Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.
Оценка 4.8

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
ОБЖ
1 кл—4 кл
16.01.2019
Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.
В данном пособии проводится обоснование и практическая методика использования физических упражнений, двигательных игр в процессе обучения младших школьников. Предлагаются игры и тренинги, которые могут проводиться на уроке, перемене, во внеурочное время на улице и в школе. Сами игры предполагают использование предметов из обычного обихода школьника. Кроме того, изложенные сценарии игр без предмета. Приводимые игры могут быть интегрированы в любые предметные уроки
Физминутки.doc
Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям. В данном пособии проводится обоснование и практическая методика использования   физических   упражнений,   двигательных   игр   в   процессе обучения   младших   школьников.   Предлагаются   игры   и   тренинги,   которые могут проводиться на уроке, перемене, во внеурочное время на улице и в школе.   Сами   игры   предполагают   использование   предметов   из   обычного обихода   школьника.   Кроме   того,   изложенные   сценарии   игр   без   предмета. Приводимые игры могут быть интегрированы в любые предметные уроки. Пояснительная записка. Методика   работы   с   детьми   строится   в   направлении   личностно­ ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается упор на активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма психологически   готовится   к   тому,   чтобы   осуществить   активную оздоровительную деятельность, а значит, формирует свое здоровье. Занятие физическими упражнениями с предметами и без них, содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, физминутки, упражнения для глаз, для осанки, двигательные упражнения, подвижные игры), то есть все для   того,   чтобы   развивать   и   укреплять   здоровье   маленьких   граждан Казахстана. Физические     упражнения   включают   в   себя   не   только   вопрос физического   здоровья,   но   и   вопросы   духовного   здоровья.   Наверно   мало научить   ребёнка   чистить   зубы   утром   и   вечером,   делать   зарядку   и   есть здоровую пищу, надо чтобы уже с раннего детства, маленький человек учился любви   к   себе,   к   людям,   к   жизни.   Поэтому,   физические   упражнения желательно   наполнять   сказочными   и   игровыми   сюжетами,   интересными упражнениями с предметами и без предметов. Занятия важно строить так, чтобы   дети   знали,   от   чего   зависит   наше   здоровье,   приобретали   навыки самосовершенствования.   Занятия   должны   быть   занимательны,   умели развивать   наблюдательность   учащихся,   фантазию,   интерес   к   окружающей действительности. Для этого все упражнения, которые предлагаются детям, мотивированы, имеют определённую интригу. Это активно вовлекает ребят в выполнение упражнений, способствовать повышению интереса. Предложенные физические   упражнения   можно   проводить   на   всех   этапах   обучения школьников. Они направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.                                                                Раздел 1.              Факты из школьной жизни. Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Все   без   исключения   люди   понимают,   как   важно   заниматься физкультурой   и   спортом,   как   здорово   закаливать   свой   организм,   делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на « потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится поздно начинать.  Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. И если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья   ребёнка,  то   они   с  самого   раннего   детства   формируют   у   ребёнка культуру   физических   занятий,   демонстрируя   это   на   своём   собственном примере. Если   школьный   учитель,   преподающий   любой   предмет,   понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать   возможность   организации   на   своём   уроке   оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка. По   мнению   специалистов­медиков,   75%   всех   болезней   человека заложено в детские годы. Почему  так   происходит?  Видимо,  всё   дело   в  том,  что  мы  взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Воспитывая   ребенка   в   семье   и   школе,   мы   часто   употребляем   слово   К   вредным   привычкам   учащихся   мы   относим «привычка». безответственность,   отсутствие   умений   плодотворно   трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не прививается   в   семье,   в   школе   и   поэтому   у   будущего   взрослого   не формируется положительный образ здорового человека. Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят   ребенку:   «Будешь   плохо   кушать   ­   заболеешь!   Не   будешь   тепло одеваться   –   простудишься»   и   т.   д.   Но   практически   очень   мало   в   семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигнуть успехов в учении!» и т. д.  Видимо,   поэтому   наши   учащиеся   среди   исследуемых   жизненных приоритетов   ставят   на   первое   место   многое,   но   только   не   здоровье.   В результате   исследования,   проведенного   среди   учащихся   нашей   школы   – здоровье, как жизненная ценность ставится лишь на девятое место. Научно­технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше   понимает,   что   такое   физический   труд.   