РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
29.03.2019
Рабочая программа учебной дисциплины История донского казачества для профессий среднего профессионального образования технического профиля 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 190631.01 «Автомеханик» и профессии среднего профессионального образования социально-экономического профиля 260807.01 «Повар, кондитер».
Настоящая программа учебной дисциплины История донского казачества ориентирована на реализацию регионального казачьего компонента федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования.
истор дон каз Программа.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08 ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА 2
201
Утверждаю
Зам. директора по УР
_________________
Одобрена
на заседании МК
общеобразовательного цикла
протокол №____
от «___» _________ 20__ г.
Председатель МК
________________________
Рабочая программа учебной дисциплины История донского казачества
для
профессий среднего профессионального образования технического профиля 110800.02
«Трактористмашинист сельскохозяйственного производства», 190631.01 «Автомеханик» и
профессии среднего профессионального образования социальноэкономического профиля
260807.01 «Повар, кондитер».
Настоящая программа учебной дисциплины История донского казачества
ориентирована на реализацию регионального казачьего компонента федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на
базовом уровне в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
среднего профессионального образования.
Организацияразработчик: «ГБОУ НПО РО АККПУ»
Разработчики:
преподаватель «ГБОУ НПО РО АККПУ»
Рецензенты:
1. _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ 3
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
История донского казачества,
разработанную преподавателем
Данная программа разработана на основе требований Регионального
казачьего компонента, традиций Донского края, донского казачества,
традиций данного образовательного учреждения, имеющего статус казачьего.
Соответствует основным требованиям к содержанию данного предмета и
учитывает его специфику.
Структура рабочей программы четко выдержана. Цели и задачи курса
соответствуют основным требованиям к знаниям и умениям кадет.
Программа, составленная на исторической основе, позволяет понять
историческую роль казачества и актуальность его возрождения на данном
этапе.
Содержание программы тесно связано с гуманитарными учебными
дисциплинами «Литература», «История», «Основы православной культуры».
Содержание программы позволяет использовать различные методы
обучения. Предполагает работу с историческими и краеведческими
материалами. Способствует формированию познавательной, мыслительной
деятельности.
Данная программа рекомендована к использованию в образовательном
процессе училища. 4
Рецензент
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
История донского казачества,
разработанную преподавателем
Рабочая программа учебной дисциплины «История донского
казачества» составлена согласно требованиям регионального казачьего
компонента. Программа призвана сформировать у кадет прочную
гражданскую позицию.
Структура программы составлена согласно методических рекомендаций
к оформлению рабочей программы. Четко определены цели, задачи учебной
дисциплины, требования к учащемуся, освоившему данную дисциплину.
Данная программа рассчитана на углубление исторических знаний
учащихся, получению наиболее полного представления об одном из главных
этапов России – становлении казачества на Дону. Все периоды исторического
развития казачества изучаются в хронологическом порядке.
Содержание программы тесно связано с гуманитарными учебными
дисциплинами «Литература», «История», «Основы православной культуры».
Изучение тем подразумевает разнообразие методов обучения,
творческую самостоятельную работу учащихся в урочной и внеурочной
деятельности.
Данная программа рекомендована к использованию в образовательном
процессе училища. 5
Рецензент
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана по предмету «История
Донского казачества» на основе регионального (казачьего) компонента
Государственного Стандарта общего образования (базовый уровень) и
ориентирована на специфику училища, имеющего статус казачьего.
Изучение предмета на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей и задач:
патриотическое и гражданское воспитание кадет;
воспитание ценностного отношения к казачеству, к его истории, роли,
историческому месту и перспективам развития;
способствовать формированию личности выпускника как достойного
представителя России, казачьего сообщества, носителя, пользователя и
создателя социокультурных ценностей и традиций Донского края, активного
общественнополитического и
участника социальноэкономического,
культурного развития своего региона в целом, выступающего с активной,
основанной на патриотизме,
созидательной жизненной позицией,
толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком
авторитете воинской службы; 6
повысить статус казачьего образования как фактора сохранения и развития
самобытности Ростовской области, активности процессов становления и
развития казачества;
предоставить кадетам полную информацию о исторических фактах,
событиях, датах, исторических результатах.
