"Факторы, определяющие климат России"
Оценка 4.8

"Факторы, определяющие климат России"

Оценка 4.8
docx
02.08.2022
"Факторы, определяющие климат России"
факторы, определяющие климат россии.docx

 

Предмет

География

Класс

 8

Тема урока

Факторы, определяющие климат России 

Цель урока

познакомить учащихся с основными факторами, влияющими на климат России: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность.

Планируемые  результаты

1. Познавательные:  общеучебные  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме); логические (анализ и синтез учебной информации,  установление причинно-следственных связей).

2. Личностные:     личностное самоопределение, смыслообразование, т.е. установление обучающими связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

3. Регулятивные:   целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция  в организации своей учебной деятельности, умение ставить проблему.

4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия             Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоны

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

Приветствие учителя:

Добрый день,  дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам!

Приветствие учителя, готовность к уроку

 

 

 

Личностные  –  создание доброжелательной рабочей атмосферы 

в классе, настрой на работу.

 

2. Актуализация знаний

В курсе географии 8 класса мы изучаем природу России. Давайте вспомним основные географические характеристики нашей страны, которые мы уже изучили.

На каком материке расположена Россия?

В каких частях света?

Какими океанами омывается?

Сколько стран-соседей первого порядка?

Расстояние от крайней западной точки до восточной?

Расстояние от крайней северной точки до южной?

Приветствуют учителя.

Евразия

 

Европа и Азия

Атлантическим, Тихим, Северным Ледовитым

16

9000 км

4000 км

Личностные – проявление интереса к новым знаниям.

 

 

2. Создание проблемной ситуации

Итак, наша страна занимает огромную площадь, занимает 2 части света, омывается тремя океанами. Как вы думаете, это будет влиять на природу страны? И в первую очередь это определит разнообразие климатических условий.

Глава: Климат и климатические ресурсы.

Тема: Факторы, определяющие климат России.

Что вы знаете о данной теме? Что хотите узнать?

 

Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Анализируют, сравнивают и обобщают  факты. Выявляют причины.

Учащиеся записывают тему урока.

Личностные –

проявление интереса к новым знаниям.

Регулятивные – умение ставить проблему.

3. Целеполагания

«Власть климата сильнее всех властей»- согласны ли вы с этим утверждением Ш.Монтескье?

Проявляют познавательную инициативу.

Оознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Осознают цели предстоящей деятельности.

Личностные – формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Познавательные -  выделение и формулирование познавательной цели.

4. «Открытие» нового знания

П.1 Факторы формирующие климат.

   Какие факторы формирующие климат вы знаете? Все ли они влияют на формирование климата нашей страны?

 Климат любой территории характеризуется основными климатическими показателями: количество тепла, осадков и распределение их по сезонам, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Какой из факторов формирования является основным? Давайте разберемся почему.

Разберем отдельные климатообразующие факторы:

1.             Солнечная радиация – энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света.

Измеряется в ккал/см2/. 

Солнечная радиация, проходящая через атмосферу, делится на прямую, рассеянную, поглощенную и отраженную.(рис  в учебнике)

Солнечная радиация частично рассеивается в атмосфере облаками, каплями воды, частицами пыли, остальная доходит до Земли – это рассеянная.

Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности Земли (прямая + рассеянная).

Часть радиации отражается от поверхности Земли – это отраженная радиация.

Радиация, которая нагревает Земную поверхность, называется поглощенная.

На количество солнечной радиации, которое получает территория, влияет:

1 географическая широта, т.е. угол падения солнечных лучей.

2 состояние атмосферы (наличие облаков, влажность воздуха).

3 характер подстилающей поверхности. Снег отражает до 80 % солнечной радиации. Чернозем поглощает больше радиации, чем песок.

2 Циркуляция воздушных масс.

Воздушные массы – это большие объемы воздуха, формирующиеся над территорией и обладающие определенными свойствами.

В формировании климата России участвуют арктические, умеренные, тропические воздушные массы.

