Философия эпохи Возрождения
Оценка 4.8

Философия эпохи Возрождения

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
31.10.2018
Философия эпохи Возрождения
В поисках путей повышения качества обучения и воспитания студентов проблема повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест. Одним из приемов формирования знаний и умений, обеспечивающих возникновение познавательного интереса к философии, является комбинированный урок. Методической целью данной разработки по дисциплине «Основы философии», является организация самостоятельной работы студентов на лекциях и в домашних условиях, которая способствует не просто приобретению конкретных знаний, а развитию способностей студентов, формированию их логического мышления и коммуникативной культуры.
2018 открытый урок Философия.doc
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  Самарской области «Тольяттинский индустриально­педагогический колледж»                                   (ГАПОУ СО «ТИПК») Учебно­методическая разработка урока  по дисциплине «Основы философии»: «Философия эпохи Возрождения» для преподавателей г. Тольятти  2018 год     Ткаченко Т.С. Учебно­методическая разработка по дисциплине  «Основы философии»  для преподавателей.­ Тольятти, Изд. ТИПК, 2018.­ 18 с. Методической целью данной разработки, является организация самостоятельной работы  студентов на лекциях и в домашних условиях, которая способствует не просто  приобретению конкретных знаний, а развитию способностей, формированию их  логического мышления и коммуникативной культуры. Учебно­методическая разработка предназначена для преподавателей Утверждено  протокол заседания научно­методического совет ГАПОУ СО «ТИПК» №____ от «____»______________ 2018г. Председатель Чернова С.Н.___________________ / © ГАПОУ СО «ТИПК» Пояснительная записка В поисках путей повышения качества обучения и воспитания студентов проблема  повышения эффективности урока занимает одно из ведущих мест.  Одним из приемов формирования знаний и умений, обеспечивающих возникновение  познавательного интереса к философии, является комбинированный  урок. Значимость его  обусловлена требованиями времени, когда перед преподавателями стоит задача развивать  способности студентов мыслить самостоятельно, творчески. Прежде всего, через уроки,  возможно,  выполнить большинство требований: усовершенствовать преподавание  общественно­политических дисциплин, формировать у студентов идеалы, высокие  нравственные качества, чувство гордости за свое Отечество. Методической целью данной разработки по дисциплине «Основы философии»,  является организация самостоятельной работы студентов на лекциях и в домашних  условиях, которая способствует не просто приобретению конкретных знаний, а развитию  способностей студентов, формированию их логического мышления и коммуникативной  культуры. Учебно­методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины  «Основы философии» 2, 3 курсов. В ней четко сформулированы цели и задачи; содержание учебного материала  полностью соответствует поставленным целям, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов. Тип урока комбинированный, обозначены все этапы, на которых студенты  приобретают, обобщают и систематизируют знания, формируют умения и навыки. Использованы следующие методы:  беседа с элементами проблемно­теоретических вопросов;  работа с дидактическим материалом;  рассказ (подготовка студентами опережающего задания, где выявляется  находчивость, сообразительность, творческое мышление выступающие  доминирующим фактором в поисках правильного ответа);  подготовка рефератов, мини­сочинений, сканвордов, ребусов, сообщений,  кроссвордов по данной теме (оформление выставки творческих работ  студентов). С целью обеспечения восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала  студентами используются компьютеры, интернет, проектор, интерактивная доска,  репродукции картин философов эпохи Возрождения, учебники, карточки, плакаты,  материалы периодической печати (вырезки из газет и журналов), справочники,  энциклопедии, выставка работ студентов. ТЕМА УРОКА: «Философия эпохи Возрождения» Методическая цель урока: Организация самостоятельной работы студентов на лекциях и в домашних условиях, целью, которой ставится приобретение конкретных знаний, развитие способностей  студентов, формирование их логического мышления и коммуникативной культуры. Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Проверка уровня знаний по данной теме, продолжить формирование новых  знаний студентов о философии эпохи Возрождения. 2. Научить студентов выполнять задания, предполагающие работу студентов с  различными историческими источниками, а также составление характеристики  исторической личности философа. 3. Самостоятельная работа с первоисточниками и дополнительной философской  литературой.  Выявить влияние философских идей на развитие науки. 4. Воспитательная: 1. Воспитание у студентов умения самостоятельно ориентироваться в  философской реальности, через призму истории социально­философской мысли, научить  видеть противоречие социального развития и пути их решения, способствовать   социализации студентов. 