Задачи:
1. Раскрыть понятие «философия обыденного языка»
2. Изучить важность обыденного языка с позиции Витгенштейна
3. Раскрыть, что такое речь и язык в понимании Витгенштейна
4. Описать, что такое «языковая игра»
5. Раскрыть, что такое «языковые сходства»
Философия обыденного языка (англ. ordinary language philosophy) — философская школа, рассматривающая традиционные философские проблемы как основанные на ошибочном понимании философами того, что в действительности означают обычные слова, искажении смысла обычных слов. В этом споре повторяется одно выражение, а именно "употребление обыденного языка" (the use of ordinary language). Часто - и совершенно ошибочно - его заменяют выражением "обыденное употребление языка" (ordinary linguistic usage).
В поздних сочинениях Витгенштейн всецело признает чрезвычайную сложность обыденного языка. Однако его отношение к этой сложности было на разных этапах совершенно различным. В «Трактате» Витгенштейн из сложности обыденного языка делал вывод о необходимости выявления структуры обыденного языка в совер шенном языке, в котором все сложные высказывания с помощью тавтологий сводились бы к элементарным высказываниям, отображающим атомарные факты. В последних работах он приходит к мысли о том, что попытка построения такого совершенного языка является бесполезной и ошибочной, и предпочитает бороться со сложностями обыденного языка путем отдельных прямых атак на конкретные проблемы в терминах обыденного языка, на котором в конечном счете должно выражаться любое объяснение. Философия никоим образом не должна вмешиваться в фактическое употребление языка; она в конечном счете может только описывать его».
Согласно Витгенштейну, особенностью типично философских "проблем" является то, что они не могут быть решены ни математическими, ни эмпирическими методами (поэтому, в частности, попытка разрешить их средствами идеального языка окажется несостоятельной). Как тонко подмечает Витгенштейн: Язык— это лабиринт путей. Вы можете подойти к какому-то участку с одной стороны и знать, куда идти дальше, а можете, попав в то же самое место с другой стороны, заблудиться. Мыслящего человека вводят в эту интеллектуальную путаницу некоторые тонкие злоупотребления в использовании повседневного языка. Тем или иным способом он постепенно раздвигает границы принятого употребления слов, что существенно изменяет их значение. Возможно, впоследствии он станет сомневаться, что его привычное, уверенное использование этих слов является действительно корректным. Когда это произойдет начнутся те "сложности", которые были описаны. А чтобы выйти из создавшейся ситуации, необходимо вернуться к обычному, правильному употреблению ключевых терминов его построений и показать, как, неправильно используя их в своей деятельности человек вводит себя в эту концептуальную путаницу. Витгенштейн пришел к выводу, что вопреки его ранним взглядам философские проблемы являются не прямыми результатами сложности обыденного языка, а результатами особого подхода к языку. Философских проблем не возникает до тех пор, пока язык используют обычным образом. Так, например, в обычном рассуждении мы не встречаем трудностей при связывании имен и вещей, но, как только «философ начинает выявлять само отношение между именем и вещью, уставившись на находящийся перед ним объект и повторяя его название... бесчисленное количество раз», именование начинает казаться странным занятием. Таким образом, «философские проблемы возникают тогда, когда язык бездельничает ". Они встают тогда, «когда язык работает вхолостую, а не тогда, когда он по-настоящему работает». Ее задача - «вернуть слова от их метафизического к их обыденному употреблению» «показать мухе выход из мухоловки». Философ, подобно врачу, который стремится «вылечить нас от болезни», должен вначале «излечить себя от многих слабостей понимания, прежде чем он сможет прийти к понятиям здравого человеческого понимания».
Витгенштейн описывал свою задачу как возвращение «слов обратно от изметафизического к их каждодневному употреблению». Эта перемена заметна в его неопубликованнойработе 1930 года, одними из центральных тезисов которой были идеи о том, что в обыденном языке нетничего ошибочного, и что многие традиционные философские проблемы являются лишь иллюзиями, порожденными непониманием языка и связанных с ним вопросов. Первая идея привела к отрицанию подходаранней аналитической философии, а вторая — к замене этого подхода большим вниманием к языку в егонормальном употреблении для того, чтобы скорее «растворить» философские проблемы, чем чтобыпопытаться разрешить их. В начале философия обыденного языка (также называемая лингвистическойфилософией) рассматривалась как расширение или даже как альтернатива аналитической философии.
Изменение, происшедшее во взглядах позднего Витгенштейна на функции обыденного языка, привело к изменению его взглядов на сущность и задачи философии. Витгенштейн пришел к выводу, что вопреки его ранним взглядам философские проблемы являются не прямыми результатами сложности обыденного языка, а результатами особого подхода к языку. Философских проблем не возникает до тех пор, пока язык используют обычным образом. Так, например, в обычном рассуждении мы не встречаем трудностей при связывании имен и вещей, но, как только «философ начинает выявлять само отношение между именем и вещью, уставившись на находящийся перед ним объект и повторяя его название... бесчисленное количество раз», именование начинает казаться странным занятием. Таким образом, «философские проблемы возникают тогда, когда язык бездельничает ". Они встают тогда, «когда язык работает вхолостую, а не тогда, когда он по-настоящему работает». Тем самым философия становится «борьбой с околдовыванием нашего разума при помощи языка». Ее задача - «вернуть слова от их метафизического к их обыденному употреблению» «показать мухе выход из мухоловки». Философ, подобно врачу, который стремится «вылечить нас от болезни», должен вначале «излечить себя от многих слабостей понимания, прежде чем он сможет прийти к понятиям здравого человеческого понимания».В ткани языка нелегко подметить, разглядеть и осмыслить разные типы его работы. Язык "переодевает", "вуалирует" мысли, не единожды повторял Витгенштейн, прибегая к образу одежд или шалей, скрывающих формы тела. "Одежды нашего языка все делают похожим, - вот почему нами не осознается поразительное разнообразие всех повседневных языковых игр".
Речь у Витгенштейна – это такое место, где встречаются мышление и реальность.
Идеи философии обыденного языка опирались на изучение двух типов речи — повседневных разговоров (диалогов) и практического рассуждения. Этому разделению области исследования соответствуют 2 основных направления философии обыденного языка: анализ обыденной речи и анализ языка морали.
Язык – это правильное словоупотребление. Это игра согласно определенным, но многоразличным и в большой степени произвольным правилам.
Языковые игры — понятие современной философии языка, фиксирующее речевые системы коммуникаций, организованные по определенным правилам, нарушение которых приводит к осуждению в рамках языкового сообщества.
Принцип «семейного сходства» -
признание особого обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в
другом отношении, что не позволяет их обобщать через род и видовое отличие
согласно канонам логики. Язык
состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык —
это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, вопросов
имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг
на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным в рамках
группы слов.
1. |
Грядовой, Д. И. Философия: учебное пособие / Д. И. Грядовой. – Москва: Щит–М, 2013. – 381 с. |
2. |
Кривоносов А. Т. Философия языка; Азбуковник - Москва, 2012. - 792 c. |
3. |
Канке, В. А. Основы философии: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 287 с. |
4. |
Философия. Логика. Язык; Прогресс - Москва, 1987. - 336 c |
5. |
Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык; Невский Простор - Москва, 2001. - 416 c. |
6. |
Юрченко В. С. Философия языка и философия языкознания. Лингвофилософские очерки; ЛКИ - Москва, 2008. - 368 c. Философские идеи Людвига Витгенштейна. - М., 1996. - 169 с. Витгенштейн Л.
Философские работы, тт. 1–2. М., 1994 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.