Предмет |
География |
Класс |
8 |
Тема урока |
Факторы, определяющие климат России |
Цель урока |
познакомить учащихся с основными факторами, влияющими на климат России: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. |
Планируемые результаты |
1. Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме); логические (анализ и синтез учебной информации, установление причинно-следственных связей). 2. Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование, т.е. установление обучающими связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. 3. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение ставить проблему. 4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Основные понятия Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоны
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||
1. Организационный момент |
Приветствие учителя: Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы поработали продуктивно, открыли для себя много новых знаний, узнали новое и интересное для себя. Успехов нам! |
Приветствие учителя, готовность к уроку
|
Личностные – создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.
|
||||
2. Актуализация знаний |
В курсе географии 8 класса мы изучаем природу России. Давайте вспомним основные географические характеристики нашей страны, которые мы уже изучили. На каком материке расположена Россия? В каких частях света? Какими океанами омывается? Сколько стран-соседей первого порядка? Расстояние от крайней западной точки до восточной? Расстояние от крайней северной точки до южной? |
Приветствуют учителя. Евразия
Европа и Азия Атлантическим, Тихим, Северным Ледовитым 16 9000 км 4000 км |
Личностные – проявление интереса к новым знаниям.
|
||||
2. Создание проблемной ситуации |
Итак, наша страна занимает огромную площадь, занимает 2 части света, омывается тремя океанами. Как вы думаете, это будет влиять на природу страны? И в первую очередь это определит разнообразие климатических условий. Глава: Климат и климатические ресурсы. Тема: Факторы, определяющие климат России. Что вы знаете о данной теме? Что хотите узнать?
|
Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Анализируют, сравнивают и обобщают факты. Выявляют причины. Учащиеся записывают тему урока. |
Личностные – проявление интереса к новым знаниям. Регулятивные – умение ставить проблему. |
||||
3. Целеполагания |
«Власть климата сильнее всех властей»- согласны ли вы с этим утверждением Ш.Монтескье? |
Проявляют познавательную инициативу.
Осознают цели предстоящей деятельности. |
Личностные – формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные - выделение и формулирование познавательной цели. |
||||
4. «Открытие» нового знания |
П.1 Факторы формирующие климат. Какие факторы формирующие климат вы знаете? Все ли они влияют на формирование климата нашей страны? Климат любой территории характеризуется основными климатическими показателями: количество тепла, осадков и распределение их по сезонам, испаряемость, коэффициент увлажнения. Какой из факторов формирования является основным? Давайте разберемся почему. Разберем отдельные климатообразующие факторы: 1. Солнечная радиация – энергия Солнца, излучаемая в виде тепла и света. Измеряется в ккал/см2/. Солнечная радиация, проходящая через атмосферу, делится на прямую, рассеянную, поглощенную и отраженную.(рис в учебнике) Солнечная радиация частично рассеивается в атмосфере облаками, каплями воды, частицами пыли, остальная доходит до Земли – это рассеянная. Суммарная солнечная радиация – вся солнечная радиация, достигшая поверхности Земли (прямая + рассеянная). Часть радиации отражается от поверхности Земли – это отраженная радиация. Радиация, которая нагревает Земную поверхность, называется поглощенная. На количество солнечной радиации, которое получает территория, влияет: 1 географическая широта, т.е. угол падения солнечных лучей. 2 состояние атмосферы (наличие облаков, влажность воздуха). 3 характер подстилающей поверхности. Снег отражает до 80 % солнечной радиации. Чернозем поглощает больше радиации, чем песок. 2 Циркуляция воздушных масс. Воздушные массы – это большие объемы воздуха, формирующиеся над территорией и обладающие определенными свойствами. В формировании климата России участвуют арктические, умеренные, тропические воздушные массы. На европейской территории России влияет умеренный морской воздух, который приносится с запада с Атлантики, на азиатской части его влияние ослабевает. На востоке умеренные морские массы с Тихого океана влияют только летом, за счет муссонной циркуляции. В западных районах Восточной Сибири круглый год преобладает континентальный воздух умеренных широт. С Северного Ледовитого океана приходят летом арктические морские массы, а зимой континентальные, потому что океан зимой замерзает и над ним формируется сухой воздух, как над континентом. Проходя над огромной территорией России, воздушные массы меняют свои свойства, то есть трансформируются.
3 Атмосферные фронты – это переходные зоны, разделяющие разные по своим свойствам воздушные массы (теплые и холодные). Ширина их достигает несколько десятков километров. Здесь происходит быстрое изменение температур, влажности и давления. Над территорией России чаще всего располагаются:- арктический фронт – разделяет арктические и умеренные воздушные массы. - полярный фронт – разделяет умеренные и тропические воздушные массы.
С атмосферными фронтами связано формирование крупных атмосферных вихрей – циклонов и антициклонов. Циклон – вихрь с низким давлением в центре. Антициклон – с высоким давлением в центре. Выполнение Схемы Циклона и Антициклона. (заполнение таблицы –см приложение) |
Если учащиеся затрудняются с ответом, то открываем учебник и перечисляем.
Географическая широта
По ходу объяснения учителя выполняют записи Анализируют рис и карты в параграфе Заполняют терминологический словарь Заполняют таблицу |
Коммуникативные – умение выслушать товарища, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.
Познавательные - умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, с картами атласа. Личностные – формирование устойчивого познавательного интереса.
Коммуникативные - формирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
||||
6. Применение нового знания. |
Выполнение заданий ОГЭ (см видео) |
Учащиеся прослушивают задание и объяснение выполнения выполняют подобные задания задания |
Личностные – эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме. Регулятивные – умение осуществлять оценку своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. |
||||
8. Рефлексия (итог урока) |
На схеме циклона или антициклона поместить смайлик со своим именем если всё усвоил – в центр антициклона, средний уровень – в атмосферный фронт, плохо усвоил – в центр циклона |
Рефлексируют по заданным вопросам. |
Личностные – ответы на вопросы в тесте с обобщением приобретённых знаний.
|
||||
9. Домашнее задание |
Записывает и поясняет: параграф |
Записывают домашнее задание |
|
Признаки |
Циклон |
Антициклон |
Атмосферное давление |
низкое |
высокое |
Движение воздуха |
От периферии к центру |
От центра к перифирии |
Размеры |
2-3 тыс. км. |
2-3 тыс. км. |
Явления |
Охлаждение воздуха с поднятием, образование и выпадение осадков вследствие конденсации. |
Прогревание воздуха с опусканием и иссушение |
Скорость движения |
30-40 км/ч в основном с запада на восток |
малоподвижны |
Районы формирования |
Северная Атлантика, Баренцево море, Охотское море. |
Восточная Сибирь |
Погода |
Пасмурная, с резким изменением погоды, с осадками, ветер |
Ясная, малооблачная, летом – теплая, зимой – морозная. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.