ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

  • pdf
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физическая культура 5-9.pdf



УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 1 -1 1 КЛАССОВ

УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Автор линии УМК: С. В. Гурьев, кандидат педагогических наук, доцент, отличник физической культуры и спорта РФ. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора МПГУ МЛ. Виленского

инноадиионњАя        инн•звАЕМОННАА згсе   огос

СЬ ФиГурьевзическая С.ФизическаяВ. Гурьев МЕТОДИЧЕСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ культура культура ПОСОБИЕ посо;иЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             *учебникуСАЗ.Гурьева                                                                                                                                                RучебникуС.В.

                                                                                                                                                                                                                                  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»                       «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     $9At,rypa                                                                                                                                                                                    *yRxypet

ОЕ

                           «рутхкое елово;                                                                                                                                                                                                СДОВО„

Курс предполагает обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями. Содержание курса нацелено на осознание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность физической и умственной активности.




ОСОБЕННОСТИ УМК «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Методический аппарат учебников организован с учётом возрастных психологических особенностей обучающихся. Материал параграфов ориентирован на развитие эмоциональной сферы обучающихся и мотивирует их на самостоятельные занятия физической культурой с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

Система заданий способствует формированию умения планировать и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Разноуровневые вопросы и задания после каждого параграфа позволяют учителю реализовать дифференцированный подход в преподавании предмета и способствуют развитию у обучающихся навыков самооценки и самоанализа.

Выделение в тексте параграфов определений и правил, удобный аппарат ориентировки, наличие дополнительной информации способствуют развитию навыков самостоятельной работы школьников с текстом.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ЗАПОМНИТЕ li!l упр»кнения

ИНТЕРЕСНО

 Проверьте свои знания

 Подумайте

 Выполните задания

Разноуровневые

вопросы и задания каждого параграфа

позволяют учителю реализовать дифференцированный

подход в преподавании предмета и способствуют развитию у обучающихся навыков самооценки

и самоанализа

($класс

5 Истоки физической культуры

Узнаем, что заставило древнего человека заниматься физическими упражнениям и .

Предки современного человека появились на Земле примерно 40 тыс. назад в каменном веке, что подтверждают многочисленные археологические находки.

Физические качества древнего человека развивались в борьбе за существование и в процессе труда. Человек каменного хека был исключительно умелым охотником, ему приходилось сражаться с мамонтами, шерстистыми носо• рогами, пещерными медведями. Охота развивала только силу и выносливость, но и умственные способности. Древние люди изготавливали орудия из камня, кости и рога. 06• ра,ззхы первобытной культуры сохранились в пещерах, на стенах которых древние мастера изображали сцепы охоты ,

Умело применять камни, КОПЬЯ, луки и стрелы на охоте без предварительной подготовки невозможно. Нееомнен• но, для наших далеких предков дариемы закалки и тренировки были жизненно важны

                Наскальные               с изображением сцен охоты

5

 

О класс

5 Возрождение Олимпийских игр

Узнаем, когда и где был создан Международный олимпийский комитет, о традициях современных олимпийских игр.

Первые документально подтверхдённне Олимли'\скме игры соетоялксь в 776 г. до н.э. в Древнеп Тредии и были опортивннми соревнованиями, а очень важным культовым МРЯДОМ_ Дгк•взгие,• ИГРЫ непрерывио проводились до 394 г. НгЭ. (всего 203 Олимпиады), ив-.$А религиозных

Сооружения и храмы ОЛИМП“И были разругиены. Землетрясения и щемя завершили этот щмзцеее, бодец ТЫСЯЧИ лет разжалины Олимпии оставались нетузнутымн-

Только в 1824 г. английский археодог лорд Ствнхоф приступил К первым

научным раскопкам н воссоздал алан древней А в 1887 г. бьзл об-

р.».зщгцац

стязашвй.

Французский пед•гоге историк и обшественны'\ деятель Пьер де Кубертен     Пьер де Кубертен

5

 

Проверьте сВои ЗНОНИЗ

. Когдо и где физические улрожнения вошли в повседневнуд жизнь И стали обязательным ритуалом в дни праздникое?

2, Кџлџ•е знџченае имели  упрџднения граждан Спарты?

Подумайте

Какие физические качествр ЛОМоТЏЛИ выжить лерзобытному человеку в борьбе зе существование?

      2, Существует ли в нрше время культ               тела?

ВЫПОЛНИТЕ ЗОД©НИЯ

1. НоЙдите в доступных сом источникох информоц»ти образцы прсизееденпй искусство Древней Греции, связан-

         ныв С культа» ЗДОРОМ)ТО,                     челове-

тел. ,

2, Создсйте компьютерную презентацию о роли физичезой культур. е Древней Греция.

5 2 Физическая культура — для гармоничного развития личности

рассмотрим, как занятия физической культурой и спортом влияют на гармоничное развитие человека.

Регулярные занятия физическими упражненмямм на

свежем воздухе, купание, подвижные игры — все это стособствует гармоничному развитию, закаливанию и укрел• лению здоровья.

