Фестиваль пед идей
Оценка 4.9

Фестиваль пед идей

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Фестиваль пед идей
festival_pedagogicheskih_idey.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Титово

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

Саша Чёрный «Летом».  Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.

 

 

Выполнила: Кирилкина Елена Владимировна,

                                                                                                                                      учитель начальных классов

 

 

Титово

2021г


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: литературное чтение

ТЕМА: Саша Чёрный «Летом».  Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла.

КЛАСС: 3

ОС: Перспектива

ТИП УРОКА: урок контроля и оценки

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

·                        формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;

·                        формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;

·                        формирование регулятивных и универсальных действий:

ü     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

ü     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

ü     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

ü     оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

v     Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

v     Постановка учебной задачи

v      Решение 1-й частной задачи

v     Решение 2-й частной задачи

v     Решение 3-й частной задачи

v     Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

v     Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные  связи

Ресурсы

Формы  работы

 

Литературное  чтение      Развитие речи

Информационный ресурс

1) Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,

В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 3 класс часть 2.

2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение».

3)  Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе».

4) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе».

Демонстрационный ресурс

1.Памятка для составления партитуры

ü Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).

ü Обозначь знаком / или // паузы между ними.

ü В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.

ü Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания

2. Модели жанров произведений

https://photomal.com/wp-content/uploads/2017/04/the-riddler-border-768x768.png                  - сказка                            - пословица

                  - рассказ                            - загадка

                  - стихотворение

 

Интерактивный ресурс

Электронное приложение к уроку

    

    индивидуальная

     

         парная

         

       групповая

      

 

ХОД УРОКА

1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

·        Мотивационная         (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

·        Информационная               (вызов на «поверхность» имеющихся знаний            по теме);

·        Коммуникационная     (бесконфликтный обмен мнениями).

 

Работа в рабочих листах

Тема:                                                                                             

   

1.     Рассмотрите таблицы. Прочтите имя и фамилию автора по направлениям стрелок. Определи первую часть урока.    

                                                  

 

 

 

 

  

П

А

Л

Щ

Н

Р

О

 

 

 

 

 

А

Ш

И

Й

Ы

Ю

Д

 

 

 

 

С

Т

В

У

Ц

Ё

Ч

    

2.     http://www.dvaporosenka.ru/images/dereviya-raskraski/listya-berezi-raskraska-dlya-detey/listya-berezi6.gifhttp://churiki.internet-marketolog-seo.ru/files/raskraski/files/dubovyy-list-dlya-malyshey.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpghttps://i0.wp.com/semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2018/08/shablony-listiev-1.jpgСобери название произведения с кленовых листочков

https://2raskraski.ru/wp-content/uploads/listya-47.jpghttps://2raskraski.ru/wp-content/uploads/listya-47.jpghttp://churiki.internet-marketolog-seo.ru/files/raskraski/files/dubovyy-list-dlya-malyshey.jpg

 

        Л        О       Е        Д        Т      У      О       Р      М      А

Впишите части темы в прямоугольники: имя и фамилию автора-в верхний прямоугольник, названия произведения – в нижний. Назовите тему урока: Саша Чёрный «Летом»   

3.     Определите жанр произведения по опорным словам: рифма, короткая строка, ритм, выражение переживаний, чувств. 

https://photomal.com/wp-content/uploads/2017/04/the-riddler-border-768x768.pngОбозначь жанр произведения моделью. Нарисуй модель в рамочке в верхнем правом углу страницы.   

 

 


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

 

 

2. Постановка учебной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

·        Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно?   

- Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно.

- Как вы думаете, какое задание я хочу предложить сегодня на уроке? Обсудите это в паре.

- Мы думаем, что сегодня должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением.

- Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел.

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения?

Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре.

- Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова).

1.Памятка для составления партитуры

ü Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).

ü Обозначь знаком / или // паузы между ними.

ü В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.

ü Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания

ü Отметь особую интонацию внутри высказывания

·        умение структурировать знания;

·        постановка и формулирование проблемы;

·        умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3. Решение 1-й частной задачи

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

·        Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск.

- На какие речевые звенья мы поделим это стихотворение?                                       (1 абзац, 2 абзац, 3 абзац, 4 абзац, 5 абзац).

- Обозначьте знаком / между ними.

-В каждой синтагме подчеркнём ключевые слова.

- Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

- Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения.

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему, а учащиеся в рабочих листах.

- Найдите слова-настроения. 1часть – на полной воле, 2 часть – бежит тропинка, 3 часть – благодать, 4 часть – мальчишки все в пруду, 5 часть – руки вытяну – и к ним.

-Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? А поможет нам в этом словарь настроений из справочника «Моя шкатулка», авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва.

Беззаботное, весёлое, добродушное, игривое, лёгкое, лукавое, умилённое, шаловливое, радостное.

- Итак, делаем первый важный вывод для исполнения, какое авторское настроение будем отражать при чтении?  Надо постараться создать добродушное, умилённое настроение во время чтения.

 

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

 

 

4. Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп.

 

Цели деятельности

 

Деятельность учителя и учащихся

 

Формируемые УУД

·        Организовать обсуждение в группах.

·        Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом.

·        Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы.

- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического?

В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм.

- Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.

                     Задание 1 для групповой работы:

§  Перечитайте стихотворение.

§  Выделите все рифмы в этом произведении.

§  Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются?

§  На какие рифмы падает логическое ударение?

Планируемый ответ по заданию1.

- Мы выделили следующие рифмы в этом произведении:

§  на воле /поле

§  ветер-самолёт/ цветёт

§  рябинка/ тропинка

§  в ладу /к пруду

§  толстуха-мать/благодать

§  к воде/ в пруде

§  полоской/берёзкой

- Логическое ударение падает почти на все рифмы.

Задание 2 для групповой работы

§  Перечитайте стихотворение.

§  Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?

§  Вспомните, каким может быть темп? Определите темп этого стихотворения.

Планируемый ответ по заданию 2

- Строки стихотворения разной длины, состоят из 3 и более слов.  Строки из 3-х слов читать легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Темп стихотворения – плавный.

 

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

 

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

5. Решение 3-й учебной задачи

 

Цели деятельности

 

Деятельность учителя и учащихся

 

Формируемые УУД

·        Информационная (получение новой информации по теме);

·        Систематизационная    (классификация полученной информации по категориям знания);

·        Мотивационная                   (сохранение интереса к изучаемой теме).

 

- По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о поле и природе, которая раскинулась неподалеку, рассказ о пруде, рассказ лирического героя о мальчишках и его желание присоединиться к ним.

В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему. Она получается такой:

                                        Слова-настроения

                                         на полной воле

                                         бежит тропинка

                                         благодать

                                         все в пруде

                                         руки вытяну – и к ним

настроение                        тон                               темп

добродушное                    тихий                         плавный

умилённое

Перечитывая выбранное произведение, найдите и назовите все изобразительные средства, которые помогли автору создать образ природы. Заполните таблицу.

Название изобразительного средства

Примеры из текста

Помета о выполнении

эпитет

Ветер-самолёт, картофельное поле, студёный пруд, толстуха-мать.

 

олицетворение

Веет ветер, солнце брызнуло, рябинка не в ладу, бежит тропинка, облака плывут, тени вьются.

 

сравнение

Ветер – самолёт; синеет круглой чашкой; вьются, словно дым.

 

 

Но вначале воспользуемся литературными подсказками:

Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них при помощи другого.

Эпитет – слово, прилагаемое к названию предмета или явления, чтобы выделить, подчеркнуть и красочно, образно обозначить его признак.

Олицетворение – слово или выражение, изображающее неодушевлённый предмет как одушевлённый.

Метафора –слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

- Сумели мы определить настроение, тон, темп каждой строфы? Да, мы определили.

- Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно? Да.

Коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. Таким образом звучит всё стихотворение.

·        Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

·        Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

·        Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

 

 

6. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

Цели деятельности

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

·        Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев

Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске.

Заготовка оценочной таблицы

Критерии выразительного чтения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены…………………

2) Точное знание………………..

3) Выделены ключевые слова…..

Расставлены……………………..

4) Тон……………………………

Темп…………………………….

Ритм……………………………..

5) Настроение…………………..

 

 

·        Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

 

7. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения

- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение. Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение.

- Что помогло нам выполнить учебную задачу? Умение выделять речевые звенья, ключевые слова, определять настроение, темп, тон чтения.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРЕДМЕТ: литературное чтение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРЕДМЕТ: литературное чтение

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: v

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: v

Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья)

Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья)

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); ·

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме); ·

Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи

Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова)

Что значит составить партитуру? (Это значит выделить речевые звенья и ключевые слова)

Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск

Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск

Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп

Решение 2-й частной задачи. Выступления представителей групп

Планируемый ответ по заданию1

Планируемый ответ по заданию1

Решение 3-й учебной задачи

Решение 3-й учебной задачи

Название изобразительного средства

Название изобразительного средства

Информационная (получение новой информации по теме ); ·

Информационная (получение новой информации по теме ); ·

Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения

Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021