Финансовая грамотность практикум в четырёх частях часть 4 -4 класс

  • pdf
  • 12.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала FIN_GRAM_4kl_praktikum_tipogr.pdf

Финансовая грамотность

практикум в четырёх частях часть 4 4 класс

москва

издательство «интеллект-Центр»

2018

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72 Ф59

Авторский коллектив:

Ольга Николаевна Исупова

Анна Александровна Козлова

Анастасия Владимировна Половникова

Елена Лазаревна Рутковская

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Стихи:

Мария Александровна Лангер

Ф59 Финансовая  грамотность : практикум : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред.

Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.

             ISBN 978-5-907157-09-5

                   Часть 4 : 4 класс. – 2018. – 24 с.

             ISBN 978-5-907157-13-2

Практикум адресован младшим школьникам. Он является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьева

Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.

Тираж 250 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-13-2 (ч. 4)                                      © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,

ISBN 978-5-907157-09-5                                                    А.В. Половникова и др., 2018

                                                                                       © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2018

введение

С какого возраста целесообразно развивать финансовую грамотность школьников педагогическими средствами? Существуют доказавшие свою состоятельность практики  воспитания правильного отношения к финансам и знакомства с разумными моделями поведения в финансовой сфере с самого раннего возраста, предполагающие поэтапное усложнение содержания рассматриваемых вопросов по мере взросления учащихся.

Книга, которая перед вами, входит в состав учебно-методического комплекса, адресованного четвероклассникам. 

Данное пособие содержит познавательные задания для учащихся четвёртого класса начальной школы, и их содержание касается вопросов расходов семейного бюджета, покупок, личных денежных средств, которые рассматриваются в пособии для учащихся.

Предложенные в данной книге задания рекомендуется использовать вместе с пособием для учащихся на уроках окружающего мира, математики, технологии и др.


Занятие 1

Зачем семье вести бюджет

Одинаковые ли у неё доходы в разное время года?

Как это влияет на планирование семейного бюджета?


1. бюджет на каждый месяц

 

Почему нельзя спланировать расходы один раз и каждый месяц пользоваться этим планом?

2. лиса и мороженое

Лиса решила открыть бизнес по продаже мороженого, чтобы увеличить свои доходы.

3. как экономить бюджетные деньги

 

Кто из героев экономит семейные средства? Кому придётся тратить бюджетные деньги на непредвиденные расходы?

4. о расходах бюджета

 

Прочитайте совет и ответьте на вопросы.

Если хочешь, чтоб работал

Папа каждый день и час, Никогда по выходным

Не ходил с тобой в кино,

Бей посуду, рви одежду,

Чтоб был повод вновь купить, Ну, а деньги папа сможет Заработать вновь ещё. Он же любит так работать, Никогда не отдыхать!

 

Как бы вы назвали данный совет: полезным или вредным? Объясните, почему вы так считаете.


 

Занятие 2

что такое страхование

1. что можно застраховать?

Художник нарисовал плакат, на котором образно представил страхование в виде зонтика, который защищает кого-то или что-то от опасности.

 

Используя плакат, объясните, что и от чего можно застраховать.

2. необычные страховки

В Интернете можно найти очень необычные примеры страховок.

      Гонщик «Формулы-1» Фернандо Алонсо застраховал пальцы своих рук на 10 миллионов евро.

      Известный танцор ирландских танцев Майкл Флэтли застраховал свои ноги на 25 миллионов евро. Ноги великого танцора долгое время были не только самые быстрые, но и самые дорогие, пока знаменитый футболист Криштиану Роналду не приобрёл страховку на сумму 144 миллиона долларов.

      Известная фотомодель Клаудиа Шиффер  застраховала своё лицо на 5 миллионов долларов, а певец Род Стюарт свой голос на 6 миллионов долларов.

 

Как вы думаете, почему эти люди приобрели именно такие страховые полисы?

Можно ли сделать вывод, что застраховать можно всё то, что для человека ценно и важно?

3. опережая события

Одна страховая компания выбрала в качестве своей рекламы поговорку:

БЕРЕГИСЬ БЕД, ПОКА ИХ НЕТ.

 

Подходящую ли поговорку подобрала страховая компания? Какой смысл она вложила в эту поговорку?

Занятие 3

личные деньги

На что Папа Карло потратил свои деньги? Почему он так поступил? А на что вы потратили бы личные сбережения?


1. сколько стоит куртка?

Прочитайте фрагмент из сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».

                       Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло… Го-ворящий Сверчок велел мне ходить в школу.