физическая культура ВКЛЮЧает в себя не только занятия зарядкой и спортом, но и соблюдение режима дня, гигиены питания, учёбы и отдыха, правильное чередование умственной и физической работы.

7

после



Особое внимание в учебниках отводится правилам безопасности при выполнении различных физических упражнений и способам оказания первой доврачебной помощи. Акцентируя внимание школьников на этих темах, автор воспитывает ответственность детей


за свою жизнь и жизнь окружающих людей


— во время бега руки согнуты в л — руки способствуют сохранени жанию или изменению темпа движ В технике бега на короткие д ние приобретает способность беж ленно.

ЗАПОМНИТЕ

Правила безопасности

В целях безопасности занятия в дить с соблюдением следующих тре бег по дорожкам стадиона пров нии против часовой стрелки; в качестве финишной ленточк

легко рвущиеся шерстяные нитки новых, нейлоновых тканеи и нит спортсмена;  при групповом старте на коро следует только по своей дорожке.

Проверьте свои знания

1 . Какие дистанции бега называ

2. Нс какие четыре фазы можно дистанции?

З. Какой вид спорто составляет граммы Олимпийских игр?

Подумайте

1. Какие физические качества с пех в беге но короткие дистан 2. Зачем перед соревнованиями ку и почему даже в тёплую п не снимают тренировочные к сто рта?

54 Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

Познакомимся с основными задачами и правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Любой человек должен владеть навыками оказания первой медицинской помогци, ведь иногда минуты и даже секунды становятся ремающими в вопросе жизни иди смерти.

Основные задачи первой медицинской помощи заключаются в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов; проведении простейших лечебных мероприятий; в обеспечении скорейтпей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение; предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия, быстро и умело, ещё до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.

Оценив состояние пострадавшего, приступают к оказанию ему первой медицинской помощи. При осмотре пострадавшего устанавливают:

— вид и тяжесть травмы ;

— места повреждения, способ обработки раны; необходимые средства первой помощи в зависимости от данных возможностеи и обстоятельств.

Положение пострадавшего и человека, оказывающего помощь при непрямом массаже сердца

80

Иммобилизация создание неподвижности (обездвижение) кои или другой части тела при повреждениях, воспалительных х болезненных процессах, когда повреждённому (больному) ли части тела необходим покой. Иммобилизация может быть ой, например на период транспортировки в медицинское уче, или постоянной, например для создания условий, необхои сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Иммобилизация верхней конечности при повреждении

(вывихе) плечевого сустава с помощью КОСЫНКИ

портировка пострадавших ейшей задачей первой помощи является организация и безопасной транспортировки (доставки) больного или

Переноска пострадавшего одним НОСИЛЬЩИКОМ

83


Содержание курса отражает многообразие и единство народов России, содействует формированию патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, своему краю

 

В,И. Суриков. Взятие снежного городка. 1 891 г.

носящие состязательный характер. Молодёжь соревновалась в стрельбе из лука и метании камней в цель и на дальность. В игрищах молодые люди приобретали навыки, требуемые в труде и в военном деле.

До наших времён сохранились следы древних игр («лён», «гуси-лебеди», «просо», «волки и овцы» и др.), которые своими корнями уходят в первобытное общество. Любимым развлечением были кулачные бои (наиболее массовые бои «стенка на стенку» устраивались на Масленицу), различные виды борьбы и бег взапуски.

Одним из средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для демонстрации ловкости и бесстрашия, например охота на медведя с рогатиной.

Особое значение сыграли климатические условия проживания древних славян. Умеренный климат, холодная зима способствовали долголетию, укрепляя здоровье и телесные силы человека. Народы, населяющие территорию

114

 

52 баня как средство закаливания и оздоровления

Узнаем, какую роль баня играла в Древней Руси. Познакомимся с правилами посещения бани .

Баня с давних времён известна на Руси. В представлении нашего народа здоровье было тесно связано с чистотои тела и души. В бане не только мылись, она была главным лекарством от всех недугов и своего рода удовольствием. Наши предки считали, что баня даёт человеку ясность ума и здоровье, бодрость и силу, красоту и молодость. В Древней Руси детей с раннего возраста приучали париться в бане, благодаря этому они были устойчивы к просту дам

Иностранцы удивлялись тому, как русские парились в бане, хлестали друг друга вениками, а затем обливались ледянои водой или растирались снегом. В деревнях бани строили только из дерева. Мылись всегда по субботам, всей семьёй. В городах, помимо частных, имелись и казённые бани, в некоторых даже работали профессиональные парильщики. Ценители хорошего пара имели свои секреты его подготовки с применением отваров лечебных трав и хлебного кваса.

Банная традиция сохранилась и в наше время, наиболее распространёнными в России являютсЯ русские и финские бани.

Финская сауна — суховоздушная баня. Для неё характерна низкая влажность (10—15 % ) и высокая температура воздуха (70—900 ). Сухой воздух облегчает теплоотдачу и даёт возможность легче переносить такую высокую температуру. Банная процедура обязательно сочетается с купанием в холодной воде в бассейне или в открытом водоёме.

