Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им.
Жоржа Дюмезиля г. Владикавказ
Учитель физической культуры МБОУ - гимназии № 45
Циклаури Н.П.
г. Владикавказ, 2018г.
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ
При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое всем процессом урока и физическими упражнениями. Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения. Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся — одни более, другие менее сильное. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может 13* 195 быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и от- разиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.
Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма, Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и др. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса. Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий. До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь из- меряется пульс (два-три раза на протяжении 2—3 минут).
Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение трех минут не приходит к показателям, которые были до упражнений, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сиг- нал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. 11 то и другое должно привлечь серьезное внимание учителя. Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся. Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, ВЯЛОСТЬ, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т, п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить. Физическую нагрузку учитель определяет заранее, при составлении плана урока, а в процессе урока в соответствии с наблюдениями вносит некоторые поправки. При этом надо стремиться к тому, чтобы нарастание нагрузки было по возможности посте- пенным. Наибольшая нагрузка, как правило, должна даваться в середине основной части урока. Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения, требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми. Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой. Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений. Физическая нагрузка на уроке регулируется:
а) изменением количества упражнений и игр;
б) различным количеством повторений упражнений
в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на
выполнение упражнении;
г) применением различного темпа выполнения; д) увеличением или
уменьшением амплитуды движений;
е) осложнением или упрощением выполнения упражнений ; ж)
применением в упражнениях различных предметов.
Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.
ЗАДАНИЯ НА ДОМ
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как три часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях.
Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов такой деятельности будет выполнение заданий дома.
Задания на дом способствуют прочному усвоению пройденного материала, содействуют воспитанию у учащихся привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и положительно влияют на их здоровье и физическое развитие.
Кроме того, выполнение советов учителя имеет большое значение для воспитания у учащихся навыков самостоятельной работы, что очень нужно им и после окончания школы. Рекомендации могут быть общими и индивидуальными, которые даются отдельным ученикам в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Для самостоятельных занятий можно рекомендовать: общеразвивающие упражнения, упражнения с короткой скакалкой (особенно для мальчиков, которые, как правило, хуже владеют скакалкой, чем девочки), прыжки с высоты и в высоту, метание на дальность и в цель, упражнения в лазанье и равновесии, с мячами, упражнения типа заданий, игровые упражнения и др.
Примерные задания на дом:
а) знать и уметь выполнять два первых упражнения за рядки;
б) упражняться в прыжках вдвоем с короткой скакалкой;
в) научиться отдавать рапорт; г) научиться бросать и ловить мяч
левой (правой) рукой; д) упражняться в лазанье по канату в три приема.
Задания должны быть доступными, безопасными и посильны ми, но вместе с тем и в меру трудными.
Каждое задание продумывается учителем заранее, при составлении плана. Предлагается оно во время проведения урока (в связи с изучением упражнений), а в конце занятия учащимся напоминается о нем.
В процессе урока задание на дом может быть изменено. Чтобы учащиеся ясно представляли содержание задания и технику выполнения, оно должно быть подробно разъяснено. Одновременно указывается порядок и место выполнения (дома, на спортивной площадке и т. п.).
Задания на дом оправдают себя только в том случае, если дети будут регулярно выполнять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.