                       Славно придумано, малыш…

                       Папа Карло, – сказал Буратино, – а как же я пойду в школу без азбуки?

                       Эге, ты прав, малыш…

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

                       Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

                       Папа Карло, а где твоя куртка?

                       Куртку-то я продал… Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

                       Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток.

Сколько ему нужно продать грибов, чтобы  купить кровать за 465 монет?


2. сбережения-помощники

Белочка собирает орехи и делает запасы.

В один мешок помещается 2 кг орехов.

 

Сколько кг орехов удалось собрать Белочке?

Почему, когда к Белочке внезапно приехали родственники, у неё не возникло проблем, чтобы их угостить? 

3. продажа грибов

Чтобы накопить на новую кровать,  ёжик решил продавать на ярмарке грибы. Цена 1 гриба – 5 монет.

4. в отпуске

                                        Барсук:                                                    Волк:

Я на море отдыхал,                                       Этого не может быть!

Там купался, загорал, Как ты так умеешь жить? Отдых был моей мечты:        Мой доход почти, как твой, Море, солнце и цветы!      Но я трачу всё под ноль!

Соки пил и лимонад.                                                      Барсук:

                                           Волк:                                             А ты деньги трать с умом!

Ты нашёл, быть может, клад?                              Что купил вчера ты в дом?

Где ж ты денег раздобыл?                                              Волк:

                                        Барсук:                                  Только нужные вещицы:

Просто я весь год копил,     Украшения волчице, Свой планировал бюджет,         Для волчат два вертолёта, И глядеть поехал свет. Но они не рады что-то.

Ладно, как-нибудь потом

Их запустим в небосклон.

Автомат для сладкой ваты,

Тоже сделаю когда-то, Три ремня ещё купил, Штрафы также заплатил: С ветерком люблю катить, Вот, приходится платить...

Съел ещё 5 эскимо,

Зайцев всех сводил в кино.

Мы такие дружные!

Все расходы нужные!

 

Почему Барсук смог отдохнуть на море?

Почему у Волка никогда не получается отложить часть денег на свою мечту? Можно ли назвать его траты разумными?

Как вы понимаете выражение «тратить под ноль»?


Занятие 4

когда берёшь в долг

Что имеет в виду Барсук?

Почему он считает, что кредит лучше брать в банке?


1. где взять кредит?

          Я считаю, что деньги не нужно брать в долг, но уже если ты задумался о кредите, то иди в банк, – учил Барсук Волка уму-разуму.

          Но в банке так всё сложно: документов множество при-неси, подожди, пока тебе одобрят выдачу кредита. А вот тут всё просто: раз – и деньги! – и Волк показал на объявление, которое привлекло его внимание.

Барсук покачал головой:

          А ты подсчитал, сколько придётся вернуть в каждом случае? Какие в этой организации проценты? Ты уверен, что не имеешь дело с мошенниками? Запомни: чем легче получить, тем сложнее отдать!

2. мудрая притча

Прочитайте грузинскую притчу.

Одолжил бедняк деньги у богатого соседа, а вернуть долг никак не может. Ходит богатый сосед к бедняку, требует свои деньги. Надоело это жене бедняка, и говорит она мужу:

                       Ты спрячься, я сама встречу соседа.

Снова приходит богач за своими деньгами.

                       Хозяина дома нет. Чего тебе надобно, добрый чело- век? – говорит ему женщина.

                       Где же он? Когда вернёт мне долг?

                       Он как раз по этому делу ушёл. Купит семян, приве-зёт, засеет землю терновником, вырастут колючие кустарники, пройдёт мимо караван с хлопком, застрянут на колючках клочки ваты, соберёт мой муж вату, продаст и вернёт тебе твой долг…

Рассмеялся богач, а женщина обиделась и говорит:

                       Тебе хорошо – не пропали твои деньги!

 

Почему женщина утверждает, что деньги богача не пропали? Что придётся сделать герою сказки, чтобы вернуть долг?

3. разными словами

Прочитай пословицы, в которых есть слово «долг».

      Долг платежом красен.

      Долг не велик, да лежать не велит.

      Лучше уплачивать долги, чем делать новые.

      Рад будешь, как долг избудешь.

 

Какой смысл объединяет все эти пословицы?

Занятие 5

где можно делать покупки

1. какой магазин выбрать?

Маруся и её родители сели составлять список покупок, которые нужно будет сделать в текущем месяце.

 

Посмотрите на этот список и подумайте, где лучше сделать ту или иную покупку. Почему вы сделали именно такой выбор?

