Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;
Факторы риска обусловливающие положительное
отношение к алкоголю
Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма,
позволил выделить следующие из них:
– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из
социальнонеблагополучных семей, для которых характерны социальная
изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители
которых имеют большие шансы быть постоянным участником
правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически
(социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным
педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов
риска;
– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность.
Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с
часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства
единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в
более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким
Негативное соседство и общественная
уровнем преступности.
необустроенность дают основания предполагать распространенность
злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;
– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства
оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка,
поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми
друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление
трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность
возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;
– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с
вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет напродажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях
увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут
за это никакой ответственности;
– семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в
семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску
пристраститься к алкоголю. В этом свою роль, повидимому, играют как
генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения.
Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в
семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать
родившиеся в нормальных семьях.
алкоголиками, чем мальчики,
Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в
семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется
большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные
напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.
Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к
спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут
испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со
злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые
люди, начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза
большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не
исполнится 19 лет.
Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста
против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и
принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно
негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста
выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей
в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании
риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск
реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;– реклама.
Алкогольные изделия открыто рекламируются.
Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода», «Всегда
первый…», «Свежий взгляд на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании
подростка алкоголь с такими ценностями жизни, как свобода, достижения,
престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью
психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более
опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но
свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама,
к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние
которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только
эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий
эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими
взрослыми людьми.
Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они
подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя.
Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по
видимому, целый ряд защитных факторов:
1) чувство юмора;
2)
внутренний
самоконтроль,
целеустремленность,
стрессоустойчивость;
3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым
человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние
может иметь учитель;
4) убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе
нравственные ценности:
– успешное овладение необходимыми умениями;
– признание и одобрение умелых действий;
5) нормы, исключающие употребление алкоголя, принятые в семье, в
школе, в общине […..].Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих,
так и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю.