ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «Метеорология и микроклиматология»
Оценка 4.6

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «Метеорология и микроклиматология»

Оценка 4.6
docx
03.12.2020
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС  «Метеорология и микроклиматология»
метеорология и климатология.docx

Программа

факультативного курса

«Метеорология и микроклиматология»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Факультативный курс «Метеорология и микроклиматология» имеет важное значение. Атмосфера – один из компонентов среды, окружающей человека. Её состояние влияет практически на все стороны человеческой деятельности и на биоту.  Данный курс включает в себя понятия о метеорологических элементах – климате и погоде, знакомит с метеорологическими приборами, методами метеорологических и микроклиматических наблюдений, анализом и обработкой полученных материалов.

 

Цели изучения дисциплины

 

         Целью изучения дисциплины «Метеорология и климатология является формирование системы знаний о структуре атмосферы, явлениях и процессах, происходящих в ней, методах ее изучения.

Главная цель -  изучение особенностей формирования и изменения климата нашего региона, а также изучение физических явлений и процессов, происходящие в атмосфере при взаимодействии её с подстилающей поверхностью.

 

 Основными задачами дисциплины являются изучение

·         влияние климатообразующих факторов на формирование климата;

·         метеорологических элементов (давление, температура, влажность воздуха; облачность; осадки; ветер; пыльные бури; туманы; грозы; метели; гололед) на состояние атмосферы Семейского региона.

 

Требования к уровню освоения программы

 

         В результате изучения факультативного курса  учащиеся должны:

          - иметь представление о характеристиках атмосферы, их распределении по земной поверхности, изменении с высотой; о взаимодействии атмосферы с другими географическими оболочками, ее роли в формировании природных комплексов различных уровней; о влиянии погоды и климата на хозяйственную деятельность людей в различных природных зонах

- знать основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли, факторов формирования климата, классификации климатов, тенденций изменения климата в глобальном и региональном аспектах;

- уметь вести наблюдения за состоянием погоды на местности, выполнять климатологический анализ метеорологических данных; использовать данные метеорологических наблюдений для характеристики погоды и климата своей территории.

 

 Курс «Метеорология и  микроклиматология»  готовит учащихся  к изучению региональных физико-географических дисциплин: «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география Казахстана».

 

Межпредметная интеграция: география, математика.

 

Факультативный курс  обеспечивает углубленное изучение курса физической географии в 6 классе.

Содержание курса с расчасовкой по темам прилагается в виде таблицы в пояснительной записке.

 

Объем учебного времени, периодичность занятий. Программа рассчитана на 17 часов в 6 классе средней общеобразовательной школы с периодичность занятий раз в две недели.

 

Формы организации курса. Теоретический материал дается в виде лекций, Практические навыки вырабатываются при выполнении практических работ. Обобщение и контроль проводится на ролевой игре  «Климатология».

 

Форма завершения курса. Курс завершается итоговым тестированием, защитой презентации.

 

Система оценивания учебных достижений учащихся. Рейтинговая система оценок при тестировании. Защита презентации. Нормы школьных оценок при  выполнении практических работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Бондарев В.П. География мира. Физическая. Пособие для учащихся 6-7 классов.- М.: Экзамен, 1998.-128 с.

2. Витвицкий Т.Н. Зональность климата Земли. М.: Мысль. 1980.- 324 с.

3.Жаков С.И. «Общие  климатические закономерности Земли».М.: Просвещение, 1984.

4. Лазаревич К.С. География: Общая физическая география: Часть !: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003.-228 с., илл.

5.Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод. пособие для учителя. М.: Дрофа, 2004.

6. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. Земля как планета. Атмосфера. Гидросфера. М.: Просвещение 1976.

7. Пузырев А.А. Климат края, в котором мы живем.А-Ата, Казахстан, 1978.

8. Физическая географии. Под ред. Пашканга К.В. М.: Высшая школа, 1991.

9.Хромов С.П. Метеорология и  климатология для географических факультетов.Л., Гидрометеоиздат. 1983.

10. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.М.: Педагогика. 1981.

11. Интернетресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно –тематический план курса

 

№№

п/п

Наименование тем курса

кол-во

часов

лекции

практические

работы

формы контроля,

примечания

1.

Погода и климат

1

1  

 

просмотр фрагментов видеофильма «Климат Земли»

2.

Температура воздуха

2

1

1

способы определения средних температур, построение графика среднемесячных температур воздуха

просмотр фрагментов видеофильма «Климат Земли»

3.

Ветер

2

1

1

 Построение розы ветров

 

4.

Атмосферное давление

1

1

Решение задач на определение АД

 

5.

Влажность воздуха

1

1

Решение задач на определение относительной и абсолютной высоты

 

6.

Облака, виды облаков

1

 

 

 

7.

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков

1

1

Вычерчивание диаграмм годового количества осадков

 

8.

Снегомерная съемка

1

 

 

работа над презентацией

9.

Предсказания  погоды

1

 

 

работа над презентацией

10.

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов

2

 

2

работа с календарем погоды

11

Ролевая игра по теме «Климатология»

1

 

 

 

12.

Обобщающее повторение по теме «Погода и климат»

1

 

 

тест,

решение кроссвордов

13.

Проверка умений и навыков  учащихся по теме «Погода и климат»

1

 

 

работа над презентацией

14.

Итоговое занятие

1

 

 

защита презентаций

 

Итого

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1.Погода и климат – 1 час

Необходимость изучения погоды и климата своей местности. Атмосферные процессы и их производные.  Понятие климат и климатообразующие факторы. Понятие погода.

 

         2.Температура воздуха – 2 часа

Характеристика одного из метеорологических элементов – температуры воздуха. Способы измерения температуры воздуха. Шкала Цельсия. Шкала Фаренгейта.  Шкала Реомюра. Способ  изображение температуры воздуха на климатических картах. Способы определения средних температур за сутки, месяц, год. Построение графика среднемесячных температур.

 

3. Ветер -  2 часа

Понятие ветер.  Основные характеристики ветра – направление, скорость и сила.

Прибор для измерения скорости ветра. «Роза ветров». Построение «Розы ветров».

 

4. Атмосферное давление  - 1 час

Понятие атмосферное давление. Единицы измерения атмосферного давления. Приборы для измерения атмосферного давления. Способ изображения атмосферного давления на климатических картах. Решение задач на определение атмосферного давления.

 

         5.Влажность воздуха – 1 час

Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Приборы для определения влажности – психрометр, гигрометр. Испарение и испаряемость.   Решение задач на определение абсолютной и относительной  влажности.

 

         6. Облака, виды облаков – 1 час

 Водяной пар. Конденсация пара. Туман. Виды облаков. Облачность.  Вычерчивание диаграмм   облачности.

 

         7. Атмосферные осадки – 1 час

Понятие атмосферные осадки. Виды атмосферных  осадков.  Единица измерения  количества осадков. Осадкомер, его описание. Способ определения количества осадков осадкомером. Вычерчивание диаграмм годового количества осадков.

 

 

 

         8. Снегомерная съемка – 1 час

Способ проведения снегомерной съемки. Порядок работы. Оборудование. Обработка данных. Значение снегомерной съемки для хозяйственной деятельности человека.

 

         9. Предсказания погоды – 1 час

Предсказания погоды  по различным признакам в культуре народов. Местные признаки предсказания погоды. Признаки ясной погоды. Признаки ненастной погоды.

 

         10. Практическая работа – 2 часа

Наблюдение состоянием погоды в г. Семей. Работа с календарем погоды. Обработка собранных материалов. Вычерчивание «розы ветров», графика средних температур, диаграмм облачности и осадков, определение атмосферного давления , глубины снега.

 

         11. Ролевая игра по теме «Климатология» - 1 час

Описание игры дается в учебно-методическом пособии курса «Метеорология и микроклиматология»

 

         12. Обобщающее повторение по теме «Погода и климат» - 1 час

Решение кроссвордов и тестовых заданий по курсу.