Основные методы, обеспечивающие эффективность процесса обучения
по данному курсу – словесный, наглядный, практический. Особенно
эффективен словесный метод обучения. Используются такие формы: рассказ,
объяснение,
Осуществляется дифференцированный подход в обучении.
дискуссия,
беседа,
проблемное изложение материала.
Весь курс предмета тесно переплетается со многими учебными
дисциплинами: «История», «Русский язык», «Литература», «Основы
православной культуры». Например, при изучении тем «Донское казачество в
начале XX века» и «Революция 1917 г., Гражданская война» кадетам
предлагается вспомнить содержание темы «Литература Дона и о Доне I
половины XX века. Творчество М.А.Шолохова»
учебной дисциплины
«Литература». При изучении темы «Революция 1917 г., Гражданская война»
используются знания об основных этапах Гражданской войны из учебной
дисциплины «История».
Традиционная структура и расположение исторического материала
позволяет преподавателям и кадетам использовать его творчески, поскольку
н6е ставит в зависимость от какихто определенных технологий. В тоже время
наряду с традиционными уроками можно применять нестандартные формы
проведения уроков, реализующих личностную направленность.
Объектами изучения данного курса являются исторические события,
исторические личности. 7
В каждой теме программы осуществляется текущий контроль: устный
индивидуальный и фронтальный, письменный. В конце изучения крупных тем
проводится тематический контроль в форме зачетов, творческих заданий.
Форма проведения промежуточной аттестации – зачет.
Содержание программы
Тема 1. Донская земля в древности и в средние века
Цель:
изучить историю появления казачества на Дону, его исторические корни
усвоить исторические предпосылки и принципы создания Войска Донского,
понятия «донское казачество», «Войско Донское»
Содержание:
Исторические корни казачества
Донская земля в XIV XV вв.
Образование Войска Донского
Донцы в войнах России XVI века
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
гипотезы происхождения донского казачества
казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона
последовательность смены населения на Дону 8
взаимоотношения оседлых и кочевых племен
Учащиеся должны уметь:
использовать знания и способы познавательной деятельности,
полученные в курсе Всемирной, Отечественной истории, истории Донского
края для характеристики и оценки историкокультурной ситуации в
Ростовской области
Тема 2. Донские казаки в XVII веке
Цель:
Изучить причины участия донских казаков в русской смуте, вклад казаков в
освобождение страны, Азовское казачье сиденье
усвоить сущность сюзеренитетавассалитета, особенность военнослужилого
сословия, роль донского казачества в войнах XVII века
Содержание:
Донские казаки в период «великой смуты»
Борьба донских казаков против Османской империи и Крымского ханства
Донцы в войнах России XVII века
Восстание под предвадительством Ст.Разина
Культура, быт и нравы донских казаков XVIXVII вв.
Основные требования
Учащиеся должны знать:
участие донских казаков в основных социальных конфликтах XVII
XVIII вв. в России и на Дону; основные факты участия Войска Донского в
войнах Российской империи XVII в.
Должны уметь:
анализировать историческую карту
показывать на ней территорию Войска Донского
давать собственные оценки важнейших событий истории Донского края
Тема 3. Донские казаки в первой половине XVIII века
Цель:
изучить основные занятия донских казаков в XVIII веке, причины восстания
под предвадительством К.Булавина
усвоить сущность традиционных промыслов, причины ограничения казачьих
вольностей при Екатерине I, падение роли войскового круга 9
Содержание:
основные занятия донских казаков в XVIII века
восстание под предвадительством К.Булавина
донские казаки в середине XVIII века
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
основные занятия и быт донских казаков в XVIIXVIII вв., участие донских
казаков в социальных конфликтах и войнах России в XVIIXVIII вв.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение основных понятий
давать характеристику социальноэкономического развития края XVIIXVIII
вв.
