Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.
Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Однако нас в свете обсуждения проблемы установки, больше интересуют те черты, которые Кэттел называл динамическими.
ФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ КЭТТЕЛА.
Кэттел рассматривает личность как сложную и
дифференцированную структуру черт, где мотивация по
преимуществу зависит от субсистемы так называемых
динамических черт.
Вообще черта наиболее важное у Кэттела понятие.
Центральным для Кэттела является различение между
поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные
черты более важными, чем поверхностные. Однако нас в свете
обсуждения проблемы установки, больше интересуют те черты,
которые Кэттел называл динамическими.
Динамические черты можно разделить на три группы:
аттитюды, эрги и чувства.
1.
Аттитюды. Аттитюд, по Кэттелу, выраженная
динамическая переменная, наблюдаемое выражение стоящей за
этим динамической структуры, из которой должны выводиться
эрги, чувства и их отношения. Аттитюд конкретного индивида
в конкретной ситуации это интерес определенной
интенсивности в некотором действии относительно
определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много.
2.
Эрги. Эрг есть конституциональная динамическая исходная
черта. Кэттел выделил 10 эргов: голод, секс, стадность,
родительская протективность, любопытство, бегство(страх),
драчливость, приобретательство, самоутверждение и
нарциссическая сексуальность.
3.
Чувства. Чувство динамическая черта, формируемая
средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно
результат действия факторов опыта или социокультурных
факторов, а не конституциональных детерминант. По Кэттелу,
чувства это основные приобретенные структуры
динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять
внимание определенным объектам или классам объектов,
чувствовать их определенным образом и реагироватьна них
определенным образом. Чувства организованны вокруг важных
объектов культуры, таких, как социальные институты или
значимые люди.