементы текста и способы их форматирования |
Текущий |
|
|
РТ с. 17-20 № 27-29, подготовка к конт.раб. |
|
|
|||
8 |
Практическая контрольная работа № 1 «Создание документов в текстовом процессоре Word». |
1 |
Формы представления информации. Способы кодирования информации |
Итоговый Текст работы |
Этапы создания текстовых документов, основные правила набора текста, основные операции редактирования и форматирования |
Уметь создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу |
|
|
|
|||
9 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word». |
1 |
|
Текущий |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||||||||||
10 |
Компьютер и информация |
Кодирование графической информации. Практическая работа № 4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки». |
1 |
Изображения в памяти компьютера. Векторное кодирование графической информации. Сходства и различия в способах кодирования графической информации. Списки как способ оформления текста |
Текущий |
Понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование. |
Уметь создавать нумерованные списки |
§ 1.3 с. 23 – 27 |
|
|
||
11 |
Единицы измерения информации. Практическая работа № 5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки». |
1 |
Носители информации, единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Списки как способ оформления текста |
Текущий
Карточки |
Знать связь между единицами измерения информации.
|
Уметь переводить из больших единиц измерения информации в меньшие. Уметь создавать нумерованные списки |
§ 1.4, с. 30 № 3, 4, подготовка к контр. работе |
|
|
|||
12 |
Контрольная работа № 2 «Компьютер и информация». |
1 |
Компьютер и информация |
Итоговый Текст работы |
Понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование, носители информации, единицы измерения информации |
Кодировать и декодировать информацию. Создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу. Переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную. |
|
|
|
|||
13 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютер и информация». |
1 |
|
Текущий |
|
|
|
|
|
|||
14 |
Человек и информация |
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создание таблиц». |
1 |
Понятие информации как знания, правила, факты. Формы получения знаний |
Текущий |
Знать достоинства и недостатки представления информации в виде текста. способы познания чело-веком мира через органы Чувств, способы структурирования текста с помощью таблиц |
Уметь создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках. Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы |
§ 2.1, 2.2 РТ с. 25-30 № 32, 33, 37, 38 |
|
|
||
15 |
Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики».
|
1 |
Логика, объект, существенные признаки объекта, понятие Наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, диаграммы и т.д. |
Текущий |
Понятия: логика, объект, признак, понятие |
Уметь получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов |
§ 2.3 с. 36 - 38, РТ с. 48 № 17, подготовка к контр. работе |
|
|
|||
16 |
Контрольная работа № 3 «Человек и информация». |
1 |
|
Итоговый Текст работы |
|
|
|
|
|
|||
17 |
Как образуются понятия? Практическая работа № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 1-2). |
1 |
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Обработка графической ин формации |
Текущий |
Знать логические приемы оперирования с понятием. |
Уметь создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации |
§ 2.3 с. 38 – 42, с. 41-42 № 6-10 |
|
|
|||
|
|
|||||||||||
18 |
Человек и информация |
Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 «Таблицы. Построение диаграмм». |
1 |
Объем и содержание понятия. Единичные и общие понятия |
Текущий
Тест |
Понятия: содержание понятия, объем понятия, единичное понятие, общее понятие. |
Уметь различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов , которым они присущи; редактировать диаграммы |
§ 2.3 с. 42 – 45, РТ с. 50-51 № 21, 22 |
|
|
||
19 |
Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 «Таблицы. Построение диаграмм». |
1 |
Отношение тождества, пересечения и подчинения. Круги Эйлера-Венна |
Текущий
Тест |
Отношения тождества, пересечения, подчинения понятий |
Уметь редактировать значения данных в диаграммах. |
§ 2.3 с. 45 – 48, с. 51 № 7 |
|
|
|||
20 |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint».
|
1 |
Отношение соподчинения, противоречия и противоположности |
Текущий
Тест |
Знать возможности графического редактора Kolour Paint. |
Уметь устанавливать логические отношения. Уметь делать рисунки, используя основные инструменты и палитру |
§ 2.3 с. 48 – 51, РТ с. 59-60 № 27 |
|
|
|||
21 |
Определение понятий. Практическая работа № 9 «Графический редактор Paint». |
1 |
Определение понятия через ближайший род и видовое отличие |
Текущий |
Знать виды определений, требования к построению родовидового определения. |
Уметь создавать рисунок, используя различные инструменты ; преобразовывать рисунок |
§ 2.3 с. 51 – 53, РТ с. 57-58 № 26, подготовка к конт. раб. |
|
|
|||
22 |
Контрольная работа № 4 «Понятия. Отношения между понятиями».
|
1 |
|
Итоговый Текст работы |
|
|
|
|
|
|||
23 |
Классификация. Практическая работа № 10 «Планирование работы в графическом редакторе Paint».
|
1 |
Понятие о классификации |
Текущий |
Знать требования к классификации, признаки классификации.