А   ребенок   и   подавно.   За прошлое   столетие,   по   мнению   ученых,   вес   непосредственной   мышечной работы   человека   снизился   с   94%   до   1%.   Главными   пороками   ХХI   века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание, гиподинамия.  По   мнению   специалистов,   даже   если   дети   достаточно   двигаются,   их движения   однообразны,   не   все   группы   мышц   вовлекаются   в   движение,   и результат от такой активности большой пользы не дает. Часто можно слышать от   родителей:   «Моему   ребенку   и   урока   физкультуры   хватит,   чтобы двигаться». А хватит ли? Родители, видимо не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только 11%. Два – три   урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и   семья   должны   сделать   гораздо   больше,   чем   они   делают,   чтобы   помочь ребенку   полюбить   себя,   свое   тело,   свое   здоровье,   себя   самого   и   оценить объективно   свои   проблемы   собственного   здоровья,   которое   нуждаются   в немедленном решении. В   последнее   время   радио   и   телевидение,   средство   массовой информации активно поднимает вопрос о том, что двигательная активность детей   стала   очень   низкой,   спорт   и   физическая   культура   перестали   быть значимыми для молодого поколения. Такое   положение   вещей   угрожает   психическому   и   физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют развитию двигательной активности своих воспитанников достаточно серьезное   внимание.   Да   и   дошкольников   легче   привлечь   к   участию   в подвижных играх, спортивных праздниках. В школе это сделать гораздо труднее, так как многие учебные заведения все   свои   усилия   направляют   на   то,   чтобы   изменить   содержание   учебного процесса,   максимально   его   интенсифицировать,   при   этом   обрекая   своих учащихся на многочасовую подготовку к урокам, олимпиадам, конкурсам. Сегодня   очень   часто   можно   слышать   слова   руководителей   школ   об изменении   культурного   пространства   школы.   По   их   мнению,   культурное пространство   школы   –   это   те   обычаи   и   традиции,   которые   живут   в коллективе.   Мне   думается,   что   изменение   это   должно   начинаться   с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознание значимости данного вопроса для жизни в мире. Родительские   собрания,   которые   поднимают   серьезные   вопросы физической культуры, открытые уроки по физкультуре, методическая неделя физкультуры и спорта, спортпарады, дни спорта, дни здоровья в летнее и зимнее   время,   чествование   учащихся   и   родителей,   активно   занимающихся спортом, спортивных семей – все это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знание математики и иностранного языка. Однако   и   этого   мало.   В   школах   чествуют   победителей   предметных олимпиад   и   интеллектуальных   марафонов,   но   далеко   не   все   школы   могут гордиться тем, что они такое же внимание уделяют демонстрации достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и своими недугами. Этому могут помочь соревнования под названием «Спортивная копилка класса», встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами, конкурсы   знатоков   олимпийского   и   спортивного   движения,   конкурсы   на лучший комплекс утренней гимнастики. На   мой   взгляд,   гораздо   больше   необходимо   уделять   внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире. По   результатам   исследований   психологов,   в   среднем,   ученик   начальной школы,  который  учится  стабильно  на  «4»  и «5»,  проводит  за   письменным столом дома не менее 2 – 3 часов; ученик – шестиклассник – 3 – 4 часа, старшеклассник – 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки… Особенность   школьного   обучения   состоит   в   том,   что   ребенок обязательно   должен   достигнуть   определенного   результата.   Ожидания педагогов,   родителей   самого   ребенка   приводят   к   росту   психологической нагрузке, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит  в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.   Родители   начинают   бить   тревогу   и   искать   пути   выхода   из кризисной  ситуации, совсем   не  думая  о  том, что  выход  находится  рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно. Одной   из   проблем,   которую   девочки­подростки   относят   к подростковым   трудностям,   является   проблема   собственной   фигуры.   Вот ответы девочек­подростков на вопрос: «Какая твоя проблема является для тебя сегодня жизненно важной?». Ответы:  ­ Меня волнует моя фигура – 40% от числа опрошенных; ­ Меня волнует мой внешний вид – 15%; ­ Меня волнуют проблемы взаимоотношений между людьми – 20%; ­ Меня волнует моя учеба – 10%; ­ Меня волнуют отношения с одноклассниками – 8%; ­ Меня волнуют проблемы в моей семье ­8%. А  как   относятся   к   проблеме   внешнего   вида,  фигуры  своего   ребенка родители?   Какие   действия   по   решению   данной   проблемы   они предпринимают? На этот вопрос ребята ответили следующее: ­ Понимают меня и предлагают записаться в спортивную секцию – 10%; ­   Успокаивают   меня   и   говорят,   что   не   стоит   по   этому   поводу волноваться – 20%; ­ Не знают, что я по этому поводу переживаю – 20%; ­ Считают, что эта проблема малозначительна и недостойна обсуждения – 20%. Родители   зачастую   отмахиваются   от   детских   проблем,   считая   их несерьёзными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит потом здоровьем, а нередко и жизнью. Ещё страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом   они   загоняют   её   ещё   глубже.  «Неважно,   что   ты   полненькая,   гораздо важнее, что ты лучше всех учишься» ­ такие или похожие фразы слышат дети­ подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от сложившейся  ситуации, но  и  от  отношений   родителей  к  данной  проблеме. Проблема разрастается, она захватывает ребёнка целиком, не даёт ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанности к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать,   что   они   могут   сделать   почти   невозможное,   поддержав   своего ребёнка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребёнку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т.д. Проблема не решается, на   какое­то   время   она   «засыпает»,   но,   «проснувшись,   она   превращается   в лаву, которую просто невозможно остановить».  Ещё одна школьная проблема – проблема отсутствия мотивов учения школьников.   Опросы,   проводимые   в   школе,   показывают,   что   ребятам­ подросткам   в   школе   зачастую   неинтересно,  скучно   и   т.д.  Для   того   чтобы ребёнка заинтересовать хоть чем­нибудь, родители находят выход в том, что, идя   навстречу   его   просьбам   и   пожеланиям,   в   квартире   появляется   чудо современной   техники   –   компьютер,   за   которым   ребёнок   проводит   ещё дополнительно в день 2 – 3 часа, упиваясь компьютерными играми. Свою   тревогу   родители   успокоили:   их   сын   или   дочь   сидит   дома, находится, как говорят, всё время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера. Малоподвижный   образ   жизни   становится   нормой   существования взрослых   и   детей.   В   достаточной   мере   этому   помогает   и   телевидение. Сегодняшний   теледень   среднестатистического   ребёнка   –   это   2   –   3   часа неподвижности   у   телеэкрана,   усталость   органов   зрения   и   слуха,   головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия. Если ко всему вышесказанному добавить   уличный   шум,   громкую   музыку   на   улице   и   в   доме,   наушники, которые   многие   дети   не   снимают   даже   в  школе,   сотовые   телефоны   –  это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Все   выше   перечисленные   причины   приводят   к   тому,   что   ребёнок, который ведёт такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у   него   появляются   стойкие   трудности   в   учении.   В   первую   очередь,   это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое. У таких детей появляются  проблемы личностного плана. Отсутствие стойких   интересов   и   увлечений,   связанных   с   расширением   собственного кругозора,   апатия,   сменяющаяся   агрессивностью,   закрытость   –   это   те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Факты, которые говорят сами за себя… ­ Минимальная норма количества шагов за день для человека – 10000. Современный человек с натяжкой делает половину. ­ В 13 лет повышение давления до 130/80 распространённое явление. ­ Если родители имеют избыточный вес, 60 – 80 % детей имеют его тоже. ­ Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23 – 30 тысяч шагов. ­ Дети разведённых родителей чаще болеют гипертонией. ­ По данным казахстанских учёных, 51 % вообще не бывает на улице по возвращению из школы. ­ 73 % школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. ­ 30 – 40 % детей имеют избыточный вес. ­ По мнению специалистов­медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. ­ У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. ­ По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего слабостью мышц. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызвало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?  Многое   для   изменения   описываемой   выше   ситуации   может   сделать собственная семья, в которой растет ребенок. Младший школьник, очень подражателен и если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правам и законам, которые культивируются в его семье. Когда   ребенок   в   такой   семье   подрастает,   его   не   нужно   заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело – привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела,   которые   могут   проявиться   если   родители   не   воспитывают   у   детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто   в   беседах   с   родителями   слышишь   сетование   на   то,   что   им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятие физкультурой и спортом. А главный аргумент – отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить. Достаточно вместе с ребенком утром и вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно   и   не   зависимо   от   складывающихся   ситуаций   –   результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения   вместе   с   ним,   помогая   ему   и   одобряя   его.   Помимо   семьи, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять   школа.   Мне   могут   сказать,   что   в   школе   достаточно   нагрузки   на ребенка на уроках физкультуры. Это   происходит   лишь   там,   и   тогда,   где   администрация   учебного заведения уделяет проблеме сохранения здоровья учащихся первостепенное значение. Но таких школ не очень много, гораздо больше аргументов иного свойства. Что   мешает   пониманию   значения   здоровьесберегающих   технологий   в учебном заведении? Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей. Это касается не только уроков физкультуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии – это   шанс   взрослых   решать   проблему   сохранения   здоровья   учащихся   не формально,   а   осознанно,   с   учетом   особенностей   контингента   учащихся, направленности и специфики учебного заведения. Почему   проблему   здоровья   нужно   решать   комплексно,   а   не эпизодически? Давайте заглянем в обычную школу ХХI века. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья   детей?   В   первую   очередь,   необходимо   заглянуть   на   урок физкультуры… ­Во­первых,   часто   можно   наблюдать   такую   картину,   когда   на   уроке физкультуры активно работают и участвуют в уроке только те дети, которые мотивированы на участие в уроке. Остальные сидят на скамье запасных или в школьной столовой, библиотеке. При этом у учащихся масса аргументов   в защиту   себя.   Разрешение   родителей   не   участвовать   в   уроке,   разрешение администрации   школы   и   негласное   разрешение   учителя,   которого   не устраивает присутствие на уроке нерадивого ученика, которому безразличны уроки физкультуры. ­   Во­вторых,   во   многих   школах   к   уроку   физической   культуры   не предъявляется системных и жестких требований, как к уроку формирования культуры   сохранения   и  развития   учащимися   своего   тела,  своего   здоровья. Зачастую занятия однообразны, не интересны, педагоги сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря для проведения занятий. Администрация же больше внимания уделяет посещению уроков   языка,   математики,   литературы   и   т.д.,   а   не   уроков   физкультуры, оставляя их на потом… ­В­третьих,   во   многих   педагогических   коллективах   сохранена тенденция, что урок физкультуры – это урок не главный, не значимый и очень часто   дети,   которым   необходимо   заниматься   спортом   и   физкультурой стараются под любым предлогом увильнуть от этого урока. ­В­четвертых,   учителя   физкультуры   должны   сводить   свою   работу   не только к проведению уроков и занятиям секций, а к воспитанию привычки занятиями   физкультурой   и   спортом.   Это   и   вечера,   посвященные   истории олимпийского движения, видам спорта, встрече с интересными спортсменами города, области, праздники спорта и т. д. Анализ   посещенных   уроков   физической   культуры   позволяет констатировать   тот   факт,   что   урок   физкультуры   направлен   только   на   то, чтобы   показать   какое­то   физическое   упражнение   или   в   лучшем   случае потренировать   ранее   изученное.  Очень   мало   внимания   уделяется   развитию желания   любить   занятия   спортом,   любить   себя   и   своё   тело,   формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Оздоровительные двигательные минутки на уроке. В   первую   очередь,   задача   любого   учителя­предметника   –   это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла.   И   дети,   и   родители   знают   о   том,   что   на   уроках   преподавания предметов   общеобразовательного   цикла   педагоги   должны   проводить физкультминутки,   зарядку   для   класса   и   т.д.   На   самом   деле   все   это проводится   в   тех   школах,   где   администрация   учебного   заведения   считает сохранение   здоровья   учащихся   первостепенной   задачей.   Она   требует неформального отношения педагогов к выполнению своих профессиональных обязанностей. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя­ предметника. Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного   урока.   В   большинстве   же   случаев   наличие   на   обычном   уроке здоровьесберегающей   минутки   свидетельствует   о   том,   что   на   уроке присутствует   кто­то   посторонний,   призванный   контролировать   учебный процесс. Многие   педагоги,   особенно   на   среднем   и   старшем   этапе   обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса. Однако   при   этом   они   констатируют,   что   использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока, гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после   физкультминутки   становятся   более   активными,   их   внимание концентрируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащимся был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?». Ответы были такие: ­ помогают преодолевать сонливость и однообразность урока – 35 %; ­ повышают работоспособность – 30 %; ­ создают хорошее настроение – 20 %; ­ способствуют общению – 6 %; ­ мешают уроку – 5 %; ­ ограничивают время урока – 4 %. Двигательные переменки могут помочь сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда также успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика подготовить и провести двигательную   переменку   на   уроке,   показать   свои   умения,   способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях. Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во   время   обычного   школьного   перерыва   ребята   не   имеют   возможности подвигаться. Они задерживаются педагогами на перемене, хотя это должно быть наказуемым. Учащиеся не успевают перебежать из одного кабинета в другой,   как   уже   звенит   звонок   на   новый   урок.   