Финансовая грамотность
практикум в четырёх частях часть 4 4 класс
москва
издательство «интеллект-Центр»
2018
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72 Ф59
Авторский коллектив:
Ольга Николаевна Исупова
Анна Александровна Козлова
Анастасия Владимировна Половникова
Елена Лазаревна Рутковская
Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Стихи:
Мария Александровна Лангер
Ф59 Финансовая грамотность : практикум : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред.
Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
ISBN 978-5-907157-09-5
Часть 4 : 4 класс. – 2018. – 24 с.
ISBN 978-5-907157-13-2
Практикум адресован младшим школьникам. Он является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к апробации по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьева
Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж 250 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-13-2 (ч. 4) © О.Н. Исупова, А.А. Козлова,
ISBN 978-5-907157-09-5 А.В. Половникова и др., 2018
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2018
С какого возраста целесообразно развивать финансовую грамотность школьников педагогическими средствами? Существуют доказавшие свою состоятельность практики воспитания правильного отношения к финансам и знакомства с разумными моделями поведения в финансовой сфере с самого раннего возраста, предполагающие поэтапное усложнение содержания рассматриваемых вопросов по мере взросления учащихся.
Книга, которая перед вами, входит в состав учебно-методического комплекса, адресованного четвероклассникам.
Данное пособие содержит познавательные задания для учащихся четвёртого класса начальной школы, и их содержание касается вопросов расходов семейного бюджета, покупок, личных денежных средств, которые рассматриваются в пособии для учащихся.
Предложенные в данной книге задания рекомендуется использовать вместе с пособием для учащихся на уроках окружающего мира, математики, технологии и др.
Одинаковые ли у неё доходы в разное время года? Как это влияет на планирование семейного бюджета? |
![]() |
|
|
Лиса решила открыть бизнес по продаже мороженого, чтобы увеличить свои доходы.
|
|
|
|
Если хочешь, чтоб работал
Папа каждый день и час, Никогда по выходным
Не ходил с тобой в кино,
Бей посуду, рви одежду,
Чтоб был повод вновь купить, Ну, а деньги папа сможет Заработать вновь ещё. Он же любит так работать, Никогда не отдыхать!
|
|
1. что можно застраховать?
Художник нарисовал плакат, на котором образно представил страхование в виде зонтика, который защищает кого-то или что-то от опасности.
|
|
В Интернете можно найти очень необычные примеры страховок.
• Гонщик «Формулы-1» Фернандо Алонсо застраховал пальцы своих рук на 10 миллионов евро.
• Известный танцор ирландских танцев Майкл Флэтли застраховал свои ноги на 25 миллионов евро. Ноги великого танцора долгое время были не только самые быстрые, но и самые дорогие, пока знаменитый футболист Криштиану Роналду не приобрёл страховку на сумму 144 миллиона долларов.
• Известная фотомодель Клаудиа Шиффер застраховала своё лицо на 5 миллионов долларов, а певец Род Стюарт свой голос на 6 миллионов долларов.
|
|
Одна страховая компания выбрала в качестве своей рекламы поговорку:
БЕРЕГИСЬ БЕД, ПОКА ИХ НЕТ.
|
|
Занятие 3
На что Папа Карло потратил свои деньги? Почему он так поступил? А на что вы потратили бы личные сбережения? |
![]() |
Прочитайте фрагмент из сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».
– Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло… Го-ворящий Сверчок велел мне ходить в школу.
– Славно придумано, малыш…
– Папа Карло, – сказал Буратино, – а как же я пойду в школу без азбуки?
– Эге, ты прав, малыш…
Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу.
Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.
– Вот тебе азбука. Учись на здоровье.
– Папа Карло, а где твоя куртка?
– Куртку-то я продал… Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
– Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток.
Сколько ему нужно продать грибов, чтобы купить кровать за 465 монет? |
![]() |
Белочка собирает орехи и делает запасы.
В один мешок помещается 2 кг орехов.
|
|
Чтобы накопить на новую кровать, ёжик решил продавать на ярмарке грибы. Цена 1 гриба – 5 монет.
Барсук: Волк:
Я на море отдыхал, Этого не может быть!
Там купался, загорал, Как ты так умеешь жить? Отдых был моей мечты: Мой доход почти, как твой, Море, солнце и цветы! Но я трачу всё под ноль!
Соки пил и лимонад. Барсук:
Волк: А ты деньги трать с умом!
Ты нашёл, быть может, клад? Что купил вчера ты в дом?
Где ж ты денег раздобыл? Волк:
Барсук: Только нужные вещицы:
Просто я весь год копил, Украшения волчице, Свой планировал бюджет, Для волчат два вертолёта, И глядеть поехал свет. Но они не рады что-то.
Ладно, как-нибудь потом
Их запустим в небосклон.
Автомат для сладкой ваты,
Тоже сделаю когда-то, Три ремня ещё купил, Штрафы также заплатил: С ветерком люблю катить, Вот, приходится платить...
Съел ещё 5 эскимо,
Зайцев всех сводил в кино.
Мы такие дружные!
Все расходы нужные!
|
|
Занятие 4
Что имеет в виду Барсук? Почему он считает, что кредит лучше брать в банке? |
![]() |
– Я считаю, что деньги не нужно брать в долг, но уже если ты задумался о кредите, то иди в банк, – учил Барсук Волка уму-разуму.