2. Воспитать умение анализировать информацию, извлечённую из различных  источников, а также элементарную политическую культуру (умение ориентироваться в  многообразии взглядов, обосновать собственную позицию и т.д.) 3. Воспитание трудолюбия, любовь к предмету, к будущей специальности,  аккуратности и коммуникативности. 4. Дать студентам систематически обстоятельный обзор различных сторон  человеческой жизни и развития общества на протяжении всех периодов истории и во всех  частях света, воспитать добропорядочность граждан. Развивающая: 1. Развитие у студентов способности адекватно и критически оценивать  разноплановую информацию и воспринимать новые области знаний. 2. В процессе подготовки опережающего задания студентам предлагается изучить  основные источники, альтернативные учебные пособия, монографии, представляющие  многообразные подходы в освещение вопроса культуры, способствующие реализации права студентов на свободный выбор взглядов и убеждений. 3. Развитие умения оценить уровень подготовки студентов экспертами (из числа  студентов) является обоснованность, аргументированность собственных суждений о  происходящем на лекции. 4. Развивать  информационно­коммуникативные умения и навыки студентов. Тип урока: комбинированный. Методы: беседа с элементами проблемно­теоретических вопросов  объяснительно­иллюстративный репродуктивный поисковый, проблемный работа с дидактическим материалом урок проводится с использованием презентации рассказ (подготовка студентами опережающего задания, где выявляется        находчивость, сообразительность, творческое мышление выступающие доминирующим  фактором в поисках правильного ответа)  кроссвордов по данной теме (оформление выставки творческих работ студентов) подготовка рефератов, минисочинений, сканвордов, ребусов, сообщений,  Материальное обеспечение: компьютеры интернет проектор интерактивная доска репродукции философов эпохи Возрождения исторические источники учебники карточки плакаты материалы периодической печати (вырезки из газет и журналов) справочники, энциклопедии выставка работ студентов Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов темы. 1.Оргмомент: рапорт проверка наличия у студентов учебников и конспектов готовность студентов к уроку                         2.Актуализация опорных знаний студентов по теме: «Философия эпохи  Возрождения» (работа по группам см. прилагается, тесты, видеофильм).          3.Формирование новых знаний, умений и навыков:  работа по персоналиям  (интерактивная доска)          4.Закрепление нового материала:    проблемно­познавательные задания, работа по историческому источнику (сценка) поразмышляем вместе разгадывание кроссворда «Эпоха Возрождения» 5.Подведение итогов экспертами­студентами, преподавателем. 6.Самостоятельная работа. 7.Рефлексия.                               (    Перед началом занятия звучит музыка.)   1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Давайте создадим, друг другу  хорошее настроение – улыбнемся. И покажем нашим гостям умение работать в единой  сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.  (рапорт о посещаемости студентами занятия, проверка готовности к уроку: учебники,  конспекты и т.д.) 2.Актуализация опорных знаний студентов по теме: «Философия эпохи Возрождения» (работа по группам см. прилагается, тесты, видеофильм) Преподаватель: Сегодня целью нашего занятия является формирование новых знаний  философии эпохи Возрождения, а задачей сегодняшнего урока – знакомство с  талантливыми философами эпохи Возрождения, которых часто называют – Титанами. (На доске тема, эпиграф, план работы занятия) Тема лекции: «Философия эпохи Возрождения»                                                   «Величайший прогрессивный переворот,                                           каким явилась, эпоха Возрождения, которая                                           нуждалась в титанах, и породила титанов,                                           была таковой и в истории философской мысли»                                                                                         Ф.Энгельс План лекции: 1. Особенности философии эпохи Возрождения.  2.Характерные черты философии эпохи Возрождения.  3. Основные направления эпохи Возрождения.  4. Гуманизм. Проблемный  вопрос: ­  почему на ваш взгляд, антропоцентризм стал принципом  возрожденческой философии? Словарная работа: Антропоцентризм – ( гр. anthropos человек+kentron центр) – принцип  философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания. Гуманизм – ( лат.humanus человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности. Пантеизм (гр. pan все+theos Бог) – учение, отождествляющее Бога и природу. Преподаватель:  сегодня на уроке мы познакомимся и обобщим знания по периоду  философии эпохи Возрождения, будем в течение всего времени, работать по персоналиям,  событиям, датам, терминологиям, проведем тестирование,  работа по историческому  источнику, сделаем фоторепортаж.) (в работе на уроке мне сегодня поможет, эксперт Ануфриева Юля,  Варданян Анна,   Цупренко Дарья) Вступительное