Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"
Оценка 4.7

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
география
6 кл
04.03.2018
Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"
Одной из задач факультативного курса по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!" является формирование системного представления о Мурманской области как целостном географическом регионе и одновременно о субъекте РФ, в котором локализуются и развиваются так общие, так и специфические процессы и явления.
Факультатив по географии, 6кл., Мой край -страны частица.doc
Государственное областное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, "Зеленоборская санаторная школа­ интернат" Рабочая  программа  факультативного  курса по географии     «Мой край – страны частица» Класс:  6   Составила: учитель географии Высшей квалификационной категории Лукьянова Светлана Сергеевна гп Зеленоборский  1. Пояснительная записка Программа  факультативного курса по географии  «Мой край – страны частица», 6 класс  составлена на основе ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) 2017  Обязательного минимума содержания географического образования по регионально­ национальному компоненту по географии;  Программно­методических материалов по географии Мурманской области.  Национально­региональный компонент государственного стандарта по географии ( Комитет по образованию Администрации Мурманской области.  Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования).  Программно – методические материалы.  Примерная региональная программа «География Мурманской области». Автор – Возница В.М.,     2001 год.   (Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования.  2001 год).  А также в основу разработки взята программа курса «Природное и культурное наследие России и родного края: изучаем, оцениваем, сохраняем» авторы: Н.Ф. Винокурова, О.В. Смирнова.    В целях обеспечения единства образовательного пространства РФ и сохранения разнообразия  национальных и региональных моделей образования в 1992 году в Базисный учебный план был введён  Национально­региональный компонент.    Этот курс раскрывает перед обучающимися своеобразие территории, воспитывает любовь к Родине,  содействует формированию целостного представления о географической картине мира. Вопросы изучения природного и культурного наследия России и родного края становятся все более  актуальными для современного географического образования. Это связано с тем, что объекты  природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и  способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой.  Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур ­ настоящего с прошлым и  будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно­ нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа России, культура наших предков  приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них  патриотизма и гражданской позиции. Вопросы, касающиеся природного и культурного наследия, имеют  междисциплинарное, личностно­значимое содержание, поэтому могут рассматриваться как факторы,  влияющие на самоопределение школьников.  2. Цели и задачи курса: 1. Сформировать системное представление о Мурманской области как целостном географическом  регионе и одновременно о субъекте РФ, в котором локализуются и развиваются так общие, так и  специфические процессы и явления. 2. Развивать представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом  пространстве и профессиональное самоопределение личности. 3. Способствовать развитию творческой личности, самостоятельно оценивающей происходящие в  природе и общественной жизни края события и явления с позиций общечеловеческих ценностей и географических закономерностей. 4. Формирование у обучающихся знаний о природном и культурном наследии России и  родного края, развитие их гражданственности и патриотизма. Спецификой содержания является  взаимосвязь научного, ценностного и деятельностного компонентов. 5. Углубление знаний обучающихся о природном и культурном наследии России и родного края; 6. Ознакомление обучающихся с методами организации познавательной деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия России и родного края; 7. Обогащение эмоционально­ценностной сферы обучающихся за счет непосредственного  взаимодействия с объектами природного и культурного наследия России и родного края; 8. Формирование у обучающихся нравственного отношения к природному и культурному наследию  России и родного края; 9. Включение обучающихся в социально значимую практическую деятельность по изучению,  восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия России и родного края.             В курсе реализуется идея личностно­ориентированного обучения. Она нашла отражение в  специфике геоэкологического содержания, демонстрирующего взаимодействия в системе  «человек ­ природное и культурное наследие».Важной особенностью курса является изучение  природного и культурного наследия на трех уровнях: моя страна (Россия) –мой край –мой город.  Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса Личностные результаты: •          знание основных принципов и правил отношения к живой природе; •          сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы, родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,  сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: •          овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть  проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать  наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,  объяснять, доказывать, защищать свои идеи; •          умение работать с разными источниками географической  информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и  справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы  в другую; •          способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе; •          умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,  сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты:       1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: •          называть и показывать Мурманскую область на карте, знать историю её открытия и развития; •          показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их; объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»,  «план местности», «географическая карта»; •          находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и  карте,  работать с компасом, ориентироваться на местности; •          объяснять значение понятий: «горные породы», «полезные ископаемые», называть и показывать  месторождения минералов и полезных ископаемых Мурманской области,  «рельеф» и особенности его  развития в своём регионе;  показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно  подписывать географические объекты Мурманской области; •          объяснять особенности строения рельефа суши; •          описывать погоду своей местности. объяснять значение понятий «погода», «климат», знать особенности погоды и климата в Мурманской  области; объяснять значение понятия «гидросфера», называть водные объекты Кольского полуострова и  «биосфера», называть заповедники Мурманской области; знать коренные народы области, современное размещение населения. 2. В ценностно – ориентационной сфере: •          знание основных правил поведения в природе; •          анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: •          знание и соблюдение правил работы в кабинете географии; •          соблюдение правил работы с картами, глобусом, теллурием. Распределение часов Класс 6 класс Количество часов  в неделю 1 Количество часов  в год 34 Раздел Раздел 1. «Край, в  котором мы живём» Раздел 2. Источники  географической  информации Раздел 3. Рельеф  области Раздел 4. Водные  3. Учебно - тематический план Тема Кол.час Мурманская область на карте.  Исследователи Кольского Севера. Ориентирование. План местности. Карта Мурманской области. Адреса географических объектов на карте Мурманской  области. Минералы Мурманской области. Полезные ископаемые. Особенности развития рельефа. Созидатели рельефа области (внутренние и внешние  процессы). Современный рельеф. Горы области. Охрана богатств литосферы. 2 1 1 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 объекты области. Раздел 5. Погода и  климат Раздел 6. Природные  комплексы Раздел 7. Население Итого Баренцево море. Белое море. Охрана северных морей. Северный морской путь. Внутренние воды области. Реки. Озёра и водохранилища. Болота. Подземные воды. Охрана внутренних вод от загрязнения. Температура воздуха. Давление и ветер. Влажность. Облачность. Осадки. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Неблагоприятные климатические явления. Воздействие человека на погоду и климат. Разнообразие природных комплексов. Взаимосвязи компонентов природы. Заповедники области. Население Мурманской  области. Саамы. Поморы. Мурманск – столица Кольского заполярья. 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 34 4. Содержание  Курс состоит из 7 разделов. 1 раздел ­ « Край в котором мы живём» ­ географическое положение Мурманской области (2 ч) Географическое положение Мурманской области на карте. Исследователи Кольского Севера 2 раздел – Источники географической информации  (4 ч). Ориентирование. План местности. Адреса географических объектов на карте Мурманской области.  Культурное и историческое наследие. 3 раздел – Рельеф области (7 ч). Строение литосферы. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Природные памятники Мурманской  области. Хибины – рекреационный район Мурманской области. Охрана богатств литосферы 4 раздел – Водные объекты области (7 ч). Моря. Охрана северных морей. Северный морской путь. Историческое, экономическое значение  открытия СМП. Внутренние воды. Гидрологические памятники. Охрана водных объектов. 5 раздел – Погода и климат (7 ч). Особенности климата. Воздействие человека на погоду и климат. Сполохи. 6 раздел – Природные комплексы (3 ч). Природные комплексы. Красота Кольской земли. Естественные и антропогенные ландшафты.  Экологические проблемы. 7 раздел – Население (4 ч). Население. Города. Культурное наследие. Коренные жители Кольской земли. Культура, традиции, проблемы 5.Требования к уровню подготовки учащихся Ученик научится: ­ использовать различные источники географической информации (картографические, статистические,  текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения  информации, необходимой для решения учебных и практико­ориентированных задач; ­ анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию, в том числе используя  литературу и другие источники знаний о своём крае; ­ находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и  закономерности; ­ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие  географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам  разного содержания; ­ выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации  содержащуюся в них противоречивую информацию; ­ составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных  источников географической информации, называть основные горные массивы ; ­  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных  и практико­ориентированных