Тема 4. Донские казаки во второй половине XVIII века
Цель:
Изучить причины сохранения у казачества, роль казачества в русскотурецкой
войне 17871791 гг.
усвоить сущность оценки Суворовым боевых качеств казаков; особенности
культуры и быта донских казаков
Содержание:
Дон в эпоху Екатерины II
Донские казаки в русскотурецких войнах второй половины XVIII века
борьба России против наполеоновской Франции
культура донских казаков в XVIII веке
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
Основные факты участия войска Донского в войнах Российской империи
XVIIIXIX вв., военное искусство казаков, имена и дела выдающихся людей
страны и края (Денисов, Платов, Суворов, Орлов, Иловайский, Исаев)
Учащиеся должны уметь:
Давать характеристику социальноэкономического развития края XVIIIXIX
вв.; определять синхронность событий и процессов региональной и
российской истории
Тема 5. Донские казаки в первой половине XIX века
Цель:
изучить особенности социальноэкономического развития дона в данный
период; роль донского казачества в войне 1812 г. 10
усвоить сущность политики Павла I и Александра I, Николая I на Дону
Содержание:
Социально –экономическое развитие Дона в I половине XIX в.
Государственноадминистративные преобразования на Дону в царствование
Александра I
Участие донских казаков в войнах России начала XIX в.
Донские казаки в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах
Власть на Дону при Павле I и Александре I
Власть на Дону при Николае I
Военная организация донских казаков в I половине XIX века
Общественнополитическая мысль и общественное движение на Дону
Донские казаки в кавказской войне 18011864 гг.
Донские казаки в крымской войне 18531856 гг.
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
Участие казаков в войнах России XIX в., причины государственно
административных преобразований на Дону, военную организацию донских
казаков в I половине XIX в.
Учащиеся должны уметь:
Дать характеристику социальноэкономического развития края в I половине
XIX в.
Форма контроля: зачет по теме
Тема 6. Донские казаки во II половине XIX века
Цель:
изучить сущность реформ 6070х годов на Дону, роль донских казаков в
русскотурецкой войне 18771878 гг.
усвоить особенности культуры, быта донских казаков второй половины XIX
вв.
Содержание:
реформы 6070х годов на Дону
донские казаки в русскотурецкой войне 18771878 гг.
донская культура, образование во второй половине XIX в.
музыка, театр, изобразительное искусство на Дону во II половине XIX в.
быт донских казаков 11
Основные требования:
учащиеся должны знать:
причины и основные направления реформы 6070х годов
учащиеся должны уметь:
выделять отличительные черты реформ 18601870х гг. в области Войска
Донского, определять синхронность событий и процессов региональной и
российской истории
Форма контроля: зачет по теме
Тема 7. Донское казачество в начале XX века
Цель:
изучить причины русскояпонской войны 19041905 гг., первой русской
революции 19051907 гг., первой мировой войны 19141918 гг. и участие
казаков в данных событиях
усвоить причины привлечения казаков для борьбы с революцией и их
последствия
Содержание:
донские казаки в русскояпонской войне 190401905 гг.
казачество и первая русская революция 19051907 гг.
донские казаки в I Мировой войне 19141918 гг.
основные требования:
учащиеся должны знать:
даты важнейших событий истории края XX в., имена и дела выдающихся
земляков (Каледин, Краснов, Мамонтов)
рассказывать о событиях революции 19051907 гг.
Тема 8. Революция 1917 г., Гражданская война и казачество
Цель:
изучить причины расказачивания, сущность трагедии казачества
усвоить причины колебания казачества
Содержание:
Дон в февральской революции 1917 г.
Казачество и октябрьская революция 1917 г.