слово:  "Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по  определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися  достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая  породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать  имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно,  Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие  философской мысли XIV­XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики,  ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской  философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского  Просвещения. "Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по­французски) этот период истории  ,именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение  классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений  (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось  как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому  отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение,  родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был  исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой  торговли, соответствующей новым социально­экономическим преобразованиям, по своей  сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных  общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им  глубочайшие общественные противоречия. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на  представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы  называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается со вечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало  всех вещей.  К  уроку студенты получили опережающее задание : подготовить материалы  раскрывающие вопросы: 1. Особенности философии эпохи Возрождения; 2.Характерные  черты философии эпохи Возрождения; 3. Основные направления эпохи Возрождения; 4.  Гуманизм. (Работа по группам). Особенности философии эпохи Возрождения  (группа№1) Как вами уже было отмечено, что "Величайшим прогрессивным переворотом" явилась  эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные  глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену  многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных,  формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей  естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении  новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря  чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем  когда­либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе),  медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.),  математики и механики. Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного  схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его  собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе  чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и  идеей о по­ тусторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все  уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали  ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они  считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на  авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная  существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является  храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального  разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и  растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм.  Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и  оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Группа №2 С точки зрения этой философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий,  не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется  достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть  роль "служанки" богословия. Таким образом, мы пришли к выводу, что к характерным чертам философии эпохи  Возрождения относятся: 1.  Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы; 2. Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии,  Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также  застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии ­ схоластики; 3.  Антропоцентризм ­ преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные  возможности и достоинство; 4 Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию. Группа №3 Основными направления философии эпохи Возрождения являлись: 1.  Гуманистическое (XIV­XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка,  Лоренцо Валли и др.) ­ в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство,  величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; 2.  