Схема конспекта занятия
Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ№1» Южноуральского ГО:Какорина И.Ю.
Класс: 7 класс
Образовательная область: финансовая грамотность
.Тема: «Карманные деньги»
Цель занятия: содействовать формированию финансовой грамотности обучающихся в ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.
Задачи:
• Образовательные: создать условия для формирования культуры экономического мышления у обучающихся.
• Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа источников, осуществление учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
• Воспитательные: совершенствовать методику воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые формы.
Формирование ключевых метапредметных компетенций:
• Учебных: анализа источников, грамотной устной речи.
• Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения;
• Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами;
• Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.
Тип урока
Урок-практикум (решение финансовых ситуаций)
Педагогическая цель урока (идея урока):
Создать условия для формирования у учащихся понимания особенностей карманных денег, повлиять на формирование правильной позиции у обчаюихся на основе понимания значения данного источника финансов.
Формы организации познавательной деятельности:
Групповая , фронтальная , индивидуальная на разных этапах занятия.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Оборудование: м/м установка, карточки с заданиями.
Основные этапы занятия:
|
Название этапа |
Основные задачи |
Работа учителя |
Работа учащихся |
Формы, методы, виды, приемы работы |
Время работы |
|
1. Организационный |
Добиться быстрого включения класса в деловой ритм, организовать внимание всех учащихся. |
Приветствие учащихся. Создание позитивного настроя на работу. |
Готовят все необходимое для занятия, настраиваются на диалог. |
|
1 – 2 мин. |
|
2. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала. |
Создать настрой на активную познавательную деятельность, вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу. |
Вступительное слово, создание мотивации, сообщение основных целей и форм работы на основных этапах занятия. |
Слушание учителя, проверка наличия материалов для работы, ознакомление с материалами. |
Фронтальная беседа по вопросам. |
3 мин. |
|
3. Этап изучения нового материала.
4 этап. Закрепление учебного материала. |
Создать условия для включения всех в активную работу, добиться качественного усвоения новых знаний путем использования различных методических приемов. Познакомить учащихся с основными понятиями, развивать умения: работать с различными источниками информации, аргументировано высказывать свою точку зрения.
|
Основные вопросы для обсуждения: 1. Определение понятия «Карманные деньги»; 2. Источники получения Карманных денег; 3. Функции Карманных денег.
|
Усвоение материала. 1. Работа по плану учебного занятия. 2. Ответы на вопросы учителя. Работа с материалом источников, анализ источника, статистических данных. 3. Выводы по проблеме. |
1. Словесно-наглядные методы. Анализ источника. 2. Устный рассказ, анализ источника. Индивидуальная работа. Работа в группах. Ответы на проблемные вопросы учителя по заданной теме. |
30 мин.
10 мин. |
ХОД УРОКА
|
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации и взаимодействия на уроке |
|
Формы контроля |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
|
I.Организационный момент |
2 |
Подготовка обучающихся к уроку |
Проверяет готовность обучающихся к уроку |
Самоконтроль готовности |
Фронтальная работа |
|
|
|
II.Вступительное слово учителя |
2 |
Показ презентации |
Озвучивание темы, знакомит с ходом работы на уроке. |
Высказывают свое мнение, обосновывают суждения, приводят доказательства |
Фронтальная работа |
|
Записи в тетради Устный опрос |
|
III. Актуализация знаний |
5 |
Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных заданий обобщающего и систематизирующего характера |
Учительзадаёт вопросы классу: 1.Определение понятия «карманные деньги»; 2.Основные источники получения карманных денег; 3.Функции карманных денег.
|
Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная работа |
|
Фронтальный опрос |
|
IVдебаты. |
19 |
Показ слайдов презентации |
Показывает слайды презентации, приглашает к диалогу. |
Анализируют ситуации. |
1.групповаяработа, фронтальная работа.