задач; ­ использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными  географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий, в том числе зависимость рельефа и размещение полезных ископаемых; ­ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления,  силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения  водных потоков,  описывать особенности климата, причины возникновения опасных климатических  явлений; ­ оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных  географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. ­ определять площадь территории области, координаты крайних точек; ­описывать особенности ФГП; ­добывать основные сведения из истории заселения; ­называть имена исследователей края; ­приводить примеры современных географических исследований и наблюдений территории области; ­описывать особенности внутренних вод; ­описывать видовой состав растительного и животного мира,  показывать на карте охраняемые  территории, влияние человека на природу, называть экологические проблемы. Ученик получит возможность научиться: ­определять по картам  географическое положение; размеры, протяжённость территории; ­работать с различными источниками знаний;  ­устанавливать связи; прогнозировать; объяснять причины изменения природы; давать характеристики  природным объектам; ­выявлять и описывать памятники природы своей местности; ­выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности. Географическая номенклатура Баренцево море, Белое море,  Кольский залив,  Карелия, Финляндия, Петрозаводск, Новая Земля,  Шпицберген, Кандалакша, Умба. Горы: Хибины Кейвы, Ловозерские тундры Месторождения: Оленегорское, Ковдорское, Печенгское, Кировское, Мончегорское. Кандалакшский залив (тект. разлом), Балтийский  щит. Реки: Поной, Варзуга, Тулома, Умба. Озёра: Имандра, Ловозеро, Умбозеро. Верхнетуломское водохранилище. Озеро Могильное. Города и населённые пункты Мурманской области. 6. Методическое обеспечение ­География Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных  учреждений Мурманской области. Автор – Возница В.М. Мурманск. 2007 год. ­Электронный учебник      (мультимедийный курс). ­«География Мурманской области».  Автор: Возница В.М. ­Атлас. География Мурманской области. ­Атлас. Электронная версия. 2008 год. Календарно ­ тематическое планирование факультативного  курса по географии  «Мой край – страны частица», 6 кл. (34 часа, 1 час в неделю) Практическая работа дата дата факт Кол. Час. № урока Раздел тема Раздел 1. «Край, в котором мы живём» Мурманская  область на карте  Номенклатура содержание 1 2 Баренцево море, Белое  море, Кольский залив,  Карелия, Финляндия,  Петрозаводск, Новая  Земля, Шпицберген,  Кандалакша, Умба Обозначение на карте  географического  положения области Работа с литературой Чтение плана местности  своего населённого  пункта. Измерение расстояний  по карте Определение  географических  координат Исследователи  Кольского Севера 2 Раздел 2. Источники географической информации Ориентирование План местности 3 4 4 6 5 Карта Мурманской  области Адреса  географических  объектов на карте  Мурманской  области Раздел 3. Рельеф области Минералы  Мурманской  области Полезные  ископаемые Особенности  развития рельефа Созидатели рельефа области (внутренние и внешние  процессы) Современный  рельеф Горы области 7 8 9 10 11 12 Происхождение горных  пород своей местности Обозначение на карте  месторождений 7 Хибины  Оленегорское  месторождение,  Ковдорское,  Печенгское, Кировское, Мончегорское Кандалакшский залив  (тектонический разлом)  Балтийский  щит Кейвы Работа с литературой Обозначение крупных  форм рельефа. Описание горы по  типовому плану Хибины, Ловозерские  тундры,  высокие точки, формы горного  оледенения 13 Охрана богатств  литосферы Раздел 4. Водные объекты области. Баренцево море 14 Карьеры, землетрясения 7 Земля Франца Иосифа,  Кислая губа Описание  моря по  типовому плану Белое море Охрана северных  морей. Северный  морской путь Внутренние воды  области. Реки. Озёра и  водохранилища 15 16 17 18 Болота. Подземные  воды. Охрана внутренних  вод от загрязнения 19 20 Кандалакшский залив Описание Северный морской путь Работа с литературой Поной, Варзуга, Тулома, Умба Имандра, Ловозеро,  Умбозеро,  Верхнетуломское  водохранилище Описание по типовому  плану ближайшего  водного объекта Озеро Могильное Построить график  изменения температуры Роза ветров Построить диаграмму  среднемесячного  количества осадков и  диаграмму облачности «Сам себе синоптик».  Описание погоды по  метеорологическим  данным Составление описание  климата Мурманской  области Описание природных  комплексов своей  местности Раздел 5. Погода и климат Температура воздуха 21 7 Давление и ветер Влажность.  Облачность. Осадки. 22 23 Погода и климат 24 Климатообразующие  факторы 25 27 26 Неблагоприятные  климатические  явления Воздействие  человека на погоду и  климат Раздел 6. Природные комплексы Разнообразие  природных  комплексов Взаимосвязи  компонентов  природы 29 Экологические факторы 28 3 ПТК Мурманской  области Заповедники области 30 Раздел 7. Население Население  Мурманской области 31 4 Кандалакшский,  Лапландский, Пасвик Исторический аспект.  Терский берег, Варзуга,  Ловозеро, Краснощелье Саамы Поморы 32 33 Сейдозеро Княжегубье Мурманск – столица  Кольского заполярья. 34

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс по географии Мурманской области для 6кл., "Мой край -страны частица!"

Факультативный курс  по географии Мурманской области для 6кл.,  "Мой край -страны частица!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018