– Но в банке так всё сложно: документов множество при-неси, подожди, пока тебе одобрят выдачу кредита. А вот тут всё просто: раз – и деньги! – и Волк показал на объявление, которое привлекло его внимание.
Барсук покачал головой:
– А ты подсчитал, сколько придётся вернуть в каждом случае? Какие в этой организации проценты? Ты уверен, что не имеешь дело с мошенниками? Запомни: чем легче получить, тем сложнее отдать!
Прочитайте грузинскую притчу.
Одолжил бедняк деньги у богатого соседа, а вернуть долг никак не может. Ходит богатый сосед к бедняку, требует свои деньги. Надоело это жене бедняка, и говорит она мужу:
– Ты спрячься, я сама встречу соседа.
Снова приходит богач за своими деньгами.
– Хозяина дома нет. Чего тебе надобно, добрый чело- век? – говорит ему женщина.
– Где же он? Когда вернёт мне долг?
– Он как раз по этому делу ушёл. Купит семян, приве-зёт, засеет землю терновником, вырастут колючие кустарники, пройдёт мимо караван с хлопком, застрянут на колючках клочки ваты, соберёт мой муж вату, продаст и вернёт тебе твой долг…
Рассмеялся богач, а женщина обиделась и говорит:
– Тебе хорошо – не пропали твои деньги!
|
|
Прочитай пословицы, в которых есть слово «долг».
• Долг платежом красен.
• Долг не велик, да лежать не велит.
• Лучше уплачивать долги, чем делать новые.
• Рад будешь, как долг избудешь.
|
|
Занятие 5
1. какой магазин выбрать?
Маруся и её родители сели составлять список покупок, которые нужно будет сделать в текущем месяце.
|
|
Прочитайте стихотворения Сергея Михалкова «В магазине как в лесу…» и «Андрюшка».
В магазине как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
О каком виде магазинов идёт речь в этом стихотворении? |
![]() |
Мы не знали, как нам быть:
Что же выбрать? Что купить?
– Нет ли рыжего щенка?
– К сожаленью, нет пока!
|
|
Лежали на полке, Стояли на полке Слоны и собаки, Верблюды и волки, Пушистые кошки, Губные гармошки, И утки, И дудки, И куклы-матрёшки. |
Кто видел у нас В магазине Андрюшку? Он самую лучшую Выбрал игрушку – Он выбрал ружьё, И сказал продавец: – Ты будешь охотником. Ты молодец! |
как польЗоваться банковской картой
Для чего нужен каждый элемент карты? Какие элементы позволяют сделать карту безопасной? |
![]() |
Код безопасности – он
защищает при покупках
Логотип банка – он говорит о том, какой банк
ЧИП – это дополнительный и самый высокий уровень защиты карты.
Номер карты – он позволяет определить владельца карты. Срок действия карты – он говорит, когда карта будет заблокирована.
Имя и фамилия держателя карты – они указывают на принадлежность карты конкретному человеку.
2. Зачем нужны разные банковские карты?
Прогресс на месте не стоит,
Есть денег безналичный вид,
Они лежат на счёте в банке,
А гражданину и гражданке
Банк, открывая личный счёт, Для трат всех карту выдаёт.
Бывает карта дебетовой,
Вещей купить с ней можно новых, Потратить денег можно столько, Которые на счёте только.
Ещё кредитною бывает, Процент по ней банк начисляет. Что тратил,
нужно всё вернуть И о процентах не забудь!
Коль в магазине вещь найдётся,
Наличные считать придётся, – По карте легче рассчитаться,
Но стоит карте потеряться, Никто копейки не возьмёт,
Не зная карточки ПИН-код.
|
|
||
|
|
||
Занятие 7
Рассмотрите изображения.
|
|
|
|
Нас не удивляет, когда
мы можем взять напрокат коньки, автомобиль или акваланг. Но курица – это совсем
другое дело. А вот супруги из Мичигана так не думают. Они предлагают тем, кто
планирует содержать кур, попробовать, получится ли это у них, и взять птиц напрокат.
Они решили открыть своё дело под названием Rent a chicken.
|
|
Американец Гари Дал предлагает в качестве домашнего любимца приобрести… камень. Он не убежит, не испортит мебель, его не надо кормить и лечить. К каждому булыжнику прилагается красивая упаковка и инструкция по уходу.
|
|
Перед вами пословицы и поговорки. Часть из них пригодится тем, кто решил открыть своё дело.
• Торговля кого выручит, кого выучит.
• Хороший товар сам себя хвалит.
• Под лежачий камень вода не течёт.
• Работа – не волк, в лес не убежит.
• Копейка рубль бережёт.
• Финансы поют романсы.
• Делу – время, потехе – час.
• Глаза боятся, а руки делают.
|
|
Занятие 1
Зачем семье вести бюджет............................................................................ 4
Занятие 2.............................................................................................................
что такое страхование..................................................................................... 7
Занятие 3
личные деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Занятие 4
когда берёшь в долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Занятие 5
где можно делать покупки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Занятие 6 как польЗоваться банковской картой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Занятие 7
привлекательное дело . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
для заметок
для заметок
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.