Министерство образования
Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект
выступления на заседании
городского методического объединения
на тему:
«Факторы здоровьесбережения в образовательном процессе».
Подготовила учитель технологии:
Фаткуллина Ильвира Хасановна
г. Октябрьский
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как: здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Интенсификация учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведёт, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу. Школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в коррекционной школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников .
Ещё в начале девятнадцатого века в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная связь между появлением у детей так называемы «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевание желудочно-кишечного тракта) и гигиеническими условиями в школе.
Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).
Гигиенические факторы здоровьезбережения учащихся.
По мнению ученых, удельный вес влияния отрицательных факторов окружающей среды в школе происходит накопление этого воздействия до 20% и более. Гигиенические требования к детским учреждениям зафиксированы в СанПиНах. Приведем описание основных факторов, на которые необходимо обращать внимание как администрации школы, так и учителям, использующим здоровьесберегающие образовательные технологии.
Действие звуковых раздражителей – монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих (сигналы автомобильного транспорта, работа люминесцентных ламп, вентиляционных установок, электрохолодильного оборудования, станков, приборов). Ответной реакцией организма на эти воздействия служит головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройство функции внимания. Создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков создает предпосылки благоприятного психологического климата.
Воздушно-тепловой режим в школах обеспечивает от ТЭЦ, районных или местных котельных. Отопительные приборы должны располагаться под оконными проемами. Температура воздуха в классе должна поддерживаться в пределах 18 - 210С. Во внеучебное время в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 150С. Относительная влажность воздуха должна бать в пределах 40-60%. До начала занятий и после окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Одним из важнейших компонентов условий жизнедеятельности ребенка является естественное и искусственное освещение. Все учебные помещения школы должны иметь естественное боковое левостороннее освещение. При этом недопустимо направление светового потока спереди и сзади от учащихся. Неблагоприятная световая обстановка (блёскость, наличие в поле зрения очень ярких светильников, низкий уровень освещенности, большие перепады освещенности, слепимость прямыми солнечными лучами). Эти факторы вызывают у школьников быструю утомляемость, боль в области глаз, головную боль, быстрое снижение функции зрительного анализатора.
Для создания светового комфорта нормируются уровни естественной и искусственной освещенности в школе. Создание рассеянного, равномерного освещения на уровне психофизически оптимальных показателей, устранений из поля зрения ярких светильников, создание матовой фактуры поверхностей и оборудование светозащитных устройств на окнах улучшают световую обстановку. В классах уровень освещенности должен соответствовать 300/200 лк. Важным условием нормальной работы зрительного анализатора человека является не только достаточность, но и равномерность освещения. Оконные проемы в классах должны быть оборудованы регулярными солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки.
В последние годы проводится все больше исследований по видеоэкологии, на основании которых создаются рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещении, форме мебели и предметов, украшающих как жилое, так и учебное (рабочее) помещение. Использование при оформлении интерьера таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщено-голубой, красный, черный, белый, насыщенно-зеленый недопустимо. Такая окружающая обстановка раздражает или угнетает учащегося. У него учащается или урежается пульс и повышается артериальное давление. Работоспособность падает, снижается внимание, уменьшается активность.
Для создания благоприятной окружающей обстановки психологии, специалисты по воздействию цвета, советуют использовать для классных помещений младших школьников цветовую гамму, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способствующей сосредоточенной работе. Для отделки классов должны использоваться материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.
Для школьных помещений рекомендуется гамма цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого, однако синий и зеленый цвет также подходят для классных комнат, ориентированных на юг. Для коридоров и рекреаций рекомендуется использовать цвета, не встречающиеся в отделке классов, выходящих в коридор, при сохранении общей световой гармонии.
Гигиенические требования к использования учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков. Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.
Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.
Для повышения влажности воздуха в помещении с ПК следует применять увлажнители воздуха, заправляемые дистиллированной или прокипяченной водой. Помещение с ПК перед началом и после каждого урока должны быть проветрены.
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать:
для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут,
для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут,
для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут,
для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут,
для учащихся 10 - 11 классов – на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Отдельная проблема, требующая организационных решений – питание учащихся в школе. Правильное, рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно в детском и подростковом. Факторами, определяющими соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания в организованной форме, можно считать следующие:
· состав продуктов питания,
· качество продуктов питания,
· количество продуктов питания (на один прием пищи, в день, в месяц),
· режим питания,
· организация питания.
В образовательных учреждениях должно быть организовано 2 - разовое горячее питание для детей групп продленного дня .
Организационно-педагогические факторы здоровьезбережения учащихся.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
· объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
· нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
· занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня.
Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъемом – в среду и в четверг или во вторник и в среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.
Психолого-педагогические факторы.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут, в коррекционной школе – 40 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала. Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы.
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
рациональный |
недостаточно рациональный |
нерациональный |
||
1. |
Плотность урока |
не менее 60% и не более 75-80% |
85-90% |
более 90% |
2. |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3. |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
4. |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже чем через 7-10 мин. |
смена через 11-15 мин. |
смена через 15-20 мин. |
5. |
Количество видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6. |
Чередования видов преподавания |
не позже чем через 10-15 мин. |
через 15-20 мин. |
не чередуется |
7. |
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) |
2-3 |
1 |
нет |
8. |
Место и длительность применение ТСО |
в соответствии с гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением гигиенических норм |
в произвольной форме |
9. |
Чередование позы |
поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем |
10. |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью |
отсутствуют |
11. |
Психологический климат |
преобладают положительные эмоции |
имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный |
преобладают отрицательные эмоции |
12. |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не менее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышения наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой – ТСО увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычным урокам. И, хотя форма подачи ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.
Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:
Классы |
Длительность просмотра (минут) |
||
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов |
телепередач |
|
1 – 2 3 – 4 5 – 7 8 – 11 |
7 – 15 15 – 20 20 – 25 – |
15 – 20 15 – 20 20 – 25 25 – 30 |
15 20 20 – 25 25 – 30 |
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.