Восстание казаков. П.Н.Краснов 12
Расказачивание
С Деникиным на Москву
Трагедия казачества
Культура донских казаков в первой половине XX века
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
Причины обострения классовой борьбы на Дону, сущность расказачивания
Учащиеся должны уметь:
Рассказывать о событиях 1917 г. и гражданской войны на Дону
Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории края
Форма контроля: зачет по теме
Тема 9. Советская власть на Дону
Цель:
изучить сущность политики 2030х годов на Дону; подвиги казаков в
Великой отечественной войне;
усвоить особенность позиции казачьего зарубежья
Содержание:
Дон в 2030е годы XX, мероприятия Советской власти
Донские казаки в Великой отечественной войне 19411945 гг.
Казачье зарубежье во время второй Мировой войны
Основные требования
Учащиеся должны знать:
героев Дона в Великой Отечественной войне, факты и события Великой
Отечественной войны на территории Ростовской области
Учащиеся должны уметь:
характеризовать достижения и трудности развития края при проведении
НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих
процессов на Дону.
Тема 10. Донское казачество на современном этапе
Цель:
Изучить этапы возрождения казачества, их содержание и первые итоги
усвоить тенденции развития традиций духовной культуры казаков
Содержание: 13
Возрождение донского казачества
Народный быт и казачья культура во второй половине XX века
Символика Донского края
Основные требования:
Учащиеся должны знать:
Основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на дону,
особенности политики региональных органов власти, местного
саморегулирования и общественных движений, символику Ростовской
области
Учащиеся должны уметь:
Описывать флаг и герб Ростовской области
Выделять особенности донского региона
Оценивать вклад ростовской области в экономику, культуру страны,
характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе
Форма контроля: зачет по теме
Тематический план 14
Количество часов
Наименование разделов, тем
Максим
альная
негрузка
1.Донская земля в древности и в средние века
2.Донские казаки в XVII веке
3. Донские казаки в первой половине XVIII
века
6
10
2
Обязате
льная
(аудито
рная)
нагрузка
5
7
2
Внеаудит
орная
нагрузка
1
3 15
4.Донские казаки во второй половине XVIII
века
5.Донские казаки в первой половине XIX
века
6.Донские казаки во II половине XIX века
7.Донское казачество в начале XX века
8. Революция 1917 г., Гражданская война и
казачество
9. Советская власть на Дону
10.Донское казачество на современном этапе
итого
7
16
10
3
9
3
8
74
6
11
7
3
7
3
6
57
1
5
3
2
2
17
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История
донского казачества» обучающийся должен
Знать/понимать: 16
историю формирования и становления донского казачества;
исторические факты, события, даты, исторических героев, исторические
результаты
уметь:
сравнивать исторические факты, сопоставлять события, даты и
исторические результаты;
определяться в собственной гражданской позиции;
вырабатывать ценностное отношение к казачеству, к его истории, роли,
историческому месту и перспективам развития
Поурочное планирование
по предмету «История Донского казачества» 17
Наименование разделов, тем
Коли
чество
часов
Тема 1. Донская земля в древности и в средние
века
Исторические корни казачества
Донская земля в XIVXV веках
Образование Войска Донского
Управление Войском Донским
Донцы в войнах России XVI века
Тема 2. Донские казаки в XVII веке
Донские казаки в период «великой смуты»
Борьба донских казаков против Османской империи и
Крымского ханства
Донцы в войнах России XVII века
Восстание под предводительством Ст.Разина
Культура, быт и нравы донских казаков в XVIXVII
веках
Культура, быт и нравы донских казаков в XVIXVII
веках
Урок обобщения
Тема 3. Донские казаки в первой половине XVIII
века
Восстание под предводительством К.Булавина
Основные занятия донских казаков в XVIII веке
Тема 4. Донские казаки во второй половине XVIII
века
Управление Войском Донским в XVIII веке
Дон в эпоху Екатерины II
Донские казаки в русскотурецких войнах второй
половины XVIII века
Борьба России против наполеоновской Франции
Культура донских казаков в XVIII веке
Урок обобщения
Тема 5. Донские казаки в первой половине XIX
века
Социальноэкономическое развитие Дона в I половине
XIX века
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
11
1
№
уро
ка
№
уро
ка в
теме
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7
3.1.
