7 класс 15.11.2021
Урок 10. Файлы и файловые структуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера.
Задачи:
образовательная:
- повторить устройства компьютера, программное обеспечение и его типы.
- познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
- сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.
развивающая:
- развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
воспитательная:
- формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
- формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- практический,
- метод применения ИКТ,
- работа с учебником.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих.
2. Актуализация знаний
1. Что такое программное обеспечение и на какие типы оно делится?
ПО – это вся совокупность программ, хранящаяся на всех устройствах долговременной памяти компьютера.
ПО делится на три типа: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.
2. Покажите мне, пожалуйста, какие программы к какому типу относятся (приложение 1 - презентация, максимум 9 баллов)
3. (Работа в парах). На каждой парте лежат листочки со словами, соберите из этих слов предложение (приложение 2).
Собирают предложение «Информация хранится на различных носителях»
4. В виде чего хранится информация вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1)
5. Перед вами компьютер. Задание: откройте файл «Урок». Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере?
Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» На каком диске или в какой папке он лежит.
Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура».
Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» (слайд 2)
Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться?
3. Формирование новых знаний
Откройте параграф 11. Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь. (слайд 3)
Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. У вас на столах лежит набор карточек № 2 (Приложение 3). (слайд 4)
На одном компьютере может быть несколько дисководов и жёсткий диск, встроенный в системный блок делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском и обозначаются одной буквой: А:\, В:\, С:\, D:\, Е:\ и т. д.
На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.
Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). (слайд 5)
Приводится аналогия со шкафом. (слайд 6) Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов. Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. (слайд 7)
Найдите в учебнике §11 определение файловой структуры диска. Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. (слайд 8)
Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов.
Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия — это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. Д. (слайд 9).
Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск.
Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.
Задание: Выберите имена папок и допустимые имена файлов (2 балла). (слайды 10, 11)
1) Lettet.txt
2) IVAN*.doc
3) Book
4) List.doc
5) 2012 год
6) Windows.jpg
7) 8 «А» класс.jpg
8) Windows
9) Dom.doc.
Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.
В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш.
Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.
Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg
4. Физминутка
Учащиеся выполняют упражнения. (слайды 14-20).
5. Закрепление изученного материала
Задание
1.
Выбери
правильные имена файлов:
1. Рыбалка.
2. Сочинение о лете.
3.
12>13
4. 12 больше 13
5. Ура!
6. Мой_рисунок
7. Список 8 «А» Ответ:
1,2,4,5,6.
Задание
2.
В
папке My game находятся файлы
1. My_game.exe
2. My_game.txt
3. My_game.bmp
4. My_game.avi
5. My_game.wav.
Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре (2 - текстовая информация).
Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа).
Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация).
Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация).
Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).
Задание 3.
Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов, графических файлов, программ.
aaa.bmp, leto.doc, mama.jpg, ura.wav, dog.txt, cat.jpg, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, box.exe, game.bmp, vopros.wav, otvet.txt.
Ответы:
leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt - текстовые;
aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp - графические;
boy.exe, box.exe - программы.
6. Домашнее задание
Прочитать § 11. Выполнить задание на карточке.
7. Итог урока (рефлексия деятельности)
Какие понятия мы сегодня с вами изучили?
Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета. (слайд 23)
Рефлексия «ДЕРЕВО»
Красное яблоко – урок очень интересный, мне всё понравилось.
Жёлтое яблоко – мне понравился урок, но я не со всем справился.
Полосатое яблоко – я со всем справился, но урок был не очень интересный.
Зелёное яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.