|
Уметь классифицировать понятия по определенному признаку |
§ 2.3 с.54 – 55, РТ с. 60-61 № 28 |
|
|
|||
24 |
Суждение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Графические возможности текстового процессора Word». |
1 |
Суждения. Простые и сложные. Общеутвердительные, общеотрицательные, Частноутвердительное, частноотрицательные. Логические связки |
Текущий |
Знать виды суждений |
|
§ 2.4, с. 58 № 1, 4 |
|
|
|||
25 |
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 11 «Графические возможности текстового процессора Word». |
1 |
Умозаключения - форма мышления |
Текущий |
Знать правила получения умозаключений |
Уметь встраивать в текст графические объекты из коллекции |
§ 2.5, с. 60 № 1, подготовка к контр. работе |
|
|
|||
26 |
Контрольная работа № 5 «Понятия. Суждения. Умозаключения». |
1 |
|
Итоговый Текст работы |
требования к классификации, признаки классификации. Виды суждений. Правила получения умозаключений |
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора |
|
|
|
|||
27 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и информация». |
1 |
|
Текущий |
|
|
|
|
|
|||
|
||||||||||||
28 |
Элементы алгоритмизации |
Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». |
1 |
Понятия сочинителя и исполнителя и их взаимосвязь. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок- схемы |
Текущий |
Знать определение алгоритма, его свойства. Понятия: исполнитель, система команд исполнителя |
Уметь приводить примеры алгоритмов. Уметь пошагового исполнять алгоритм |
§ 3.1-3.3, РТ с. 95 № 24, 25 |
|
|
||
29 |
Линейные алгоритмы. Практическая работа № 13 «Презентация «Часы». |
1 |
Понятие линейного алгоритма. Примеры
|
Текущий |
Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков. Знать правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков.
|
Уметь составлять линейные алгоритмы Уметь составлять линейные алгоритмы и записывать их различ-ными способами, пошагового выпол-нять линейные алгоритмы
|
|
|
|
|||
30 |
Линейные алгоритмы. Практическая работа № 14 «Презентация «Времена года». |
1 |
Текущий |
|
|
|||||||
31 |
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 15 «Презентация «Скакалочка». Практическая работа № 16 «Работа с файлами и папками». |
1 |
Условие. Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма |
Текущий |
Знать правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков. |
Уметь составлять алгоритмы с раз-ветвлениями и записывать их различными способами. Уметь создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы |
|
|
|
|||
32 |
Циклические алгоритмы. Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу». Практическая работа № 18 «Знакомство со средой программирования». |
1 |
Цикл. Способы записи цикла. Условие и виды цикла |
Текущий |
Знать понятие цикла, его разновидности. Программы программирования , операторы |
Уметь составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы. |
|
|
|
|||
33 |
Контрольная работа № 6 «Алгоритмизация». |
1 |
|
Итоговый Текст работы |
|
Уметь выполнять основные операции с файлами и папками |
|
|
|
|||
34 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмизация». Практические работы № 19, 20, 21 «Исполнители». |
1 |
|
Текущий |
|
|
|
|
|
|||
Пояснительная записка
Контрольные работы для учащихся 5,6,7 х классов проводятся с целью проверки знаний учащихся и умений практически пользоваться полученными знаниями.
Они дают учителю объективный материал, характеризующий уровень подготовки всех учащихся. Контрольная работа составлена в виде заданий в двух вариантах.
Контрольная работа рассчитана на 40 мин.
Для успешного выполнения задания ученики должны изучить следующие разделы:
1.Информация. Виды Информации
2.Компьютер. Память компьютера
3.Папки и файлы. Создание документа Word
4. Информационное моделирование
5. Алгоритмика
Данная контрольная работа позволяет оценить полученные навыки и умения:
в работе с приложениями пакета MS Office 2007 и выше;
в работе по созданию и сохранению созданного документа;
в отражение работы с информацией, расположение её с нормами этики и эстетики;
в работе с инструментарием табличного процессора;
в отражение работы с информацией посредством деловой графики.
Выбор варианта контрольной работы производится по следующему принципу:
ученик, фамилия которого начинается на буквы с «А» по «З» включительно – вариант I;
ученик, фамилия которого начинается на буквы с «И» по «Н» включительно – вариант II;
ученик, фамилия которого начинается на буквы с «О» по «Ф» включительно – вариант III;
ученик, фамилия которого начинается на буквы с «Х» по «Я» включительно – вариант IV.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;
«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.
Контрольная работа для 6 класса
Вариант 1
1.Paint.Чтобы «размножить» фрагмент, его необходимо перетащить... кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу…:
А. Правой, Ctrl
В. Правой, Shift
В. Левой, Alt
Г. Левой, Ctrl
Д. Левой, Shift
2. Paint.С помощью Палитры выбираются:
А.Основной цвет — левой кнопкой мыши.
дополнительный цвет — правой кнопкой мыши.
Б.Дополнительный цвет — левой кнопкой мыши. Основной цвет — правой кнопкой мыши.
3. В графическом редакторе Paint можно отменить:
А.Три последних действия.
Б.Одно последнее действие.
В.Любое действие.
Г.сколько угодно действий.
Д.Пять последних действий.
4.Какая клавиша включает числовую клавиатуру?
А.NumLock
Б.CapsLock.
В.Enter.
Г.Insert.
Д.Shift.
5.Электронное устройство для сопряжения различных компонентов компьютера:
А.Шина
Б.Модем
В.Драйвер.
Г.Системный блок.
Д.ОЗУ.
6. «Папка содержит информацию о …хранящихся в…». Вместо многоточия вставьте соответствующие слова:
А.Программах, оперативной памяти.
Б.Файлах, оперативной памяти.
В.Программах, внешней памяти.
Г.Файлах, внешней памяти.
Д.Программах, процессоре.
7. При работе в среде Microsoft Windows команда СОХРАНИТЬ применяется:
А.Для сохранения файла в оперативной памяти.
Б.Для удаления файлов из оперативной памяти.
В.Всегда, когда надо сохранить файл на Дискете.
Г.Для записи файла после его изменения с Существующим именем.
Д.Для сохранения файла под новым именем или на другом носителе.
8. При работе в среде Microsoft Windows команда СОХРАНИТЬ КАК применяется:
А.Для сохранения файла в оперативной памяти.
Б.Для удаления файлов из оперативной памяти.
В.Всегда, когда надо сохранить файл на дискете.
Г.Для записи файла после его изменения с существующим именем.
Д.Для сохранения файла под новым именем или на другом носителе.
9. При работе в среде Microsoft Windows команда КОПИРОВАТЬ из меню ПРАВКА:
А.Копирует выделенный фрагмент в буфер.
Б.Копирует выделенный фрагмент в буфер и стирает его с экрана.
В.Копирует содержимое буфера на экран туда, где стоит курсор.
Г.Записывает выделенный фрагмент в новый файл.
Д.Создает вторую копию этого фрагмента на экране.
10.Hardware принято называть:
А.Программное обеспечение персонального компьютера.
Б.Базовую конфигурацию вычислительной системы
В.Аппаратное обеспечение персонального компьютера.
Г.Внешнюю архитектуру персонального компьютера.
Д.Периферийные устройства персонального компьютера
2 Вариант
1. При работе в среде Microsoft Windows команда ВСТАВИТЬ из меню ПРАВКА:
А.Копирует выделенный фрагмент в буфер.
Б.Копирует выделенный фрагмент в буфер и стирает его с экрана.
В.Копирует содержимое буфера на экран туда, где стоит курсор.
Г.Записывает выделенный фрагмент в новый файл.
Д.Создает вторую копию этого фрагмента на экране.
2. Компьютер может «заразиться» вирусом при:
А.Работе с «зараженной» программой.
Б.Тестировании компьютера.
В.Форматировании дискеты.
Г.Перегрузке компьютера.
Д.Запуске программы DRWER
3.Наименьшая единица информации:
А.Байт
Б.Кбайт
В.Бит
Г.Код
Д.Мбайт
4.Байт – это:
А.Единица количества информации, изображаемая 1 или 0.
Б.Средство изменить код буквы в ОЗУ.
В.Последовательность из 8 бит.
Г.Комбинация из четырех шестнадцатеричных цифр.
Д.Максимальная единица измерения количества информации.
5.В одном килобайте содержится:
А.1000 байт
Б.1024 бита
В.8 байт
Г.1000 бит
Д.1024 байта
6.Представление информации посредством, какого – либо алфавита называется:
А.Кодирование
Б.Обработка
В.Передача
Г.Азбука
Д.ASCII
7.Слово ЗИМА, закодированное командами таблицы ASCII:
А.7888С808
Б.87888С80
В.08С88878
Г.808С8887
Д.87808788
8.К основным узлам компьютера, входящим в состав системного блока, не относятся:
А.Трекбол
Б.Материнская плата
В.Блок питания
Г.Адаптеры
Д.Дисковод для флоппи – дисков, винчестер, модем.
9.Минимально необходимый набор устройств для работы компьютера содержит:
А.Принтер, системный блок, клавиатуру.
Б.Системный блок, монитор, клавиатуру.
В.Системный блок, дисководы, мышь.
Г.Процессор, мышь, монитор.
Д.Принтер, винчестер, монитор, мышь.
10.Об оперативной памяти ПК можно сказать:
А.Сохраняется при включении ПК.
Б.Очищается при выключении ПК.
В.Это память, которая используется для ускорения работы ПК.
Г.Участок памяти, где находятся операционная система.
Д.Служит для запоминания файлов после их изменения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.