3.2.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
21
5.1. 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
5.10.
5.11.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
7.1.
7.2.
7.3.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
8.6.
8.7.
9.1.
9.2.
18
Донские казаки в Отечественной войне 1812 г.
Донские казаки в заграничных походах.
Власть на Дону при Павле I и Александре I
Власть на Дону при Николае I
Военная организация донских казаков в I половине
XIX века
Казачья тактика
Общественнополитическая мысль и общественное
движение на Дону
Донские казаки в Кавказской войне 18011864 гг.
Донские казаки в Крымской войне 18531856 гг.
Урок обобщения
Тема 6. Донские казаки во II половине XIX века
Реформы 6070х годов на Дону
Донские казаки в русскотурецкой войне 18771878 гг
Донская культура, образование во второй половине
XIX века
Музыка, театр, изобразительное искусство на Дону во
II половине XIX века
Быт донских казаков
Обычаи и обряды донских казаков во II половине XIX
века
Урок обобщения
Тема 7. Донское казачество в начале XX века
Донские казаки в Русскояпонской войне 19041905
гг.
Казачество и первая русская революция 19051907 гг
Донские казаки в I Мировой войне 19141918 гг
Тема 8. Революция 1917 г., Гражданская война и
казачество
Дон в февральской революции 1917 г.
Казачество и Октябрьская революция 1917 г.
Восстание казаков П.Н.Краснов
Расказачивание
С Деникиным на Москву
Трагедия казачества
Культура донских казаков в первой половине XX века
Тема 9. Советская власть на Дону
Дон в 2030е годы XX века, мероприятия Советской
власти
Донские казаки в Великой Отечественной войне 1941
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1 19
51
52
53
54
55
56
57
9.3.
10.1.
10.2.
10.3.
10.4.
10.5
10.6
1945 гг
Казачье зарубежье во время второй Мировой войны
Тема 10. Донское казачество на современном этапе
Возрождение донского казачества
Народный быт и казачья культура во второй половине
XX
Символика Донского края
Казачество на современном этапе
Обобщение по теме
Обобщение по курсу
1
6
1
1
1
1
1
1 20
Литература:
Для учащихся:
История донского казачества. Учебное пособие. Под ред. А.В.Венкова. –
РостовнаДону: ООО «Терра», 2005. – 312 с.
Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920
г. РостовнаДону: ООО «Мини Тайп», 2004, 608 с.
Для преподавателя:
В.П.Водолацкий, А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян – Казачий Дон: очерки
истории и культуры: Учебное пособие. Под ред.проф А.П.Скорика. Ростов
наДону: ООО «Терра», 2005. 448 с.
Краснов П.Н. история донского казачества. Очерки истории Войска
Донского. – М.: Яуза, Эксмо, 2007.576 с.
В.Д. Сухоруков. Историческое описание Земли Войска Донского. – Ростов
наДону: ООО «Терра», 2005. 248 с.
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVIIXX
в./ Батайск: Батайское книжное издательство, 2002
Рыжков Н.В. Донские казаки в войнах России начала XX века. – Ростов на
Дону: Издво Рост.унта, 2003 – 320 с.
Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2007.640 с. 21
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензии
3
Пояснительная записка…………………………………………………………...5
Содержание учебной дисциплины……………………………………………….7
1.Донская земля в древности и в средние века………………………………….7
2.Донские казаки в XVII веке………………………………………………… …7
3.Донские казаки в первой половине XVIII века……………………………….7
4. Донские казаки во второй половине XVIII века……………………………..8
5. Донские казаки в первой половине XIXвека…………………………………8
6. Донские казаки во второй половине XIXвека………………………………10
7.Донское казачество в начале XX века………………………………………..10
8.Революция 1917 г. Гражданская война и казачество………………………..11
9.Советская власть на Дону…………………………………………………….11
10.Донское казачество на современном этапе…………………………………12
Требования к результатам обучения…………………………………………...14
Тематический план………………………………………………………………15 Литература…………………………………………………………………….18
22
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.