Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
ФГОС: опыт работы
в пилотном классе
( слайд 2)
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
(слайд 3)
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
(далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Что же представляет из себя ФГОС?
(слайд 4 5)
Год назад наша школа, активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий
введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, став
единственной из школинтернатов пилотной площадкой республиканского значения.
Экспериментальным классом был выбран 1 класс, в котором я являюсь классным руководителем.
Работа была начата с изучения документов, прохождения курсов, нами были рассмотрены и
проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном
процессе. Из всех предложенных учебнометодических комплексов и образовательных систем, мы
оставили УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, потому что наша
школа на протяжении 3х лет использует эту образовательную систему.
(слайд 6)
" Начальная школа XXI века " и системнодеятельностный подход, лежащий в её основе,
полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.
(слайд 7)
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не
только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две
группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих
основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и
интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им
в самоорганизации и саморазвитии.
(слайд 8)
В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен
системнодеятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность
личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД
становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих
способностей и личностных качеств.
(слайд 9)
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными
действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени
начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образованияИ оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения учащихся.
(слайд 10)
Что сделано мною в данном направлении за прошедший год?
В начале учебного года в экспериментальном классе была проведена стартовая диагностика,
имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в
соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и
метапредметных результатов.
Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников,
типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в
построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.
(слайд 11)
Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
планирование,
формирование,
диагностика,
план корректировки,
подбор заданий,
рефлексия
(слайд 12 13)
Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая
карта успешности образовательных результатов учся 1 класса с приложением листа в виде рисунка
со снеговиками
(слайд 14).
За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для
самооценки, приложение с условными обозначениями:
Красный – «У меня получилось!»
Желтый – «Внимательным надо быть!»
Зеленый – «Надо стараться!»
Синий – «Надо тренироваться!»
После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и
делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.
2(слайд 15).
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной
деятельности. С 1 класса учу детей рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять
самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. В условиях безотметочного
обучения для оценивания своей работы на уроке дети использовали «волшебные линеечки», где они
отмечали качество своей работы по следующим критериям:
А аккуратность
П – правильность
На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа , тем выше
крестик)
х х
А П
Затем обсуждаем это в паре, анализируем в группе, корректируем оценку (красным цветом). С
каждым разом дети объективнее оценивают свою работу.
Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен
учиться учить и оценивать самого себя.
(слайд 16)
Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной
программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце
полугодий в экспериментальном 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника
были проведены проверочные работы в сборнике измерительных материалов под названием
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», в которых
использование технологии дифференцированного обучения даёт возможность организации
дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет
учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности
адекватно уровню своей подготовленности.
Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных
предметов( русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при
создании которого мы исходили из Требований к результатам освоения основных образовательных
программ по ФГОС 2го поколения, где основное внимание уделяется личностным,
метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания (Инструментарий) , уровень
знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты..
(слайд 17)
По итогам мониторинга была составлена вот такая диаграмма, в которой четко прослеживаются
результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения
Процесс усвоения знаний учащимися индивидуальный, поэтому надо использовать различные
формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и
обученности каждого ученика класса.
(слайд 18 27)
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который
предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на
уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквы О, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке музыки – слушание произведений.
На уроке ИЗО – рисуем осень.
3На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых
обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это
одно из главных средств достижения нового результата образования.
В своей работе этому вопросу уделяю большое внимание.
Учу сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумываю систему заданий.
Не задаю мелких вопросов.
Например: Перечислите отличие растения от животного?
Я организую работу подругому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете,
что ему ответил умный утенок?»
Или:
Можно сказать: Определите площадь?
Я стараюсь задать этот вопрос подругому:
«Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью
закроет их?»
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается
на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е.
современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую
использую в своей практике.
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность
детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква Э.
1)
произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.
Что общего в этих словах?
назовите мне этот звук (Э)
чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
2) Словарнологическое упражнение
что еще общего заметили в этих словах?
это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.
на какие 2 группы можно разделить эти слова?
2 слога 3 слога
начинается с ударного начинается с безударн
имена девочек имена мальчиков
с удвоенной согласной без нее
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно
другой схеме.
4Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни
знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на
практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь
направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и
аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
Инициативный
Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
Любознательный
Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая чтото сообща
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если
учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать
первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель,
его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс,
без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать
новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».
5