 

         13. Проверка умений и навыков  учащихся по теме «Погода и климат» - 1 час

Работа с метеорологическими приборами, подготовка презентации по теме «Атмосфера».

 

         14. Итоговое занятие – 1 час.

Защита презентаций по теме «Атмосфера», «Климат», « Погода» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физикалық география бойынша

«Метеорология және микроклиматология»

факультативтік курсын тақырыптық-қүнтізбелі

жоспарлау

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса по физической географии

«Метеорология и микроклиматология»

6 класс  17 часов (0,5 часа)

(работа с учебно-методическим пособием «Метеорология и микроклиматология»)

 

Сабақ тақырыбы мен нөмірі

сағат

мерзімі

зертханалық сарамандық жумыстар, экологиялық пен аймақтық компоненті, ескерту

үй тапсырмасы

1. Погода и климат.

1

 

просмотр фрагментов видеофильма  «Климат «Земли»

с.3

2.Температура воздуха.

1

 

просмотр фрагментов видеофильма  «Климат «Земли»

с.3- 6

3. Практическая работа № 1.

1

 

Способы определения средних температур, построение графика среднемесячных температур воздуха.

 

4.Ветер.

1

 

просмотр фрагментов видеофильма  «Климат «Земли»

с.6-7

5.Практическая работа № 2.

1

 

Построение розы ветров.

 

6.Атмосферное давление.

1

 

Практическая работа №3. Решение задач на определение атмосферного давления.

с.8

7..Влажность воздуха.

1

 

Практическая работа № 4. Решение задач на определение  относительной и абсолютной влажности воздуха.

с.8-9

8.Облака, виды облаков.

1

 

 

с.9-10

9. Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков.

1

 

Практическая работа № 5. Вычерчивание диаграмм  годового количества осадков.

с.10 - 12

10. Снегомерная съемка.

1

 

работа над презентацией по теме «Атмосфера»

с.12

11. Предсказание погоды.

1

 

работа над презентацией по теме «Атмосфера»

с.13-14

12 - 13. Практическая работа № 6.

2

 

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов.

с.15- 16

подготовка к ролевой игре

14. Проведение ролевой игры «Климатология»

1

 

работа над презентацией по теме «Атмосфера»

с.16 - 19

15. Тестовый контроль по теме «Погода и климат». Решение кроссвордов по теме.

 

1

 

работа над презентацией по теме «Атмосфера», «Погода и климат Земли»

с19- 21. с.22-23

16. Проверка умений и навыков учащихся по теме «Погода и климат»

1

 

работа над презентацией по теме «Атмосфера» «Погода и климат Земли»

с.21

17. Итоговое занятие. Презентация на тему «Атмосфера», «Погода и климат Земли».

1

 

защита

 

 

 

 

 

 


 

Программа факультативного курса «Метеорология и микроклиматология »

Программа факультативного курса «Метеорология и микроклиматология »

Курс «Метеорология и микроклиматология» готовит учащихся к изучению региональных физико-географических дисциплин: «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география

Курс «Метеорология и микроклиматология» готовит учащихся к изучению региональных физико-географических дисциплин: «Физическая география материков и океанов» и «Физическая география

Рекомендуемая литература. 1

Рекомендуемая литература. 1

Учебно –тематический план курса №№ п/п

Учебно –тематический план курса №№ п/п

Ролевая игра по теме «Климатология» 1 12

Ролевая игра по теме «Климатология» 1 12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1.Погода и климат – 1 час

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1.Погода и климат – 1 час

Снегомерная съемка – 1 час Способ проведения снегомерной съемки

Снегомерная съемка – 1 час Способ проведения снегомерной съемки

Физикалық география бойынша «Метеорология және микроклиматология» факультативтік курсын тақырыптық-қүнт ізбелі жоспарлау

Физикалық география бойынша «Метеорология және микроклиматология» факультативтік курсын тақырыптық-қүнт ізбелі жоспарлау

Влажность воздуха. 1

Влажность воздуха. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2020