Физические явления в произведениях
Работу выполнил :ученик 8 «а»класса
Игнатьев Василий
Руководитель: Яковлева Диана Валериевна,
учитель физики
Цель работы:
показать физические явления и законы в народном
творчестве – поговорках, пословицах, загадках и сказках.
Задачи:
Найти литературный материал с физическим содержанием.
Определить, как можно систематизировать литературный материал в соответствии с темами школьного курса физики.
Доказать, что народная мудрость верна с точки зрения физической науки.
На основе фрагментов сказок составить задачи
2
Объект исследования:
сказки, поговорки , пословицы, загадки
Предмет исследования:
литературные фрагменты сказок, связанные с областью физики
«Взаимодействие тел».
При неравномерном движении скорость тела с течением времени меняется.
В действии на тело какой – либо силы со стороны других тел.
На этом рисунке где Старуха Таал – Таал поскользнулась и упала на лед, и так примерзла ко льду и ведет диалог с могущественными явлениями. В состоянии покоя находится ыа5ас (якутское ведро, сшитая из бересты) относительно старухи Таал – Таал.
На Таал – Таал действует сила тяжести и сила упругости.
Сказка «И зайца кто – то боится»: что общего между зайцем и лягушкой? (Оба прыгают).
Кто прыгает выше?
Сказка «Птичка и водяная крыса»: Почему Птичка, когда приносила еду Крысе, при повороте замедляет полет? (Чтобы птичка вследствие инерции не «улетела» по касательной к траектории поворота).
Почему Крысе стало холодно зимой? (При низкой температуре, молекулы движутся медленно.)
Что такое молекула? (Частицы, из которых состоят вещества.)
Сказка «Парень - сирота»: почему парень – Вихрь начал погружаться в воду? (Давление).
Где легче плавать: в пресном озере или море? (В море, там плотность морской воды больше, чем плотность обычной воды.)
В сундуке оказался серебряный гроб. Найдите в таблице плотность серебра. (900 кг/м3)
Одинаков ли состав молекул разных веществ? (Различен)
Какое движение прошел путь парень – сирота? (Неравномерное).
Сказка «Лиса и медведь»: можно ли по следам определить направление движения зверей? (По следам зверей действительно можно определить направление их движения.)
Сказка «Как лягушка верхом ездила»: в чем основная причина падения лягушки? (По инерции.)
Вывод: В опросе участвовало 34 учащихся. После моего выступления дети узнали о физических явлениях в сказках, пословицах , поговорках, загадках и сделал вывод о том, что надо углубить межпредметную связь физики с произведениями.
Решение задач
1. Какую работу надо совершить, чтобы поднять из котла Горностая массой 300 г? Глубина котла 60 см.
2. Ворона массой 800 г летит на высоте 10 м со скоростью 54 км/ч. Определите ее кинетическую и потенциальную энергии. (90 Дж и 80 Дж)
3. Определите массу богатыря О5о Дьулаах , если на него действует сила тяжести 4,5 кН. (450 кг)
4. Какое давление оказывает вода массой 600 г на дно кастрюли, если площадь дна 100 см2? (600 Па)
Решение задачи на вес тела
Отрывок из якутской сказки
«Облегчивший поклажу».
Ехал один человек верхом на коне и вез с собой увесистую переметную суму. Конь начал спотыкаться. Тогда человек слез с коня и жалея, снял с коня переметную суму, взвалил ее себе на спину. Снова уселся верхом и поехал дальше.
Как в повседневной жизни вы используете это понятие?
Вам не раз доводилось ставить, тело на опору.
А теперь – вес тела.
Решение задач по теме:« Рычаги в быту и природе»
Старуху спасают люди. Какую помощь, основанную на физике, они могли ей оказать?
Отвечая на этот вопрос, я предложил применить рычаг и дал соответствующий рисунок.
Физика в пословицах и поговорках
Молекулярное строение вещества
Ложку дёгтя в бочку мёда не кладут.
Тухлое яйцо портит всю кашу (немецкая).
