ФГОС: опыт работы в пилотном классе

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Иконка файла материала конспект.docx
ФГОС: опыт работы  в пилотном классе                                                                              ( слайд 2)     Задача современной образовательной   системы –                                                                      не напичкать ученика  фундаментальными                                                       знаниями, а сформировать навыки                                                                            успешной социальной адаптации, способности                                  к  самообразованию...                                                           А.М. Кондаков  (слайд 3)       Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения  (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в  высокотехнологичном конкурентном мире. Что же представляет из себя ФГОС?   (слайд 4 ­5) Год назад наша школа, активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий  введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, став  единственной из школ­интернатов пилотной площадкой республиканского значения.  Экспериментальным классом был выбран 1 класс, в котором я являюсь классным руководителем.  Работа была начата с изучения документов, прохождения курсов, нами были рассмотрены и  проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном  процессе. Из всех предложенных учебно­методических комплексов и образовательных систем, мы   оставили УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, потому что наша  школа на протяжении 3­х лет  использует эту образовательную систему.  (слайд 6)  " Начальная школа XXI века " и системно­деятельностный подход, лежащий в её основе,  полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения. (слайд 7)    С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не  только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две  группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и  интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. (слайд 8)  В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен  системно­деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность­ личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД  становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих  способностей и личностных качеств. (слайд 9)    Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через  формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и  компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться. Кроме того,  программа формирования универсальных учебных действий на ступени  начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и  метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образованияИ оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения учащихся. (слайд 10)       Что сделано мною  в данном направлении за прошедший год?        В начале учебного года в экспериментальном классе была проведена стартовая диагностика,  имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в  соответствии с ними, была спланирована система  работы по обеспечению личностных и  метапредметных результатов.      Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников,  типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы  изменения в  построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.  (слайд 11)    Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:  планирование,   формирование,      диагностика,  план корректировки,  подбор заданий,  рефлексия  (слайд 12 ­13)    Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая  карта успешности образовательных результатов уч­ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками (слайд 14).  За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с   условными обозначениями: Красный – «У меня получилось!» Желтый – «Внимательным надо быть!»  Зеленый – «Надо стараться!» Синий – «Надо тренироваться!»    После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и  делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением. 2(слайд 15).      Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия.  Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной  деятельности. С 1 класса учу детей рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять  самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного обучения для оценивания своей работы на уроке дети использовали «волшебные линеечки», где они отмечали качество своей работы по следующим критериям: А­ аккуратность П – правильность На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа , тем выше   крестик) х      х       А     П      Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе,  корректируем оценку (красным цветом). С  каждым разом дети объективнее оценивают свою работу. Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен  учиться учить и оценивать самого себя. (слайд 16)           Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной  программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце  полугодий в экспериментальном 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы  в сборнике измерительных  материалов под названием  «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», в которых      использование технологии дифференцированного обучения даёт возможность организации  дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет  учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности  адекватно уровню своей подготовленности.         Кроме того,  для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных  предметов( русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при  создании которого мы исходили  из Требований к результатам освоения основных образовательных  программ по ФГОС 2­го поколения, где основное внимание уделяется  личностным,  метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) ­, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты.. (слайд 17) По итогам мониторинга была составлена вот такая диаграмма, в которой четко прослеживаются  результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения   Процесс усвоения знаний учащимися ­ индивидуальный, поэтому надо использовать различные  формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и  обученности каждого ученика класса.  (слайд 18 ­27)       В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который  предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на  уроках по другим предметам. Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о. Идет работа над словом «осень». Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки – слушание произведений. На уроке ИЗО – рисуем осень. 3На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию. В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии. Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых  обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это  одно из главных средств достижения нового результата образования. В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание. Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий.  Не задаю мелких вопросов. Например: ­ Перечислите отличие растения от животного? Я организую работу по­другому: Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете,  что ему ответил умный утенок?» Или: Можно сказать: Определите площадь? Я стараюсь задать этот вопрос по­другому: ­ «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью  закроет их?» Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается  на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е.  современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе. В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую   использую в своей практике. Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность  детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум. Максимум – может узнать Минимум – должен освоить Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся. Я постараюсь это показать на практике: Фрагмент урока: Звук и буква Э. 1) ­  произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард. Что общего в этих словах? ­ назовите мне этот звук (Э) ­  чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать? ­  для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный) ­ что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук? ­ как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример. ­ какой карточкой в схеме обозначим этот звук. Это минимум. Дальше максимум. 2) Словарно­логическое упражнение  ­ что еще общего заметили в этих словах? ­ это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы. ­ сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д. ­ на какие 2 группы можно разделить эти слова? ­ 2 слога                                                                     ­ 3 слога ­ начинается с ударного                                        ­ начинается с безударн ­ имена девочек                                                      ­ имена мальчиков ­ с удвоенной согласной                                        ­ без нее     Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно  другой схеме. 4Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,  продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни  знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на  практике – это урок, на котором так организована  деятельность детей, что учитель лишь  направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и  аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности. Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования? Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?  Инициативный  Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям  Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях  Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее  Любознательный  Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы  Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней  Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию  Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что­то сообща В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если  учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать  первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель,  его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс,  без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.  Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать  новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». 5