2. магазины бывают разные

Прочитайте стихотворения Сергея Михалкова «В магазине как в лесу…» и «Андрюшка».

В магазине как в лесу…

В магазине как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

О каком виде магазинов идёт речь в этом стихотворении?


Снежно-белого мышонка, Попугайчиков зелёных – Неразлучников влюблённых.

Мы не знали, как нам быть:

Что же выбрать? Что купить?

         Нет ли рыжего щенка?

         К сожаленью, нет пока!

 

Если сегодня в магазине игрушек не оказалось бы рыжего щенка, где вы смогли бы его поискать?

Андрюшка

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки,

И дудки,

И куклы-матрёшки.

Кто видел у нас В магазине

Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку – Он выбрал ружьё,

И сказал продавец:

– Ты будешь охотником.

Ты молодец!

Занятие 6

как польЗоваться банковской картой

Для чего нужен каждый элемент карты?

Какие элементы позволяют сделать карту безопасной?


1. как выглядит пластиковая карта

Код безопасности – он защищает при покупках

Логотип банка – он говорит о том, какой банк

ЧИП – это дополнительный и самый высокий уровень защиты карты.

Номер карты – он позволяет определить владельца карты. Срок действия карты – он говорит, когда карта будет заблокирована.

Имя и фамилия держателя карты – они указывают на принадлежность карты конкретному человеку.

2. Зачем нужны разные банковские карты?

Прогресс на месте не стоит,

Есть денег безналичный вид,

Они лежат на счёте в банке,

А гражданину и гражданке

Банк, открывая личный счёт, Для трат всех карту выдаёт.

Бывает карта дебетовой,

Вещей купить с ней можно новых, Потратить денег можно столько, Которые на счёте только.

Ещё кредитною бывает, Процент по ней банк начисляет. Что тратил, нужно всё вернуть И о процентах не забудь!

Коль в магазине вещь найдётся,

Наличные считать придётся, – По карте легче рассчитаться,

Но стоит карте потеряться, Никто копейки не возьмёт,

Не зная карточки ПИН-код.

 

О каких банковских картах вы узнали из стихотворения? Чем они отличаются друг от друга?

 

Какой важный совет можно сформулировать, опираясь на три последние строчки стихотворения?

Занятие 7

привлекательное дело

1. блокнот на выбор

Рассмотрите изображения.

 

Какой блокнот, на ваш взгляд, удобнее?

Для каких целей подойдёт каждый из них?

Какие обычные и необычные материалы использовать для изготовления блокнотов?

можно

 

Опишите, как может выглядеть блокнота для:

      ученика начальной школы 

      ученика старшей школы

      учителя

оформление

обложки

2. курица напрокат

Нас не удивляет, когда мы можем взять напрокат коньки, автомобиль или акваланг. Но курица – это совсем другое дело. А вот супруги из Мичигана так не думают. Они предлагают тем, кто планирует содержать кур, попробовать, получится ли это у них, и взять птиц напрокат. Они решили открыть своё дело под названием Rent a chicken.

 

Как вы думаете, будет ли успешно работать фирма, дающая птиц напрокат? Поясните своё мнение.

3. неприхотливый питомец

Американец Гари Дал предлагает в качестве домашнего любимца приобрести… камень. Он не убежит, не испортит мебель, его не надо кормить и лечить. К каждому булыжнику прилагается красивая упаковка и инструкция по уходу.

 

Как вы думаете, будут ли такие питомцы покупаться?  Сможет ли развить Гари своё дело?


4. Начинающему своё дело

Перед вами пословицы и поговорки. Часть из них пригодится тем, кто решил открыть своё дело.

     Торговля кого выручит, кого выучит.

     Хороший товар сам себя хвалит.

     Под лежачий камень вода не течёт.

     Работа – не волк, в лес не убежит.

     Копейка рубль бережёт.

 

     Финансы поют романсы.

     Делу – время, потехе – час.

     Глаза боятся, а руки делают.

 

Выберите пословицы, которые могут пригодиться тем, кто начинает своё дело. Объясните, почему вы их выбрали.

содержание

Занятие 1

Зачем семье вести бюджет............................................................................ 4

Занятие 2.............................................................................................................

что такое страхование..................................................................................... 7

 

Занятие 3

личные деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Занятие 4

когда берёшь в долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Занятие 5

где можно делать покупки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Занятие 6 как польЗоваться банковской картой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Занятие 7

привлекательное дело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

для заметок

для заметок