Русская баня. Отличительной чертой русской бани является печькаменка, которая служит источником тепла и пара. Как правило, русская баня состоит из трёх помещений: раздевалки, мыльни и парной. В парной имеется полок, сделанный из осины, берёзы или липы, где парятся вениками. Посещение парной обычно завершается обливанием холодной водой.

Баня — отличное средство закаливания. Влияние банной процедуры на организм человека заключается в повышении устойчивос71

Учебники эстетически оформлены. Представленные рисунки и пояснения позволяют обучающимся разучивать и совершенствовать технику физических упражнений, помогают освоению комплексов физических упражнений и подвижных игр



Передача мяча назад, за

Нападающий удар со второй пере

92

Игры с мячом развивают глазомер, координ калку, Они вызывают огромный интерес как так и у болельщиков. Упражнения с различны (малыми, большими, набивными) динамичны нальны. Они эффективно влияют на развитие ческих процессов (внимание, рациональное воображение), так и физиологических (усилив обращение, дыхание, обмен веществ).

Стсроитесь проводить тренировки но свежем воздухе, привл нировкам своих товарищеи, родственников.

УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ В ПАРАХ

ИГРЫ С МЯЧАМИ

Не давай мяч водящему

Все играющие становятся в круг, кроме водя рый входит в середину круга, Его задача — кос

56

кой мяча (или перехватить его), который играющие перебрасывают между собой. На место водящего, которому удалось коснуться мяча, в середину круга становится тот, кто не сумел точно передать мяч игрокам, стоящим по кругу.

Живая цель

Играющие становятся в круг. В середине круга — водящий. Игроки, перебрасывая мяч, стараются запятнать водящего. Запятнавший занимает место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания и т.д.) в пределах круга.

57


В УМК целенаправленно прослеживается духовно-нравственная составляющая спортивнооздоровительной деятельности, значение физической культуры для самовыражения и самоутверждения. Олимпийские идеи, исторические экскурсы, биографии выдающихся спортсменов формируют у школьников идеал гармонично развитой личности, способствуют достижению поставленных целей

б Класс

5 1 Возникновение Олимпийского движения

Рассмотрим историю Древней Греции, где зародились Олимпийские игры.

Начало современного спорта было положено в Древней Греции — Элладе. Украшением языческих праздников во многих городах Эллады были состязания атлетов. Самым главным празднеством считались Олимпийские игры, посвящённые богу Зевсу. Сын Зевса Геракл считался учредителем и покровителем Игр. История возникновения Игр уходит в далёкое прошлое. Однако античные учёные считали, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. Известно имя первого победителя Игр — это Кореб, атлет из местности Элида, где и находилась Олимпия — святилипце Зевса.

Олимпийские игры проводились раз в четыре года. В первых четырнадцати Олимпиадах участвовали только жители Элиды, с пятнадцатой — жители Пелопоннеса, с тридцатой — всей Эллады.

На время Олимпийских игр на всей территории Древней Греции объявлялось перемирие, а Олимпия считалась священным местом. Нарушителям перемирия грозили серьёзные наказания.

Участие в Олимпийских играх принимали только свободнорождённые мужчины-греки, не запятнавшие себя бесчестием, кражей в храме, нарушением клятвы, а представители других народов могли быть лишь зри59

Александр Александрович Карелин

(р. 967)

Российский борец классического (греко-римского) стиля. Трёхкратный чемпион Олимпийских игр в категории до 130 кг, девятикратный чемпион мира, 12-кратный чемпион Европы, 1 З-кратный чемпион СССР и России. Четыре раза награждён «золотым поясом» как лучший борец планеты — 1989, 1990, 1992, 1 994 гг.

Родился под Новосибирском. В 13 лет он встретился с Виктором Кузнецовым, который стал его единственным тренером на всю спортивную жизнь. Первый успех пришёл к нему в 18 лет на чемпионате мира среди молодёжи.

На Олимпийских Играх в Барселоне (1992) Александр Каре- лин выиграл за 19 с у шведского борца Т. Юханссона. Наиболее ярко он проявил свои характер но чемпионате мира (1 993), когда в первой же схватке с американским борцом Гофери Александр получил травму, повредив два ребра (одно оторвалось, другое сломалось), но победил со счётом 3:0. Через 20 мин после этои схватки Карелин вышел на схватку с Юханссоном, и снова победа со счётом 12:1. Так Карелин в очередной раз стал чемпионом миро.

В 1996 г. Александру Карелину за выдающиеся победы в спорте была вручена медаль «Золотая Звезда» Героя России. В 2002 г. он стал доктором педагогических наук. С 1999 г. — депутат Государственной думы РФ.

Александр Карелин считает, что у борцов «всего понемножку — максимальная сила, скоростная выносливость, координация, ловкость... На мои взгляд, борцы — это самые адаптированные к жизни люди. Даже лозунг висел в спортзалах, гуашью нарисованный на ватмане: «Настоящий борец сочетает в себе качества — стайера, спринтера, гимнаста, тяжелоатлета...»

120