Дата:______
Тема урока: Физическая теория.
Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с научными методами изучения природы,
сформировать общие представления о физическом эксперименте и
физической теории
- Развивающая: развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное;
сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения
по проблеме урока.
- Воспитательная: воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать
культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Объяснение нового материала.
Основные понятия урока
Объекты окружающего мира, изменения в природе, цель науки физики, физические явления, ве личины, понятия, модели, законы, теории, гипотезы, ученые-физики, их вклад в науку, физические термины (физическое тело, вещество, материя, явление, закон).
Физика изучает физические явления (механические, тепловые, электрические, магнитные, оптические, атомные), происходящие с объектами материального мира, и физические свойства этих объектов.
Цель науки физики — открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Эксперимент - источник познания и критерий истинности полученных знаний.
Физическое явление - любое изменение, происходящее в природе.
Чтобы описывать физические явления и свойства тел, вводят физические понятия, которые составляют язык науки физики.
Если связь между величинами носит устойчивый характер, т.е. повторяется в экспериментах, то ее называют физическим законом.
Теория - это замкнутая система понятий, принципов и законов, позволяющих достаточно полно описывать определенный круг явлений.
Все теории (и фундаментальные, и частные) имеют одинаковую структуру. Они состоят из основания, ядра, следствий и интерпретации.
Обобщенную и систематизированную совокупность физических знаний об окружающем мире называют физической картиной мира. Физическая картина мира — это по существу идеальная модель природы, включающая общие понятия, гипотезы и принципы физики и характеризующая определенный этап ее развития.
Мысленные опыты, моделирование — одна сторона научного метода. Другая его сторона - выдвижение обоснованных гипотез, получение из них теоретических следствий, их экспериментальная проверка.
Материя - все то, что существует реально, независимо от нас, наших органов чувств, то, что мы можем воспринимать с помощью органов чувств непосредственно или используя приборы.
Вещество - то, из чего состоят все предметы.
Под физическим телом понимается любой предмет.
Содержание материала раскрываю методом беседы, которую сопровождаю демонстрациями
II. Закрепление нового материала.
Проверяя усвоение материала урока, обсуждаем с учениками следующие вопросы.
1) Что изучает физика?
2) Почему физика позволяет человеку занять главенствующее положение среди живых организмов?
3) Как взаимодействуют физика и техника?
4) Верно ли утверждение: «Физика является фундаментом, основой всех естественных наук?»
5) С какими наиболее общими физическими понятиями вы познакомились на этом уроке?
Раздаю ученикам заранее приготовленные листочки с вопросами или записываю их на доске (по вариантам). Школьники либо обводят в кружок правильный ответ (если задание на листочке), либо пишут нужное слово (если задание написано на доске). Вопросы могут быть, например, такими:
1. В приведенных словах выберите те, которые указывают на физическое тело: а) дом; б) метр; в) железо; г) термометр.
2. В приведенных словах выберите те, которые указывают на вещество: а) дом; б) метр; в) железо; г) термометр.
III. Домашнее задание.
____________________________________________________________________
Опыт 4. Определить толщину листа бумаги из учебника физики.
Цель опыта: научиться определять размеры малых тел.
Перед выполнением работы рассказываю ученикам, как выполнить это задание. Нужно взять 10 листов учебника и измерить их толщину. Полученный результат опыта учащиеся должны записать в таблицу.
Толщина листов, мм |
Число листов |
Толщина |
одного листа, мм |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.