Если   добавить   к   этому отсутствие   контроля   медицинским   персоналом   школы   за   мытьём   рук учащимися   в   столовой   школы,   быстрая   еда   и   невнимание   школы   к организации двигательной активности учащихся во время школьных перемен –   всё   это   приводит   к   тому,   что   число   учащихся,   ежегодно   пополняющих список хронических больных в журнале школьного врача, растёт. Как может помочь школа и учитель в кардинальном решении данной проблемы? Для   того   чтобы   помочь   ребёнку   сохранить   его   физическое   и психическое   здоровье,   не   нужно   организовывать   ничего   совершенно невероятного.   Учащимся   необходимы   двигательные   минутки   на   уроке, которые позволят им размять своё тело передохнуть и расслабиться, принести своему   организму   пользу.   Оздоровительные   минутки   –   это   только   часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению   психо­эмоционального   состояния   учащихся   всех   классов,   к пониманию   взрослыми   необходимости   сохранения   здоровья   ученика   не   на словах, а на деле. Оздоровительные   минутки   проводит   учитель­предметник   на   своих уроках. Он может проводить оздоровительные минутки сам или с помощью подготовленных учащихся­инструкторов. Можно   осуществлять   проведение   оздоровительных   минуток, предоставить   возможность   учащимся   самим   проявить   инициативу   в   их проведении.   Главное   оздоровительных   минуток   –   заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья. Для   проведения   оздоровительных   минуток   можно   использовать различные   предметы   и   подручные   средства,   которые   позволят   сделать   их интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету, комочки ваты и т.д. Упражнения,   которые   можно   использовать   для   двигательных оздоровительных   разминок,   необходимо   делать   сюжетными,   давать   им названия. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни. Оздоровительные   минутки   на   уроке   будут   способствовать   не   только сохранению   физического   здоровья   учащихся,   но   и   сохранению   их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры. Игровые   двигательные   минутки   должны   проводиться   по   единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после второго урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить двигательную минутку на своём уроке. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания. Благодаря   игровым   двигательным   разминкам   учащиеся   получают возможность   расслабиться   психически   и   физически   после   длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. Постоянство   в   проведении   игровых   двигательных   перемен вырабатывает   у   учащихся   потребность   и  привычку   двигаться,  не  вызывает негативного отношения к культуре движения. Двигательные   минутки   изменяют   отношения   учащихся   к   урокам физической культуры в школе, к учителям­предметникам.  Совместная   двигательная   игровая   деятельность   сближает   учащихся, раскрепощает   их,   помогает   преодолеть   комплексы   в   их   непосредственной учебной   деятельности   и   физическом   состоянии   почувствовать   радость пребывания в школе, классе. Игровые   двигательные   перемены   способствуют   повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Учебное   время   уроков   после   двигательных   переменок   не   будет потеряно зря. Упражнение для развития двигательной активности могут стать основой уроков для детей в специальных медицинских группах. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь тот материал, который находится вокруг нас в несметном количестве и   который выбрасывается за ненадобностью   в   каждом   доме.   Кроме   этого   используются   те   предметы, которые   находятся   ежедневно   в   портфеле   ученика:   ластик,   учебник, карандаш. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность. Результаты использования двигательных минуток говорят сами за себя. Результаты опросов учащихся. Ребятам   был   задан   вопрос:   «Какие   изменения   в   твоей   учебной деятельности   произошли   после   регулярного   проведения   учителями оздоровительных минуток?». Учащиеся ответили следующим образом: ­ перестали ждать перемены – 25 %; ­уроки проходят быстрее – 20%; ­уроки стали интереснее – 27 %; ­ повысилась активность на уроке – 10 %; ­ изменились взаимоотношения с учителями – 6 %; ­улучшились учебные результаты – 14 %. Мнение учителей: ­математики:   «Изменилась   атмосфера   урока.   После   выполнения двигательных   упражнений   учащиеся   легче   включаются   в   урок,   активнее отвечают и выполняют учебные задания». ­истории:   «Повысилась   результативность   учебной   деятельности учащихся, появилось желание поучаствовать в уроке, у тех ребят, которые часто были пассивны». ­химии:   «Ребята   поначалу   смеялись   друг   над   другом,   было   жалко потерянных   минут   урока.   Но,   после   того   как   они   убедились   в   том,   что оздоровительные   минутки   –   не   разовая   акция,   задания   выполняются   с удовольствием   и   вместо   смешков   все   больше   замечаешь   поддержку   и одобрение, которое ученики проявляют друг к  другу». Главная   цель   игровой   двигательной   переменки   –   дать   возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение   двигательной   активности   в   жизни   человека,   учить   видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Помимо развития физической активности детей, игровые двигательные переменки должны способствовать сохранению психического здоровья детей. Не   для   кого   ни   секрет,   что   иногда   школьные   результаты   учащихся способствуют   формированию   школьных   стрессов,   которые,   накапливаясь, губительно  действуют   на  детский  организм.  У  ребенка  пропадает   желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не   удовлетворяют   родителей,   педагогов   и   его   самого.   Окружающий   мир, которому он радовался, перестает быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Двигательные   разминки   дают   возможность   «выпустить   пар», разрядиться,   снять   с   себя   негативные   эмоции,   переключиться,   а   затем   с новыми   душевными   силами   взяться   за   трудное   дело   –   учиться. Сопровождение   упражнений   хорошей   музыкой,   введение   учащихся   в   мир упражнений   с   помощью   ситуаций,   основанных   на   названии   упражнения, позволяет   превратить   5   –   10­минутный   перерыв   на   уроке   в   веселую   и увлекательную игру. Какими   правилами   необходимо   руководствоваться   для организации игровых двигательных переменок в школе. ­ В игровых двигательных переменках участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет. ­ Игровые двигательные переменки можно использовать как на уроке, так   и   во   время   обычной   школьной   перемены,   во   время   тренингов,   для проведения внеклассной работы по физической культуре. ­   Упражнения   могут   выполнять   как   взрослые,   так   и   дети   (учителя, вожатые и т. д.). ­ Упражнение не требует большой подготовки и материальных затрат на подручные средства. ­   Для   удобства   взрослого,   который   проводит   в   классе   или   группе, игровые   двигательные   переменки   все   упражнения   представлены   в   виде карточек­заданий,   которые   педагог   выбирает   каждый   раз   по   собственному усмотрению или по желанию детей. ­   Упражнения   сопровождаются   музыкой,   которую   выбирают   сами учащиеся.   Очень   здорово,   если   в   качестве   музыкального   сопровождения выбирается музыка народов мира или своей страны. ­ Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, в одиночку (например, дома), во время рефлексии урока, в ходе психолого­ педагогических тренингов. Структура проведения игровой двигательной переменки. 1. Все виды карточек игровых двигательных переменок построены  по типу заданий от «простого к сложному». 2. В ходе игровой минутки, которую учитель организует с классом,  ребята в состоянии понять, выполнить и повторить одно задание,  представленное на карточке. 3. На последующих переменках ребята могут повторять  полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять,  придумывать свои элементы в выполнении упражнения. 4. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить одно  новое упражнение. 5. Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не  ставится.                                           II раздел. Карточки с двигательными упражнениями. Общие упражнения (карточки 1 – 7). Цель выполнения упражнений: ­ формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры понимания собственного тела. Психологическое значение упражнений: ­   Развитие   наблюдательности,   внимания,   памяти,   умения   слушать   и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей. Особенностью этих   упражнений   является   то,   что   каждое   из   них   имеет   определённое название.   Это   название   упражнений   ребятам   необходимо   в   обязательном порядке сообщать. Дети чрезвычайно подражательны, и «вхождение» в ту или иную   роль   с   помощью   названия   позволит   им   играть   с   удовольствием   и выполнять упражнения с максимальной отдачей. Карточка № 1 «Зеркало».   Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает   взрослый,   чётко   копируя   их.   Учитель   играет   роль   зеркала,   в которое смотрят учащиеся. Они должны:  Замереть на месте;  Повернуться  вправо, влево;  Постоять на носочках;  Постоять на носочках с закрытыми глазами;  Покивать   головой,   как   будто   соглашаются   или   не соглашаются с чем­то;  Постоять,   попеременно   поднимая   над   головой   левую   и правую руку с разомкнутыми пальцами;  Постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой. Карточка № 2 «Шумовой эффект».  I вариант. Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Учитель   подходит   к   любому   из   учащихся   и   будит   его.   Ученик   должен показать, что он проснулся. Он подаёт голос или создаёт шумовой эффект: стучит по столу, шелестит бумагой, топает ногами и т.д. Остальные учащиеся, продолжая «спать» должны назвать имя того ученика, который проснулся и повторить ещё раз звуки создаваемого им шума. II вариант. Учащиеся стоят с закрытыми глазами у своих парт. Ученик, стоящий за первой партой, по команде учителя открывает глаза. Он должен выполнить команду как можно тише. Затем он поворачивается к ученику, стоящему за ним, «будит» его как можно тише и садится на своё место. Следующий ученик выполняет то же самое, пока не выполнят задание все ученики класса. Главное условие этого упражнения – чёткость, аккуратность и быстрота выполнения при соблюдении максимальной тишины. Карточка № 3 «Клоуны».  