Неоплатоническое (сер. XV­XVI вв.), представители которого ­ Николай Кузанский,  Пикоделла  Мирандола, Парацельс и др. ­ развивали учение Платона, пытались познать  природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; 3. Натурфилософское (XVI­нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник,  Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения  Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и  научные открытия. Группа №4 Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый  период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени  примерно в сто лет ­ от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско­ теологическому религиозно­аскетическому пониманию человека, как "подобия божьего",  рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала  мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека  венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно  действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую  естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и  способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей "человеческой  природой". "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" ­ было основным лозунгом  гуманистов. Преподаватель: из всего, что вы нам сейчас рассказали мы, делаем вывод, что  в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они  выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют  антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к "спасению" во имя жизни вечной, сколько к земным делам.                                   ( Звучит приглушенно музыка) Проверка знаний в форме тестирования на компьютере (студенты садятся за компьютеры) ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»  1. Какой термин является синонимом Возрождения? а) ренессанс;                                                  х б) декаданс; в) оба термина являются синонимами Возрождения. 2. Кто из великих гуманистов Возрождения был вторым человеком в государстве после  короля, но не отказался ради власти и денег от собственных идей? а) Джон Локк; б) Томас Мор; в) Вильям Шекспир;                                    х г) Питер Брейгель. 3. Кто из великих ученых эпохи Возрождения был сожжен на костре за свои научные  убеждения? а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно;                                            х в) Галилео Галилей; г) все вышеперечисленные. 4. Кто является автором гелиоцентрической системы мира? а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Галилео Галилей;                                            х г) каждый внес свой вклад в создание системы. 5. Кто из ученых Возрождения заложил основы аналитической геометрии, дал понятия  переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения? а) Роджер Бэкон б) Леонардо да Винчи;                                                     х в) Рене Декарт; г) Френсис Бэкон. 6. Термин «гуманизм» означает: а) божественный; б) человеческий (человечный);                                         х в) природный; г) животный. 7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в: а) Нидерландах; б) Германии; в) Италии;                                                    х г) России. 8. В чем находило итальянское Возрождение величие человека? а) в его Бого подобности;                                    х б) в его смиренности; в) в его активности; г) в его таланте. 9. По мысли Джордано Бруно, «оно само является бесконечным, неподвижным,  субстратным, …жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него: а) божественное; б) единое;                                                        х в) материальное; г) духовное. 10. Термин «утопия» означает буквально: а) удаленный остров; б) идеальное государство; в) несуществующее место;                                           г) великая мечта  (Оценивание результатов тестирования студентом – экспертом.)                              ( Просмотр  видеофильма  «Эпоха Возрождения»)   Преподаватель:   итак, средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и приз­ рения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре  мироздания. 3.Формирование новых знаний, умений и навыков: Работа по персоналиям:  Преподаватель: ­ у вас на столах находятся корзины с именами философов эпохи  Возрождения, в которые вы, должны разложить карточки с материалами этого философа. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон.                           (выполнение задания фиксирует студент­эксперт) Коперник Николай (1473—1543) польский астроном, создатель гелиоцентрической  системы мира. Родился в г. Торунь, окончил там школу, потом продолжил образование в  Краковском, Болонском и Падуанском университетах. Изучал математику, астрономию,  физику, право и другие науки. В 1506­1507 гг. он навсегда возвратился из Италии в  Польшу. На родине принял духовное звание, был каноником (членом совета при епископе  участвующем в управлении епархией). Совершил переворот в естествознании, отказавшись  от принятого в течение многих веков положения о центральном положении Земли.  Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением  планет (в том числе и Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об  обращении небесных тел» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г. Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ ­ пантеист и поэт. Родился в Ноле, небольшом городке Южной Италии, учился в Неаполе, потом поступил в монастырь,  откуда впоследствии бежал. После вынужденного отъезда из Италии жизнь его протекала в скитаниях по странам Европы — Швейцарии, Франции, Англии, Священной Римской  империи. Церковь обвиняла его в том, что он проповедует учение о бесконечности  Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью  противоречило христианскому вероучению. Он был твердо убежден в правоте своего  учения, упорно его отстаивал, говоря своим недругам: «Сжечь — не значит опровергнуть!» Обвинён в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Галилей Галилео (1564—1б42) итальянский ученый, один из основателей естествознания.  Родился в Пизе, детство его прошло во Флоренции , где он учился в монастырской школе,  В 1585 г. Заложил основы современной механики выдвинул идею об относительности  движения, установил законы инерции свободного падения и движения тел по наклонной  плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника, первым  исследовал прочность балок. Построил телескоп с З2­кратньтм увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал  гелиоцентрическую систему мира.  Леонардо да Винчи (1452 – 1519) ­ «В одном из каменных домов маленького городка (а все  они какого­то грязно­желтого оттенка), расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452  г. родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения (а может быть, и всех  времен). Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок,  за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные  выси, он казался современникам волшебником. Люди последующих поколений называли  его итальянским Фаустом. Загадка начинается с его рождения. Он был  незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли  чему или нет. Биографы называют ее молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем  Катерина.                                                   (Физминутка)                                                          Преподаватель: (еще раз возвращается к смыслу и цели урока, но уже в прозаическом  варианте.) ­итак, цель нашего урока философии  можно объяснить следующей фразой: мудрость  прошлого служит будущему. А цель сегодняшнего занятия сформулируйте теперь сами. Ответы студентов ­  наше занятие расширило знания, связанные с эпохой Возрождения в  области философии. Мы узнали много нового о философах и т.д. Преподаватель: актуальность нашего занятия на сегодняшний день, обращает внимание на повышенный интерес современного поколения к философским вопросам, к поискам  духовности, к влиянию религии на жизнь человека в прошлом и настоящем. 4.Закрепление нового материала: работа по историческому источнику Преподаватель ­ представим  мы с вами попали в год 1632 и как раз сегодня суд . Давайте  посмотрим что происходит в зале суда, кажется здесь судят какого­ то знаменитого  человека. (Четверо студентов показывают сценку.)                (Перед судьей стоит человек.  Суд зачитывает приговор.) Работа с источником  (  студент)  В конце сентября 1632 г. Галилею было приказано  немедленно прибыть в Рим. Больной 68­летний ученый вынужден был подчиниться  решению комиссии римской инквизиции и отправиться в тяжелый для него путь. 22 июня  1633 г. инквизиция произнесла над ним приговор и заставила его произвести «отречение». Из приговора кардиналов Галилею ( студент) 1 студент­судья: «Желая оградить людей от вреда и соблазна, которые происходили от  твоего поведения и угрожали чистоте веры... ученые­богословы постановили: Положение, что Солнце — центр Вселенной... и неподвижно, есть мнение нелепое,  философски ложное и крайне, еретическое, ибо оно противоречит Святому Писанию. Положение, что Земля не центр Вселенной и не неподвижна, есть мнение нелепое,  философски ложное и с богословской точки зрения противоречит духу веры... 2  студент­судья: Рассмотрев и зрело обсудив все стороны твоего дела и приняв во  внимание твои показания и извинения... мы пришли к заключению: ...присуждаем  ,объявляем тебя, Галилей, в ереси... по этой причине ты подлежишь всем исправлениям и  наказаниям, установленным в таких случаях священными канонами... Освободиться от них  ты сможешь лишь в том случае, если от чистого сердца и с непритворной верой отречешься и проклянешь все заблуждения и ереси и в таких выражениях, какие тебе будут указаны...  Но дабы столь тяжкий грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и послужили бы  предостережением для других, мы решили запретить книгу «Диалог Галилея», а тебя  самого заключить в тюрьму...» 3 студент­судья: стоя на коленях, читает отречение: ­ Я, Галилео Галилей, от чистого сердца и с непритворной верой отрекаюсь от своих  взглядов и проклинаю все заблуждения и ереси. Положение, что Земля – центр Вселенной и неподвижна, есть мнение нелепое, философски  ложное и противоречит духу веры. Отрекаюсь. (Выходя из зала суда Галилео  говорит фразу: ­ А все­ таки она вращается!) (Сценка окончена.) Преподаватель: Почему Галилей отрекся от своих убеждений? И что значит последняя  фраза в этой сцене? Студенты : ­ потому что уже постаревший и тяжело больной он понял что отстоять свои  взгляды ему не удастся, но его фраза о том, что Земля вращается , показывает, что в  глубине души он остался верен своему научному открытию. Науку нельзя задушить. 