У физической культуры и спорта имеются большие возможности в воспитании патриотизма, гражданственности. Гражданский патриотизм проявляется у школьников-спортсменов в любви и преданности своей Родине, национальной гордости, готовности защищать честь своей школы, района, республики, страны и в стремлении показать высокие спортивные результаты на соревнованиях ради славы своего Отечества и народа. Систематические занятия по физической культуре и спорту в школе способствуют развитию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации движений), необходимых для выполнения задач в повседневной, трудовой жизни и службы в армии. Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и развивая нравственно-волевые качества (честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, смелость, сила воли, терпеливость, целеустремленность) повышает у школьников чувство высокой ответственности за спортивную подготовку и формирует уважительное отношение к своим товарищам, к сопернику, и выступает как эффективное средство физического, нравственного и патриотического воспитания.
Тема: «Физическая культура и спорт как фактор гражданскопатриотического
становления личности воспитанников»
Гражданскопатриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического
общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными
делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за
свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие
своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
У физической культуры и спорта имеются большие возможности в воспитании
патриотизма, гражданственности. Гражданский патриотизм проявляется у
школьниковспортсменов в любви и преданности своей Родине, национальной
гордости, готовности защищать честь своей школы, района, республики, страны и в
стремлении показать высокие спортивные результаты на соревнованиях ради славы
своего Отечества и народа. Систематические занятия по физической культуре и
спорту в школе способствуют развитию физических качеств (силы, быстроты,
ловкости, выносливости, координации движений), необходимых для выполнения
задач в повседневной, трудовой жизни и службы в армии. Спортивная деятельность,
воспитывая патриотизм и развивая нравственноволевые качества (честность,
справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, смелость, сила
воли, терпеливость, целеустремленность) повышает у школьников чувство высокой
ответственности за спортивную подготовку и формирует уважительное отношение к
своим товарищам, к сопернику, и выступает как эффективное средство
физического, нравственного и патриотического воспитания.
В школах с ОВЗ работа по гражданскопатриотическому воспитанию не менее
важна и актуальна. В процессе воспитания детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) мы создаём условия для полноценной духовной жизни
воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для
актуализации душевных и духовных потребностей. Организуется осмысленная
жизнь в культуре, реализуются условия для свободного выбора нравственных
ценностей и ценностного самоопределения, для выбора «лучшего себя» как
субъекта собственной жизни. Процесс воспитания направлен на внутреннее
самоизменение личности.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его
потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал,
приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Процесс
патриотического воспитания в данной школе является трудным и его результат не
так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических
особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок
с нарушением интеллекта с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила
поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что
такое любовь к дому, семье, Родине. И от нас педагогов во многом зависит
становление наших воспитанников в настоящем и в будущем достойных граждан
нашей Родины. Одним из факторов гражданскопатриотического становления
личности наших воспитанников является в школефизическая культура и спорт.
В нашей школе основной формой физического воспитания является уроки
физической культуры, где занятия проходят по таким разделам как: легкаяатлетика, гимнастика, спортивные игры, настольный теннис, национальные игры и
состязания хакасского народа. Кроме уроков физкультуры проводится внеклассная
работа: в течение учебного года проводим спортивные мероприятия: «День
здоровья» в сентябре и в мае, первенство школы по легкой атлетике в сентябре и в
апреле, первенство школы по минифутболу, кубок школы по минифутболу,
силовое троеборье, первенство школы по шашкам, дартсу, пионерболу, баскетболу,
настольному теннису, спортивные эстафеты «Мама, папа и яспортивная семья»,
«Веселые старты» и т.д. Кроме школьных мероприятий дети участвуют в районных
соревнованиях по минифутболу, легкой атлетике. Систематически проводим
товарищеские встречи по минифутболу с другими школами нашего района.
Выступаем регулярно на различных Республиканских соревнованиях, где
систематически занимаем призовые места. 2011г. были бронзовыми призерами по
футболу в Специальной Олимпиаде России в г. СанктПетербурге. 2013г. став
чемпионами республики Хакасия по минифутболу соревнований среди детских
домов и школинтернатов «Будущее зависит от тебя» поехали на второй этап этих
соревнований Сибирского федерального округа г. Новосибирск, где стали
бронзовыми призерами.
Наши дети регулярно на уроках физкультуры и на внеклассных мероприятиях
играют в игры и состязания хакасского народа. В марте в школе совместно с
работниками культуры ДК проводим культурноспортивное мероприятие для детей
«Чыл пазы». Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой
практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры
сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся
эмоциональноположительная основа для развития гражданскопатриотических
чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Физкультура и спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают
различные народы, духовнонравственную культуру различных этносов и
национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают
как средства нравственного и гражданскопатриотического воспитания наших
воспитанников.