|
|
Устный ответ
|
|
V. Первичное осмысление и закрепление |
2 |
Показ слайдов презентации |
Создает условия для свободного выражения Мыслей. |
Самостоятельно выражают свое мнение. Обучающиеся Участвуют в игре «Шляпа финансов». |
Индивидуальная и фронтальная работа |
|
Делают выбор |
|
VI. Итоги урока |
2 |
Обобщение информации
|
Подводит итоги дебатов. Предлагает совместно выделить особенности. |
Диалог с учителем. Обобщают, делают выводы |
Индивидуальная и фронтальная работа |
|
Устный ответ
|
|
VII. Рефлексия |
2 |
Решение проблемного задания. |
Организовать действия учащихся для анализа эффективности учебной деятельности на уроке. Обратная связь в форме синквейна
|
Личные высказывания. |
Фронтальная работа |
|
Оценивание обучающих ся за работу на уроке |
|
VIII. Домашнее задание |
1 |
Инструктаж по домашнему заданию |
Конкретизирует домашнее задание. ( творческое задание: составить по выбору ребус, шараду, «вредные советы» на тему «Карманные деньги»). |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
Запись в дневнике |
План-конспект учебного занятия на тему «Карманные деньги»
Учитель: Добрый день. Уважаемые ребята, мы начинаем наш урок. Как вы думаете, нужны ли человеку деньги и если да, то зачем? ( ответы учащихся)
Нашу жизнь невозможно представить без денег. А где взрослые люди, по вашему мнению, берут деньги?
( ответы учащихся)
Часть заработанных денег, так называемого семейного бюджета, попадает и к вам.
Фрагмент м/ф из серии «Тетушка Сова» 10 серия.
Учитель:
Мне вечером выдали деньги карманные.
Но деньги карманные очень уж странные:
В кармане штанов только ночь скоротали,
А утром … конфетно-жевачными стали.
Связано ли данное стихотворение с темой нашего занятия? Почему вы так считаете?
Что ассоциируется у вас с понятием «карманные деньги»? (работа в парах)
( обучающиеся дают свое определение)
- это деньги, которые ребенок может тратить на свое усмотрение…
- это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды;
- это определенная сумма денег, которая находится в полном распоряжении ребенка;
- это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать и т.д.
Учитель: Для чего нужны карманные деньги?
(- на определение жизненных целей;
- чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы;
-возможность перекусить;
- на проезд;
- на покупку канцтоваров;
- на удовлетворение прочих детских желаний и потребностей и т.д.)
Учитель: на листе бумаги с соседом по парте напишите или нарисуйте то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитайте минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.
Позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации?
Это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то , что хотите, то ваше желание обходится вам слишком дорого. Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определить то, что ему хочется. Необходимо учиться культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить ситуации. ( см. приложение).
Вывод: Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей . И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам.
Ваше отношение к карманным деньгам: за и против?
( работа в группах) обсуждение и заполнение таблицы «Плюсы и минусы наличия карманных денег»
|
Минусы наличия карманных денег |
Плюсы наличия карманных денег |
|
1. Пустая трата денег на «бесполезное» 2. Деньги балуют. 3. Требование денег за выполненную работу. 4. Шантаж, желание торговаться. |
1. Умение разумно распоряжаться деньгами. 2. Учится разумно тратить деньги. 3. Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки. 4. Деньги придают уверенность в себе, независимость. 5. Деньги помогут в экстренной ситуации.
|
Учитель: От чего зависит сумма карманных денег? (от бюджета семьи)
Интересные факты ( см. приложение)
Учитель: При неправильном обращении деньги могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?
( работа в группах)
- не делай из денег кумира;
- старайся планировать бюджет и следовать ему;
- будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться и т.д.
Итак, сегодня мы познакомились с экономическим понятием «карманные деньги». Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше,иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Д/з творческое задание по выбору: составить ребус, шараду, «вредные советы» на тему «Карманные деньги».
Приложение.
Ситуация1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате мальчик дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но…
Ситуация 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать деньги отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата – первоклассника и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка – 200рублей. Естественно, брат проиграл. Но…
Ситуация 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сын уже блистал на уроках английского , но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но…
Приложение2.
Это интересно:
88 % родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет – в среднем 1,5 S в неделю, 17-летнему подростку – 10 Sв неделю. С 10 лет дети начинают подрабатывать.
В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет – 50 центов, 7 лет – 1,5 евро, 10 лет – 12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро. Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд. евро в год.
В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.
Самые большие карманные расходы у норвежских школьников – 4600 ден. единиц в неделю. Но 60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.