4. Фоторепортаж. Учитель: ­ Давайте представим, что вы корреспонденты и вам дали задание сделать  фоторепортаж об открытиях периода эпохи Возрождения. Для этого заглянем в научный  кабинет. (выходит первый фоторепортер и ведет репортаж с места события) Иссак Ньютон, он в рабочем кабинете. Чем его имя примечательно для нас? Ответ: Исаак Ньютон (1642—1727), опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил  создание новой картины мира. В детстве он был тихим, неприметным, задумчивым  увальнем. В школу его отдали поздно, в классе он был малоспособным учеником —  предметом насмешек своих одноклассников. Интерес к науке проснулся в нем к 14 годам.  С этого момента наука стала главным занятием его жизни. В 1661 г. начал учиться в  Кембридже, где позже получил кафедру математики. Он был самым молодым  профессором в университете. Его важнейшими научными достижениями стали открытия  закона всемирного тяготения, законов механического движения и распространения света,  новых методов математических вычислений. Подумаем вместе:   Кроссворд на тему "Эпоха возрождения" По горизонтали 3. Признанной столицей итальянского возрождения являлась 8. У творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме  … ­ утверждал  Николай Кузанский 9. Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны  существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры 12. Идеал гуманистов, который, по их мнению, нужно возрождать. 16. Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик  Фалеса Милетского 23. Представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами 25. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи возрождения, является По вертикали 1. Философ, развивавший идею платонизма о срединном положении человека между  земным, животным и божественным  2. Этап – VIII – XV века – представляет собой развитие христианской философии под  влиянием идей Аристотеля  4. Направление в европейской философии XV—XVI веков  5. Реальная политика – это отказ от использования … в качестве основы государственного  курса  6. Стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления  7. Философ эпохи возрождения, был кардиналом при  10. Философ эпохи возрождения, разработавший теорию движения планет вокруг солнца на  основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений  11. Философ, основоположник философии политики  13. Учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и  принципу аналогии  14. Один из первых представителей утопического социализма  15. Последнее творение Бодена  17. Представление о том, что мир сотворен Богом из ничего  18. Лучшая форма государства, по мнению Макиавелли  19. Боден выделяет три формы государства: демократия, монархия и …  20. В итальянской философии образ утопического государства – города солнца – был  создан …  21. Система мира Николая Коперника  22. Позиция, с которой философы возрождения решали проблему соотношения бога и мира  24. Ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий                              (Итоги работы с кроссвордом, подводит студент­эксперт) Преподаватель: вернемся к проблемному вопросу, из всего, что вы увидели, услышали к  какому выводу вы, пришли? Студент:­ как прозвучало сегодня на уроке, эпоха Возрождения – это переходная эпоха в  истории философской мысли, поэтому, мы пришли к выводу  что антропоцентризм  сформировался, как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания  философии был уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Широко  распространилась идея титанизма как якобы всесилия и могущества человека. Он стал  рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и  судьбы. В Италии возник гуманизм – широкое идейное течение, провозгласившее человека  высшей ценностью и целью общества. Преподаватель: ­ Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху  Возрождения. Сколько времени прошло с тех пор! Не одно столетие. А люди все равно  восхищаются научными открытиями Ньютона, Коперника, Галилея, которые нашли применение и в современном мире. Значит, действительно, эпоха Возрождения – это  неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова и снова черпать силы и идеи для творчества. И закончить наш сегодняшний разговор я хотела бы словами великих  философов эпохи Возрождения:                                    Творенье может пережить творца:                                     творец уйдет, природой побежденный,                                      однако образ, им запечатленный                                       веками будет согревать сердца»     5.Подведение итогов экспертами­студентами, преподавателем. 6. Самостоятельная работа:  (гл. 2,п.4, стр. 56­62  Кохановский В.П.  Философия.  Ростов­на­Дону «Феникс»,  2010. Подготовить рефераты, сообщения, доклады.) 7. Рефлексия Что нового я узнал сегодня… Что мне хотелось бы еще узнать… Какие проблемы у меня возникли в ходе урока… Над чем мне нужно поработать… Спасибо за урок!  До свиданье  (Звучит музыка)   (на интерактивной доске поздравления с наступающим праздником 8 марта)

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018