На мешке с солью и верёвка солёная (корейская).
Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Овощной лавке вывеска не нужна (японская).
Капля яду ведро молока портит (тамильская).
Запах мускуса не скроешь (персидская).
Золотые цветы не пахнут (тамильская).
Капля на камень – искра.
Как с гуся вода.
Масло с водой не смешаешь.
Сухую грязь к стене не прилепишь.
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
12
Физика в пословицах и поговорках
Тепловые явления
Сильная тяга в печи зимой – на мороз, слабая – на сырую погоду.
Дрова в печи дымят, плохо горят – к оттепели.
Много снега – много хлеба.
Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги.
Если кочерга длинная, руки не обожжёшь (татарская).
Гвоздём моря не нагреешь.
И металл плавится, и камень испаряется (японская).
На большой горе и туман густой (турецкая).
Выношенная шуба не греет.
Куй железо пока горячо.
Подо льдом тёплой воды не бывает.
13
Физика в пословицах и поговорках
Механические явления
Земля вертится, и мы с ней вместе (сербская).
Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду (осетинская).
Часы могут остановиться, время – никогда (сербская).
Ключ, который часто в работе, блестит (турецкая).
Плуг от работы блестит.
Шишка недалеко от ели падает (финская).
На гору десять тянут, под гору и один столкнёт.
Что тратишь, поднимаясь в гору, вернёшь на спуске (финская).
На полугорье воз не останавливают.
Вертится, как белка в колесе.
Вода и землю точит, и камень долбит.
14
Физика в пословицах и поговорках
Электромагнитные явления. Оптика.
15
Физика в пословицах и поговорках
Колебания. Волны. Звук.
Без ветра камыш не качается.
Ветер в облаках – на реке волны (китайская).
На то и два уха, чтобы больше слышать.
От пустой бочки много шуму (турецкая).
Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.
У каждого барабана свой звук (корейская).
Слона не видать, а колокольчик уже слышно (тамильская).
Хоть и треснул колокол, а всё гудит (тамильская).
Барабанный бой издалека приятен (персидская).
Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская).
Как аукнется, так и откликнется.
16
Физика в загадках
Механика
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт.
Кто не учившись говорит на всех языках?
На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет.
Стоят – молчат, пойдут – запоют.
Гуляет в поле, но не конь. Летает на воле, да не птица.
17
Физика в загадках
Молекулярная физика
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Чего в избе не видно?
Что за художник окно разрисовал?
На дворе горой, а в избе водой.
Я вода, да по воде же и плаваю.
Лежал, лежал, а потом в реку побежал.
Днём стекло разбито, за ночь вставлено.
Из избы мёрзнут, а с улицы нет.
Без рук, без ног – на небо взбирается.
Пятьдесят поросят в один голос голосят.
Как можно пронести воду в решете?
18
Физика в загадках
Электродинамика
Привела я солнце за своё оконце, к потолку повесила, стало дома весело.
Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт.
На крыше удочка сама удит.
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.
19
Физика в загадках
Оптика
Что в сундуке запереть нельзя?
На улице – рубашка, в избе – рукава.
Попутчица за мною ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы нет.
Что без света жить не может?
И языка нет, а правду скажет.
Поднялись врата, всему миру красота.
Раскрашенное коромысло через реку повисло.
Своих глаз нет, а другим видеть помогает.
Какой огонь не даёт дыма?
Когда небо ниже земли бывает?
20
Помогают ли сказки в изучении физики?
Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из нас не раз слушал сказки и любил их.
Сказки могут использоваться:
как средство связующее физику с жизнью,
как возможность задать в интересной форме физические вопросы,
как темы для написания творческих работ,
как способ углубить межпредметную связь физики с литературой.
Выводы:
Нашел литературный материал с физическим содержанием.
Данная работа может быть использована как дидактический материал по физике в урочное и неурочное время.
Изучение физики с использованием задач с литературным содержанием делают её более занимательной и понятной для нас , а также помогает видеть мир в его многообразии.
22
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.