Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Факультатив Развитие логического мышления учащихся 4 класса
Тема: ЛОГИЧЕСКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ (ЧАСТЬ 2)
Цель урока:
обучающая - формировать у учащихся понятие «логическая задача», анализировать, сравнивать, классифицировать, решать логические задачи;
развивающая - развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике;
воспитывающая - воспитывать самостоятельность, заинтересованность в приобретении знаний и их использовании на учебных предметах.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: иллюстрации к задачам.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: логическая задача, задача «Бред профессора», задача о переправе.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
- В головоломках «Бред профессора» все слова в крылатом высказывании (пословице или поговорке) заменены на наукообразные их определения. В результате и получился псевдонаучный бред... бред профессора.
Например:
Условием выживания биологической особи является ее перемещение по криволинейной замкнутой траектории.
Ответ: хочешь жить – умей вертеться.
В общем, нужно отгадать пословицу, зашифрованную таким «научным» способом.
Коллективная работа на доске
Задание. Бред профессора 1. Соответствие длительности процесса жизнедеятельности и процесса обучаемости человеческого индивидуума, означающее неизбежное завершение жизненного цикла в состоянии пониженного интеллектуального развития.
Ответ: век живи, век учись – дураком помрёшь.
Задание. Бред профессора 2. Способность живого организма переносить болевые ощущения и прочие раздражители в совокупности с процессом производства товаров и услуг позволяют привести окружающее пространство в порошкообразное состояние.
Ответ: терпение и труд всё перетрут.
Задание. Бред профессора 3. Непригодность к решению боевых задач воинских частей и соединений малой численности в условиях нахождения в открытом пространстве.
Ответ: один в поле не воин.
Задание. Бред профессора 4. Торговля мелким домашним животным, расфасованным в непрозрачную тару, изготовленную из прочной материи.
Ответ: продать кота в мешке.
Задание. Бред профессора 5. Производительный труд не является хищным животным и не может переместиться в обычную для этого животного среду обитания.
Ответ: работа не волк, в лес не убежит.
Физминутка.
- В задачах о переправе необходимо перевезти на другой берег несколько грузов, причем одновременно грузы не могут быть перевезены.
Задание.
Некий человек должен перевезти на лодке волка, козу и капусту. Как ему это сделать, если в лодке мог поместиться только человек, а с ним – или коза, или волк, или капуста? Капусту и козу, волка и козу нельзя оставлять вместе.
Решение:
Сначала везем козу, возвращаемся.
Везём капусту на берег, где коза.
Взять козу обратно на берег, где остался волк.
Взять волка, оставить козу, волка отвезти к капусте, вернуться за козой.
Взять козу и перевезти на другой берег.
Задача имеет ещё один алгоритм перевозки:
1) человек и коза →
2) человек ←
3) человек и волк →
4) человек и коза ←
5) человек и капуста →
6) человек ←
7) человек и коза→
Задание. Два солдата подошли к речке, через которую необходимо переправиться. Мост сломан, а река глубокая. Солдат замечает у берега двух мальчиков, сидящих в лодке. Но лодка так мала, что в ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков – не больше! Однако солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как им это удалось?
Если к берегу подошли не два солдата, а небольшой воинский отряд, смогли бы они переправиться через речку таким же образом?
Решение:
Пусть М1 и М2 – мальчики, а С1 и С2 – солдаты. Алгоритм переправы можно записать по шагам в таблице.
Шаг |
Кто в лодке |
Направление |
1 |
М1 и М2 |
→ |
2 |
М1 |
← |
3 |
С1 |
→ |
4 |
М2 |
← |
5 |
М1 и М2 |
→ |
6 |
М1 |
← |
7 |
С2 |
→ |
8 |
М2 |
← |
Ответ: да, смогли бы переправиться.
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.