I вариант. Учащиеся могут сидеть или стоять. Учитель предлагает им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:   Брови свести и развести;  Глаза сильно прищурить и широко открыть;  Губы   максимально   растянуть   в   импровизированной   улыбке,   а затем поджать их;  Шею максимально вытянуть, а затем опустить её;  Плечи максимально свести и развести;  Руками   обнять   себя,   погладить,   пожелать   себе   успехов   и улыбнуться. II вариант (Японская школа). Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой   партой,   должен   повернуться   к   стоящему   за   ним   ученику,   сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума. Карточка № 4 «Балетная школа». Ученики стоят возле своих парт и представляют себе, что они на время стали учениками балетной школы. Они должны опереться на край парты и:  стоя на правой ноге, максимально вытянуть вперёд левую ногу, затем максимально отвести её назад, сделать круг в воздухе левой ногой и принять исходное положение;  то же самое повторить стоя на левой ноге. Затем учащиеся, по образцу выполнения учителя, выполняет балетный поклон. Это задание можно выполнять по желанию перед  классом. Карточка №5 «Десантники». Учащиеся   стоят   вдоль   парт.   На   несколько   минут   ребята   должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать:  на двух ногах одновременно;  на левой и правой ноге попеременно;  сделать перекрестные прыжки. Затем   задание   усложняется:   учитель   предлагает   учащимся   выполнять прыжки   обеими   ногами,   но   по   заданному   ритму.   Ритм   выстукивается карандашом на столе или задается определенной музыкой. Учащиеся должны выполнять прыжки, соблюдая ритм. Карточка №6 «Канатоходцы». Учащиеся должны представить себе, что они готовятся к восхождению на   гору.   Для   того   чтобы   «восхождение»   оказалось   удачным,   необходимо научиться «ползать по канату». А для этого необходимо научиться выполнять следующие задания:  максимально свести пятки вместе;  максимально свести носки обуви вместе;  поставить ноги крест­накрест, поочередно меняя их положение;  нарисовать попеременно каждой ногой знак «SOS» и свое имя;  максимально пальцы ног сжать и расслабить;  обеими стопами себе поаплодировать. Карточка №7 «Цирковая школа». Для   выполнения   этого   задания   ребята   снимают   обувь   и   выполняют задание   на   газете   или   листе   картона.   Все   задания   выполняются   сидя. Учащиеся должны представить себя в цирковой школе. Они должны:  активно пошевелить пальцами ног;  поочередно «покатать» карандаш ступней;  пальцами каждой ноги попеременно поднять карандаш с пола;  положить на пол газету и пальцами обеих ног смять и разгладить ее;  под партой поднять ноги как можно выше и несколько минут подержать их на весу;  поставить ноги на пятки и максимально подтянуть их к себе;  пальцами левой ноги пощикатать себе ступню правой ноги и наоборот. Совместные двигательные упражнения. Карточки (№8 – 10) «Учимся быть рядом». Цель упражнений: Развитие интереса учащихся к совместным двигательным упражнениям. Формирование культуры совместных действий. Психологическое назначение упражнений: Развитие   наблюдательности,   умения   понимать   друг   друга   без   слов   с помощью движений, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу. Развитие   наблюдательности,   умения   имитировать   и   подражать,   выполнять задания слаженно, четко и ритмично. Формировать умение чувствовать себя членом команды. Карточка №8.  I вариант «Пробуждение».  Ученики   сидят   за   партами   с   закрытыми   глазами,   опустив   голову   на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. Главное требование к выполнению упражнения – полное безмолвие и четкое соблюдение очередности. II вариант «Близнецы». Учащиеся встают и выходят из­за парт. Они кладут друг другу руки на плечи   и   закрывают   глаза.   По   сигналу   учителя   они   выполняют   следующие команды:  присесть;  встать;  встать на цыпочки;  наклониться вправо;  наклониться влево;  прогнуться назад;  постоять на правой ноге;  согнуть правую ногу в колене. Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо. III вариант «Театр пантомимы». Учащиеся   встают,   кладут   друг   другу   руки   на   плечи   и   имитируют движения: «поезда – самолета – трактора – гусеницы – черепахи – змеи – медведя – пингвина – езду человека на американских горках». При выполнении упражнения учащиеся не имеют права отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие    слаженное   и   четкое   выполнение упражнения всеми учащимися, единение мыслей, чувств и движений. Карточка №9  I вариант «Цапля». Это   упражнение   будет   полезно   на   уроке.   Если   ребятам   предстоит трудная   и   монолитная   работа.   Его   можно   использовать   на   уроках информатики, иностранного языка и других предметах. Для выполнения упражнения дети должны встать в круг друг за другом. По команде учителя они прыгают на одной ножке друг за другом, пытаясь схватить   рукой   прыгающего   впереди   партнера.   Упражнение   выполняется попеременно на каждой ноге.  II вариант «Прятки». Учащиеся стоят возле парт и по команде учителя они должны взявшись за   руки,   спрятаться   под   парту.   Затем,   по   команде   учителя,   вернуться   в исходное положение. Выполнить задание необходимо как можно тише. III вариант «Путаница». Учащиеся   стоят   возле   парт.   