На европейской территории России влияет умеренный морской воздух, который приносится с запада с Атлантики, на азиатской части его влияние ослабевает. На востоке умеренные морские массы с Тихого океана влияют только летом, за счет муссонной циркуляции. В западных районах Восточной Сибири круглый год преобладает континентальный воздух умеренных широт.

С Северного Ледовитого океана приходят летом арктические морские массы, а зимой континентальные, потому что океан зимой замерзает и над ним формируется сухой воздух, как над континентом.

Проходя над огромной территорией России, воздушные массы меняют свои свойства, то есть трансформируются.

АВм (с Северного Ледовитого океана)                    летом прогревается, двигаясь на юг                       образует суховеи в Предкавказье..

3 Атмосферные фронты – это переходные зоны, разделяющие разные по своим свойствам воздушные массы (теплые и холодные). Ширина их достигает несколько десятков километров. Здесь происходит быстрое изменение температур, влажности и давления.

Над территорией России чаще всего располагаются:- арктический фронт – разделяет арктические и умеренные воздушные массы.

- полярный фронт – разделяет умеренные и тропические воздушные массы.

Холодный фронт

Тёплый фронт

  1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым.
  2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх.
  3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер.
  4. После прохождения фронта – похолодание.
  1. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным.
  2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его.
  3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди.
  4. После прохождения фронта-- потепление

       С атмосферными фронтами связано формирование крупных атмосферных вихрей – циклонов и антициклонов. 

Циклон – вихрь с низким давлением в центре.

Антициклон – с высоким давлением в центре.

Выполнение Схемы Циклона и Антициклона.

(заполнение  таблицы –см приложение)

 

Если учащиеся затрудняются с ответом, то открываем учебник и перечисляем.

 

 

Географическая широта

 

 

 

 

 

По ходу объяснения учителя выполняют записи

Анализируют рис и карты в параграфе

Заполняют терминологический словарь

Заполняют таблицу

Коммуникативные  – умение выслушать товарища, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

 

Познавательные - умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, с картами атласа.

Личностные  – формирование устойчивого познавательного интереса.

 

Коммуникативные -

формирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

6.  Применение нового знания.

Выполнение заданий ОГЭ  (см видео)

Учащиеся прослушивают задание и объяснение выполнения

выполняют подобные задания задания

Личностные  – эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные  – умение осуществлять оценку своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

8. Рефлексия

(итог урока)

На схеме циклона или антициклона поместить смайлик со своим именем если всё усвоил – в центр антициклона, средний уровень – в атмосферный фронт, плохо усвоил – в центр циклона

Рефлексируют по заданным вопросам.

Личностные – ответы на вопросы в тесте с обобщением приобретённых знаний.

 

9. Домашнее задание

Записывает и поясняет: параграф

Записывают домашнее задание

 

 

 

Признаки

Циклон

Антициклон

Атмосферное давление

низкое

высокое

Движение воздуха

От периферии к центру

От центра к перифирии

Размеры

2-3 тыс. км.

2-3 тыс. км.

Явления

Охлаждение воздуха с поднятием, образование и выпадение осадков вследствие конденсации.

Прогревание воздуха с опусканием и иссушение

Скорость движения

30-40 км/ч в основном с запада на восток

малоподвижны

Районы формирования

Северная Атлантика, Баренцево море, Охотское море.

Восточная Сибирь

Погода

Пасмурная, с резким изменением погоды, с осадками, ветер

Ясная, малооблачная, летом – теплая, зимой – морозная.

 

 

                                                                                                                                                                                                                        


 

Предмет География

Предмет География

Итак, наша страна занимает огромную площадь, занимает 2 части света, омывается тремя океанами

Итак, наша страна занимает огромную площадь, занимает 2 части света, омывается тремя океанами

Земли – это рассеянная. Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности

Земли – это рассеянная. Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности

Проходя над огромной территорией

Проходя над огромной территорией

Явления Охлаждение воздуха с поднятием, образование и выпадение осадков вследствие конденсации

Явления Охлаждение воздуха с поднятием, образование и выпадение осадков вследствие конденсации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2022