Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Титово
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
Саша Чёрный «Летом». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.
Выполнила: Кирилкина Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Титово
2021г
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: литературное чтение
ТЕМА: Саша Чёрный «Летом». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.
КЛАСС: 3
ОС: Перспектива
ТИП УРОКА: урок контроля и оценки
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
· формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
· формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
· формирование регулятивных и универсальных действий:
ü целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
ü планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
ü прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
ü оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
v Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
v Постановка учебной задачи
v Решение 1-й частной задачи
v Решение 2-й частной задачи
v Решение 3-й частной задачи
v Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
v Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|
Информационный ресурс 1) Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 3 класс часть 2. 2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 3) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе». 4) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе». Демонстрационный ресурс 1.Памятка для составления партитуры ü Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья). ü Обозначь знаком / или // паузы между ними. ü В каждой синтагме подчеркни ключевые слова. ü
Интерактивный ресурс Электронное приложение к уроку |
парная
групповая
|
ХОД УРОКА
1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
· Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); · Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме); · Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
|
Работа в рабочих листах
1. Рассмотрите таблицы. Прочтите имя и фамилию автора по направлениям стрелок. Определи первую часть урока.
2.
Л О Е Д Т У О Р М А Впишите части темы в прямоугольники: имя и фамилию автора-в верхний прямоугольник, названия произведения – в нижний. Назовите тему урока: Саша Чёрный «Летом» 3. Определите жанр произведения по опорным словам: рифма, короткая строка, ритм, выражение переживаний, чувств.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Постановка учебной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
· Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. |
- А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно? - Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно.
- Мы думаем, что сегодня должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением. - Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел. - Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения? Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре. - Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова). 1.Памятка для составления партитуры ü Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья). ü Обозначь знаком / или // паузы между ними. ü В каждой синтагме подчеркни ключевые слова. ü Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания ü Отметь особую интонацию внутри высказывания |
· умение структурировать знания; · постановка и формулирование проблемы; · умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
3. Решение 1-й частной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
· Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск. |
- На какие речевые звенья мы поделим это стихотворение? (1 абзац, 2 абзац, 3 абзац, 4 абзац, 5 абзац). - Обозначьте знаком / между ними. -В каждой синтагме подчеркнём ключевые слова. - Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение? - Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения. В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему, а учащиеся в рабочих листах. - Найдите слова-настроения. 1часть – на полной воле, 2 часть – бежит тропинка, 3 часть – благодать, 4 часть – мальчишки все в пруду, 5 часть – руки вытяну – и к ним. -Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? А поможет нам в этом словарь настроений из справочника «Моя шкатулка», авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва. Беззаботное, весёлое, добродушное, игривое, лёгкое, лукавое, умилённое, шаловливое, радостное. - Итак, делаем первый важный вывод для исполнения, какое авторское настроение будем отражать при чтении? Надо постараться создать добродушное, умилённое настроение во время чтения.
|
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
4. Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп.
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||
· Организовать обсуждение в группах. · Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом. · Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы. |
- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения. - Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм. - Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.
![]()
§ Перечитайте стихотворение. § Выделите все рифмы в этом произведении. § Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются? § На какие рифмы падает логическое ударение? Планируемый ответ по заданию1. - Мы выделили следующие рифмы в этом произведении: § на воле /поле § ветер-самолёт/ цветёт § рябинка/ тропинка § в ладу /к пруду § толстуха-мать/благодать § к воде/ в пруде § полоской/берёзкой - Логическое ударение падает почти на все рифмы. Задание 2 для групповой работы § Перечитайте стихотворение. § Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине? § Вспомните, каким может быть темп? Определите темп этого стихотворения. Планируемый ответ по заданию 2 - Строки стихотворения разной длины, состоят из 3 и более слов. Строки из 3-х слов читать легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Темп стихотворения – плавный.
|
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
5. Решение 3-й учебной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||
· Информационная (получение новой информации по теме); · Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания); · Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
|
- По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о поле и природе, которая раскинулась неподалеку, рассказ о пруде, рассказ лирического героя о мальчишках и его желание присоединиться к ним. В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему. Она получается такой: Слова-настроения на полной воле бежит тропинка благодать все в пруде руки вытяну – и к ним настроение тон темп добродушное тихий плавный умилённое Перечитывая выбранное произведение, найдите и назовите все изобразительные средства, которые помогли автору создать образ природы. Заполните таблицу.
Но вначале воспользуемся литературными подсказками: Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них при помощи другого. Эпитет – слово, прилагаемое к названию предмета или явления, чтобы выделить, подчеркнуть и красочно, образно обозначить его признак. Олицетворение – слово или выражение, изображающее неодушевлённый предмет как одушевлённый. Метафора –слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. - Сумели мы определить настроение, тон, темп каждой строфы? Да, мы определили. - Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно? Да. Коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. Таким образом звучит всё стихотворение. |
· Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. · Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. · Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
6. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
||||||
· Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев |
Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске. Заготовка оценочной таблицы
|
· Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
|
7. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение. Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение.
- Что помогло нам выполнить учебную задачу? Умение выделять речевые звенья, ключевые слова, определять настроение, темп, тон чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.