ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 5
Научные работы
doc
воспитательная работа
Детсад
23.06.2019
В статье проведен подробный анализ внутренних факторов, таких как: укомплектованность квалифицированными кадрами, материально-техническое, учебно-материальное, медико-социальное, информационно-методическое, психолого-педагогическое, финансовое обеспечение. Интегративным результатом взаимодействия данных факторов является создание в дошкольной образовательной организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей качество образования в дошкольном образовательном учреждение.
Статья 2.doc
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Одной из задач государственной образовательной политики Российской
Федерации является обеспечение качества дошкольного образования,
представляющего собой интеграцию:
1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е.
качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
(ДОО), позволяющего ребенку гарантированно осуществить переход на
следующую образовательную ступень – начальной школы.
2. Способности достигать: качества полноценного, возрастосообразного
развития детей, сохранения их здоровья; качества профессиональноличностных
достижений педагогов ДОО; качества управления системой дошкольного
образования.
3. Способности отвечать требованиям качества результатов дошкольного
образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую
очередь – родителей) и соответствующих государственным нормативам [1, с.
67].
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть
разделены на две группы – внутренние и внешние.
Внешние факторы связаны с внешней по отношению к ДОО средой. Среди
них можно выделить: социальноэкономические факторы; наличие или
отсутствие конкуренции; влияние семьи; индивидуальные физические и
психологические особенности детей и др. Внешние факторы не воздействуют на
качество образовательных услуг в ДОО непосредственно, они являются плохо
контролируемыми и регулируемыми. Вместе с тем, необходимо учитывать их
влияние при анализе качества образования в ДОО [2, с.2728].
Внутренние факторы входят определяются требованиями к условиям
реализации основной общеобразовательной программы (ООП) в ДОО. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися
регулированию. Рассмотрим содержание данных факторов подробно:
1.
Укомплектованность образовательного учреждения кадрами
(педагогическими, руководящими и иными), имеющими соответствующий
уровень квалификации. При этом педагогические работники должны обладать
всеми основными компетенциями, владеть информационнокоммуникационными
технологиями и уметь применять их в образовательном процессе. В целях
достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить
непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими
дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки
или повышения квалификации [3, с.23].
2.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса,
заключающееся в:
наличии здания (помещения) и участков, их архитектурная доступность,
т.е. возможность для беспрепятственного доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья к объектам инфраструктуры ДОО;
обеспечении соответствия состояния и содержания территории, здания и
помещений ДОО санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и
электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников;
оснащении групповых ячеек, кабинетов, физкультурного зала, спортивных
площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
наличии в помещениях, в которых осуществляется образовательная
используемого в
деятельность,
профилактических целях: зрительные тренажеры, приборы, улучшающие
здоровьесберегающего оборудования,
качество окружающей среды, оборудование, позволяющее удовлетворить
потребность воспитанников в движении и т.п.;
наличии необходимого оснащения помещений для работы медицинского
персонала; наличии и необходимом оснащении помещений для организации
качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно
эпидемиологическими правилами и нормативами;
наличии необходимого квалифицированного состава специалистов,
обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (логопеды,
инструкторы по физической культуре, педагогипсихологи, медицинские
работники, педагоги дополнительного образования, учителядефектологи);
сформированность культуры здоровья педагогического коллектива
(подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и
технологий; здоровьесберегающий образ жизни и т.п.
3. Учебноматериальное обеспечение, состоящее в:
наличии предметноразвивающей среды образовательной организации
основанной на соблюдении принципов информативности,
(группы),
вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности,
трансформируемости;
комплексном оснащении образовательного процесса, обеспечивающим
возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и
присмотра и ухода за детьми; организации эффективной и безопасной
деятельности воспитанников; построения образовательного процесса с
использованием адекватных возрасту детей форм работы; использования
образовательных технологий деятельностного типа; физического развития
воспитанников; учет полоролевой специфики, национальнокультурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
4.
Медикосоциальное обеспечение:
медицинское обслуживание,
формирование и наполняемость групп, прохождение профилактических
осмотров персоналом, организация питания и оздоровления воспитанников.
5. Информационнометодическое обеспечение, позволяющее эффективно
проводить мониторинг и управлять образовательным процессом; использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы;
осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в
том числе, дистанционное. Методическое обеспечение должно отвечать
требованиям комплектности и качества обеспечения образовательного процесса
с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП
дошкольного образования [4, с.25].
6.
обеспечение
Психологопедагогическое
профессионального
взаимодействия педагогов с детьми, основанное на: субъектном и
доброжелательном отношении педагога к ребенку; индивидуальном и
мотивационном подходе; учете зоны ближайшего развития детей. При этом
необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих
целей и задач образовательного процесса, а также преемственность с
примерными основными общеобразовательными программами начального
общего образования.
7. Финансовое обеспечение:
обеспечивающее государственные гарантии прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
позволяющее образовательной организации иметь возможность
обеспечения ФГОС ДО;
отражающее структуру и объем расходов, необходимых для реализации
ООП ДО, а также механизм их формирования.
Все вышеперечисленное может быть отнесено как к внутренним факторам
дошкольного образования, так и к параметрам, влияющим на его качество.
Интегративным результатом взаимодействия всех вышеперечисленных
внутренних факторов является создание в ДОО развивающей образовательной
среды обеспечивающей:
духовнонравственное развитие и воспитание детей;
гарантию охраны и укрепления физического и психологического здоровья
воспитанников; комфортность по отношению к воспитанникам (в том числе с
ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам;
высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость
и привлекательность для всех субъектов образовательного процесса.
Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих
образовательных организаций и их учредителей.
Список использованной литературы:
1. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Фалюшина. – М.: АРКТИ, 2003.
– 140 с.
2. Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием /
Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: «Академа», 2007. – 432 с.
3. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и
методы / B.C. Лазарев. – М.: Издво «ГНОМ и Д», 2004. – 187 с.
4. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научнометодического
обеспечения системы дошкольного образования / Р.Б. Стеркина // Дошкольное
воспитание. – 2001. – №5. – С.4044.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.