Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …», С. Есенин «Поет зима-аукает…». Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Оценка 4.6

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …», С. Есенин «Поет зима-аукает…». Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Оценка 4.6
doc
15.01.2021
Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …», С. Есенин «Поет зима-аукает…». Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.
Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …», С. Есенин «Поет зима-аукает…»..doc

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …», С. Есенин «Поет зима-аукает…». Сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

 

Задачи урока: способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения   учащихся, как результата понимания текста, образного мышления, умения формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и сопоставлять картины и стихи известных живописцев и поэтов. Стремиться к формированию чувства сострадания, заботливого отношения к живому, к родной природе.

Оборудование: учебник, иллюстрации на зимнюю тематику, портреты

Ф. Тютчева и С. Есенина, запись на доске, рисунок Чародейки Зимы, загадка, аудиозаписи стихотворений, ноутбук, снежинки, музыка для физминутки.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

 

2. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

 - Ребята, поднимите руку, кто из вас любит фантазировать?   Это умение нам  сегодня очень пригодится.     

  - Я вам предлагаю отправиться на экскурсию. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку.

                           Снег на полях,

                           Лед на реках,

                            Ветер гуляет.

                            Когда это бывает?

                                         (Зимой.)

Итак, мы отправляемся в гости к Чародейке Зиме (используется картинка).

- Экскурсия наша будет необычной. Вам понадобится умение  слушать, слышать, выразительно читать, правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

- Чародейка Зима, хочет проверить, готовы ли вы  к экскурсии.

Ей нужно помочь составить «словарь» зимних слов.

 

Речевая разминка

- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. Чародейка Зима предлагает  провести речевую разминку.

Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

 И еще одно задание:

- Прочитайте предложение, каждый раз выделяя голосом другое слово.

С неба падают снежинки.

 

3. Проверка домашнего задания.

 -  Дома вы учились выразительно читать стихотворения И. Бунина «Зимним холодом» и К. Бельмонт «Снежинка».

 Чтение стихотворений.

-Дайте оценку чтения.

-Ребята, о чем эти стихи ? (О красоте зимней природы. О том, как красив зимний лес).

-Ребята, а какая зима во всех прочитанных нами стихах? (Радостная, веселая, долгожданная).

 

4. Изучение нового материала

— Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»

-  Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

— Какие ассоциации у вас связаны со словом  ЗИМА?

— Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? (Используются иллюстрации на зимнюю тему).

Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

Сегодня вы познакомитесь с творчеством Ф. Тютчева  и С. Есенина. 

 

Интересные факты из биографии писателя Ф. Тютчева  

Федор Иванович не отличался крепким здоровьем и часто болел. Именно поэтому он не учился с другими детьми, как обычный школьник, а находился на домашнем обучении.

Первое стихотворение “Любезному папеньке” мальчик написал в 11 лет.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, он в совершенстве владел латинским, французским и древнегреческим языками, а общество любителей русской словесности с радостью приняло его в свои ряды.

В возрасте 15 лет Тютчев поступил в Московский университет на отделение словесности, а к 18 годам окончил его, получив кандидатскую степень.

 

Первичное восприятие произведения.

Аудиозапись стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимой …»

 

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

-Понравилось вам стихотворение?

 

Словарная работа.

Чародейка  - то же, что и волшебник, колдунья.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

– Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес)

Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)

Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями.

– Что такое, снежная бахрома? (это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать.

Затрепещет – задрожит.

 

- Давайте внимательно прочитаем.  Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в стихотворения.

 

Чтение детьми вслух. 

 

- Почему зима названа чародейкою?

- Чем очарован зимний лес?

- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?

- Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?

- Можно заметить чудную жизнь леса? Почему она является невидимой, скрытой?

-С кем автор сравнивает лес? (Не мертвец и не живой.)

Такое выразительное средство, когда можно представить кого-то вместо описываемого предмета, в литературе называется олицетворение.

-Какое еще выразительное средство использует Тютчев?

(Если дети затрудняются, обратить внимание на «снежную бахрому») (Сравнение.)

-Что сравнивает поэт со снежной бахромой? (Снег.)

-Почему? (Бахрома –это свисающие нити, кисти. И снег также свисает с веток деревьев.)

-С чем еще сравнивает снег автор? (Легкая пуховая цепь.)

- Что такое цепь? Какой она обычно бывает?

- Какой названа цепь у Тютчева?   (пуховой, устаревшая форма слова пуховый)

 

5. Физминутка «Скачут зайцы …» (под музыку)

 

 

6. Работа по теме урока

Интересные факты из биографии писателя

Родился Сергей Есенин 21 сентября (3 октября по современному стилю) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии, в простой крестьянской семье.

Поскольку отец С. А. Есенина почти постоянно находился в Москве, работая  в лавке, и бывал в селе изредка, Есенин воспитывался у своего деда и бабушки по материнской линии. Мать Сережи с его двухлетнего возраста уезжала на заработки в Рязань.

Дед Есенина - Федор Титов хорошо знал церковные книги, а бабка – Наталья Титова была прекрасной рассказчицей сказок, пела множество песен и частушек, как позже признался сам поэт, именно она дала толчок к написанию первых стихов.

К 5 годам мальчик научился читать,  в возрасте 9 лет его отдают в сельское земское училище. Проучившись 5 лет, он с отличием оканчивает училище. Затем  подросток Сергей Есенин продолжил обучение в церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики, получив специальность «учитель школы грамоты».


Первичное восприятие произведения.

Аудиозапись стихотворения С. Есенина

 

Беседа по первичным впечатлениям.

-Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали?

- Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное) 
– Что вам особенно понравилось? Расскажите.

 

Словарная работа.

Стозвон: звон 100 сосен, сосны высокие, их верхушки задевают друг друга. Стозвон – имеющий сто звонов.

Сосняк – сосновый лес.

 

Самостоятельное чтение полу-шепотом
-А теперь прочитаем стихотворение вслух.

 

- Какие картины зимней природы представляются перед вами при чтении стихотворения?

-Как поэт говорит о метелице?

- Как поэт оживляет зимнюю природу?

-Какова тема этого произведения? (Зимняя природа)

-Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)

 

Закрепление

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя замечательными произведениями, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что общего есть у них?

- Чем они отличаются?

 

Работа с технологией «дерево»

-Подумайте и запишите, какие прилагательные подобрали бы вы для описания зимнего пейзажа.

 

Итоги

-С какими стихотворениями мы познакомились сегодня на уроке?

-Кто авторы?

-Какой зима в них представлена?

-В чем их сходства и различия?

 

Домашнее задание: с.194-195 выр. чит.

 

Оценки.   

- Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, откиньтесь на спинку стула, положите руки на стол перед собой и представьте, что идет легкий мягкий пушистый снежок. Он падает прямо на ваши ладошки (кладу детям на ладони снежинки). Это подарки от чародейки зимы вам за активную работу, а в журнал я вам поставлю «5».

 

 

 

 

           


Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …»,

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой …»,

Чародейка Зима предлагает провести речевую разминку

Чародейка Зима предлагает провести речевую разминку

Аудиозапись стихотворения Ф

Аудиозапись стихотворения Ф

Физминутка «Скачут зайцы …» (под музыку) 6

Физминутка «Скачут зайцы …» (под музыку) 6

Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)

Какова главная мысль этого произведения? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу…)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021