Государственное казённое образовательное учреждение
Республики Мордовия
« Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: Утверждаю:
на заседании МО Зам. директора по УВР: Директор школы-интерна
учителей трудового обучения Тишина В.П. Зарубин В.В.
Руководитель: « » 2019 г. « » 2019г.
Холодова Е.А.
Протокол № от
![]() |
Рабочая программа
по факультативу «Сельскохозяйственный труд»
5 класса
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Шиляева В.А.,
учитель первой квалификационной категории
Инсар, 2019 г.
Пояснительная записка
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии овощевода и животновода очень востребованы. Возможно, в будущем обучающиеся нашей школы заинтересуются этими профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А формировать «сельскохозяйственную грамотность» можно начиная с 5 и заканчивая в 9 классе - через организацию внеурочной деятельности факультатива «Сельскохозяйственный труд», где обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат необходимый объем знаний и умений, которые позволят им реализовать себя как будущих хозяев земли.
Рабочая программа «Сельскохозяйственный труд» является дополнительным материалом к школьным предметам – природоведение, биология и сельскохозяйственный труд.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании растений, животных на учебно-опытном участке.
Задачи программы.
1. Образовательные:
- дать понятия « «Овощеводство»;
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;
- расширить и углубить знания по сельскохозяйственному труду;
- формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства;
- обучить умению работать индивидуально и в группе.
2. Развивающие:
- совершенствовать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями;
- развивать познавательный интерес к растениям;
- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;
- развивать внимание, логическое мышление, речь обучающихся, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
- формировать устойчивый интерес к труду;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа разработана на 1год обучения. Состав группы - постоянный, форма занятий – групповая.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого в 5 классе -34 часа в год. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, практическая работа.
Условия реализации программы.
Данная программа реализуется при наличии оборудованного кабинета, теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы.
По окончании курса обучающиеся должны :
- знать основы овощеводства;
- уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду;
- уметь ухаживать за растениями, вести наблюдения за ними;
- уметь применять теоретические знания на практике.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к занятиям;
- углубление и совершенствование знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области овощеводства;
- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.
Показатели эффективности работы являются:
Стремление обучающихся к получению новой информации.
Умение обучающихся ориентироваться в многообразии овощеводства. Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе Практика |
Дата |
||
|
Раздел № 1 «Наш дом – Природа» |
|||||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
|
||
Раздел № 2 «Ознакомление с трудом овощевода» |
||||||
1 |
Значение овощеводства в личном хозяйстве. |
1 |
|
|
||
2 |
Общая характеристика профессии овощевода. |
1 |
|
|
||
3 |
Основные группы овощных культур. |
1 |
|
|
||
4 |
Беседа с обучающимися: «Наш урожай» |
1 |
|
|
||
5 |
Познавательное занятие «Осенние хлопоты человека» |
1 |
|
|
||
Раздел № 3 «Комнатные растения в школе и дома» |
||||||
1 |
Разновидность комнатных растений, выращиваемых в домашних условиях. |
1 |
|
|
||
2 |
Комнатные растения моего дома. |
1 |
|
|
||
3 |
Самые распространенные комнатные растения. |
1 |
|
|
||
4 |
Мой любимый цветок – бегония. |
1 |
|
|
||
5 |
Проектная деятельность «Озелени свою школу». |
1 |
1 |
|
||
6 |
Самые редкие комнатные растения. |
1 |
|
|
||
7 |
Правила ухода за комнатными растениями. |
1 |
|
|
||
8 |
Уход за комнатными растениями нашей школы. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев) |
2 |
2 |
|
||
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем» |
||||||
1 |
«Лук от семи недуг» |
1 |
|
|
||
2 |
Дать знания о разновидностях лука. |
1 |
|
|
||
3 |
Беседа о целебных свойствах лука. |
1 |
|
|
||
4 |
Посадка лука. |
1 |
1 |
|
||
5 |
Народные рецепты с использованием лука при заболеваниях (Оформить папку передвижку) |
1 |
1 |
|
||
6 |
Наблюдение за выращиванием лука. |
1 |
1 |
|
||
Раздел № 5 «Весенние хлопоты» |
||||||
1 |
Д/ и «Что растет на грядке» |
1
|
|
|
||
2 |
Баклажан. Знакомство с культурой. |
1 |
|
|
||
3 |
Подготовка семян баклажана к посеву. |
1 |
1 |
|
||
4 |
Посев семян баклажана |
1 |
1 |
|
||
5 |
Перец. Знакомство с культурой. |
1 |
|
|
||
6 |
Подготовка семян перца к посеву. |
1 |
1 |
|
||
7 |
Посев семян перца. |
1 |
1 |
|
||
8 |
Редис. Знакомство с культурой. |
1 |
|
|
||
9 |
Подготовка семян и почвы для опыта. |
1 |
1 |
|
||
10 |
Посев семян редиса в почву. |
1 |
1 |
|
||
11 |
Наблюдение за посевами редиса. |
1 |
1 |
|
||
12 |
Посев семян салата. |
1 |
1 |
|
||
13 |
Конкурс юных овощеводов. |
1 |
1 |
|
||
|
Итого: |
34 |
19 |
15 |
||
Список литературы:
1. М.М.Оконов, В.А.Паршин, А.Н.Манджиева, С.А.Парсункова Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009.
2. В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969.
3. Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный литератор», 2000
4. Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3-е, доп. и перераб.-Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).
5. Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007. ил (серия Ваш плодородный сад и огород»).
6. Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.- М.: ООО ТД « Издательство мир книги», 2007.- 240 с: ил – (Серия « Ваш плодородный сад и огород).
7. Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ. Классик.-М, 2011.
8. Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №10. 2011.
9. Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто игр, сценариев и праздников – М., «Астрель М», 2011
10. Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
11. Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010 ( Золотые рецепты огорода).
12. Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.