Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.
Оценка 5

Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.

Оценка 5
Семинары
docx
другое
Взрослым
31.03.2024
Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.
Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.
Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.docx 2.docx

Факторы условия рождения педагогических инновационных идей.

 

"...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", – писал Ушинский.

 

Именно он сформулировал главную задачу педагога – не столько учить (научить), сколько учить учиться. Главное – не передать ученику те или иные познания, а развить в нем желание и способность самостоятельно приобретать все новые познания.

Профессия учителя уникальна. Возникновение педагогической профессии имеет объективное основание. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без того опыта, который оно получало в наследство.[1].

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если  учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный  учитель» [2].

Мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к человеку. Одним из основных является – направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение  всей жизни. Особенно это актуально для выпускников детски домов. Основную часть воспитанников ГКОУ «Детский дом – школа «Дом детства» города Новокузнецка составляют дети, родители которых лишены родительских прав. Отсутствие родителей, дефицит общения со значимыми взрослыми людьми в жизни ребенка, приводят к нарушению взаимодействия с социальной средой. Воспитанники нуждаются в том, чтобы им создали такие условия, которые способствовали бы пробуждению личностных ресурсов саморазвития и преодоления жизненных трудностей. Выпускник станет личностью в процессе социализации, благодаря которой, он приобретет способность выполнять социальные функции.

Для наших воспитанников педагог должен быть: волшебником, другом, наставником, творцом, родителем, человеком, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог, прежде всего, должен быть личностью сам.

Учитель, умеющий себя правильно преподать, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входит и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость духа, оптимистический тон и доброжелательность располагает к себе своих воспитанников. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя умение найти такую форму общения, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в педагогической профессии не отделимы от профессиональных.

Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь понять его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Педагог должен идти на ступеньку выше своих учеников, а не наоборот.Он должен помочь каждому воспитаннику правильно определить свой жизненный путь, научить приспосабливаться к конкретным требованиям современной социокультурной ситуацией.

Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.Важнейшим направлением активизации процесса обучения являлось вовлечение детей в деятельность по принципу “Я - могу” через цепочку « мне – надо» для достижения своего «Я - хочу».

Решающую роль в инновациях образования играют личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета, чтобы в центре образовательных услуг были личность ребенка и обеспечение всех необходимых условий для жизнедеятельности и развития творческого потенциала. Данная инновационная идея образования проявляется в индивидуальных образовательных программах с учетом возраста, возможностей и потребностей ребенка.

Среди тесно связанного треугольника «учитель – знания – ученик» особое внимание всегда уделялось способам и технологиям взаимодействия преподавателей и учащихся. Так инновационный потенциал учителя часто играет решающую роль в процессе воспитания и усвоения материала, передаваемого ученику.

Современное общество требует нового типа педагогического мышления, инновационных подходов, форм, методов развития и организации образовательного процесса. Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег педагоги должны постоянно стремиться к саморазвитию и повышению уровня своего мастерства. Постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности.

Эффективной формой профессиональной самореализации и самосовершенствования педагогов являются мероприятия, обеспечивающие предъявление эффективных педагогических практик, результата инновационного педагогического опыта: конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, презентации, выставки, семинары,  педагогические мастерские, конференции различного уровня. Система конкурсно-презентационных мероприятий является механизмом управления развитием качества образования, способствует обновлению его содержания, выявлению, внедрению и распространению лучших моделей воспитания, социокультурных эффективных практик и инновационных разработок в образовательный процесс, обеспечивает профессиональное развитие педагогов.

Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п.. Направлена на развитие творческих способностей воспитанников не по алгоритму, а в ситуации неопределенности, что даёт возможность детям поверить в себя. Что в сою очередь способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового видения мира.

В процессе творческой деятельности на занятиях формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. У воспитанников формируется желание воспринимать и создавать, что-то новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя.

Характерным для профессиональных мотивов является направленность инновационной деятельности педагога на воспитанников: стремление стимулировать их к большой активности, стремление развить творческие способности учащихся и др. На реализацию инновационной деятельности в случае профессионального мотива значительное влияние оказывает уровень творческого потенциала самого педагога. Педагог своим примером должен показать воспитаннику преданность (своему делу) и своим ученикам.Педагоги должны распознавать и развивать самые лучшие качества, заложенные в ученике, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны.

Творчество в деятельности выступает как один из главных способов самореализации, самоактуализации, позволяя осуществлять выбор из многих путей «возможности роста» (А. Маслоу). Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм социально-педагогической деятельности, способность и готовность к восприятию нового.

Важнейшим и необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности. В структуре занятия, соответствующего требованиям, рефлексия является обязательным этапом урока. Особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце занятия. При этом педагог играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают воспитанники. Они оценивают свою работу, работу соседа, работу всей группы.

Если ребенок понимает:

o   ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

o   какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

o   какой вклад в общее дело он может внести;

o   может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

 

Говоря о появлении нового качества, мы прекрасно понимаем, что и стандарт, и, отчасти, новые документы предлагают нам новые цели – универсальные учебные действия, ключевые компетенции и т.д. Учитель в своем методическом воплощении не вполне «заточен» на эти компетентностные результаты. Понятно, что-то должно меняться в самой организации дела. Поэтому естественен повышенный интерес к инновациям на технологическом уровне – новой методической аранжировке. Поэтому когда мы говорим о типологии инновационных продуктов, нам интересен технологический аспект.

Можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при этом настоящим учителем. Современный педагог –  Человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в своих учениках,   наделённый Разумом, Добротой и Любовью.

 

Список литературы

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.

3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.: Знание, 1989.

4. http://умная-школа.рф/blog/689/n2086/.


 

Скачано с www.znanio.ru

Факторы условия рождения педагогических инновационных идей

Факторы условия рождения педагогических инновационных идей

Он должен помочь каждому воспитаннику правильно определить свой жизненный путь, научить приспосабливаться к конкретным требованиям современной социокультурной ситуацией

Он должен помочь каждому воспитаннику правильно определить свой жизненный путь, научить приспосабливаться к конкретным требованиям современной социокультурной ситуацией

На реализацию инновационной деятельности в случае профессионального мотива значительное влияние оказывает уровень творческого потенциала самого педагога

На реализацию инновационной деятельности в случае профессионального мотива значительное влияние оказывает уровень творческого потенциала самого педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024