По   команде   учителя   они   должны поменяться  местом  возле   парты  с  любым   учеником   в  классе.   Заняв   новое место, ребята закрывают глаза и протягивают правую руку   за   спину   своего партнера.   Учитель   подходит   к   каждому   и   задает   вопрос:   «Чью   руку   ты держишь?».   Затем   ребята,   стоя   на   своих   местах   и,   поворачиваясь   друг   к другу, берутся за руки, пожимают их друг другу. Карточка №10. I вариант «Цапли». Учащиеся   стоят   возле   парт.   По   команде   учителя   они   должны одновременно кивать головой, стоять попеременно на левой и правой ноге и махать руками, как птица крыльями.  II вариант «Гири». Ученики   стоят   лицом   друг   к   другу   возле   своих   парт.   По   команде учителя   они   начинают   приседать,   стараясь   выполнять   задание   синхронно. Ребята должны постараться выполнить задание как один человек. III вариант «Путаница». Ученики   стоят   лицом   друг   к   другу   возле   своих   парт.   По   команде учителя   они   выполняют   приседание,   но   при   этом   они   должны   выполнять задание не синхронно. IV вариант. «Геометрические фигуры». Учащиеся стоят возле своих парт и, по команде учителя попеременно прыгая на одной ноге, описывая по очереди геометрические фигуры вокруг своего товарища. Начинать нужно с простых фигур, а закончить упражнение можно описанием «8» вокруг своего товарища по парте. Карточка №11.  I вариант. «Поддержка» Учащиеся стоят друг напротив друга и протягивают друг другу руки. Один ученик приседает с помощью второго ученика встает. Тот, кто встает, должен подниматься нехотя. Затем они меняются ролями. II вариант «Лодочка». Учащиеся выходят из­за парт  и берутся за руки. Они приседают, не разрывая рук. И поднимаются, не разрывая рук. III вариант «Кролики». Учащиеся стоят напротив друг друга. Берутся за руки и опускаются на корточки.   Один   из   них   прыгает   вперед,   а   другой   назад.   Упражнение выполняется попеременно. Карточка №12. I вариант «К солнышку». Учащиеся выходят из­за парт, поднимают высоко руки, становятся на носочки и тянутся как можно больше вверх. Они закрывают глаза, мысленно говорят себе хорошие слова и стараются простоять в таком положении как можно дольше. II вариант «Мы растем». Учащиеся   выходят   из­за   парт,   потом   приседают   и   поднимают   руки высоко   над   головой.   Затем   они   медленно   поднимаются,   держа   руки   над головой. III вариант «Ласка». Ребята выходят из­за парт, приседают и стараются обнять себя руками как можно плотнее. В таком положении они должны продержаться как можно дольше. III раздел.                           Игровые двигательные упражнения с предметами. Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить как во   время   урока,   так   и   после   уроков,   во   время   тренингов,   внеклассных мероприятий   и спортивных  праздников.  Многие  упражнения  с предметами можно   использовать   во   время   двигательной   минутки.   Они   позволят подготовить   учащихся   к   усвоению   трудных   тем   урока,   разнообразят школьную перемену. Все остальные упражнения можно выполнять на уроках физической культуры в качестве игровых разминок и творческих заданий в ходе различных соревнований, конкурсов, спортивных праздников. Игровые двигательные упражнения со стульями. Упражнения со стульями можно использовать как вариант двигательной минутки на перемене или на уроках.  Карточки №13 – 18 Цель упражнений:    Развитие   интереса   и   мотивации   к   участию   в   игровых   двигательных переменках.   Формирование   культуры   понимания   значения   двигательной активности в жизни человека.  Психологическое назначение упражнений: Развитие   наблюдательности,   памяти,   внимания;   умения   общаться   с самим собой и другими людьми; преодоление негативных эмоций. Карточка №13 «Преодоление препятствий». Учащиеся   выходят   из­за   парт,   отодвигают   свои   стулья   в   сторону   и выполняют со стульями следующие задания:  обежать свой стул сначала слева, а затем справа;  проползти под своим стулом как можно тише;  сесть   на   стул,   подтянуть   ноги,   коленки   прижать   к   животу,   согнуть голову, закрыть глаза и продержаться в таком положении как можно дольше. Учащиеся мысленно желают себе и другим людям успехов.  Карточка № 14 «Эстафета со стульями». Это упражнение нужно выполнять в специальном помещении или даже в классе, но после уроков. Оно очень эффективно в ходе различных тренингов и конкурсов. Стулья   ставятся   в   ряд   на   небольшом   расстоянии   друг   от   друга. Учащиеся выполняют упражнения по цепочке:  на первый стул нужно встать с ногами и ровно минутку простоять, не шелохнувшись;  на второй стул нужно сесть;  на третий стул лечь животом на сиденье;  на четвёртый стул нужно лечь спиной на сиденье и прогнуться;  на пятый стул нужно забраться только коленями;  на шестой стул нужно сесть лицом к спинке стула, опустить голову на спинку стула и «подремать»;  седьмой стул поднять вверх и тихонько поставить на место;  под восьмой стул нужно забраться и посидеть там;  девятый стул нужно поднять вверх за ножки;  десятый стул нужно оббежать и сесть на него. Карточка № 15 «Трон». В этом упражнении используется все возможные варианты сидения на стуле:  сесть на стул прямо и ровно, закрыть глаза;  сесть на стул и посидеть на нём, согнувшись;  сесть на стул, поставив ступни на край стула;  сесть на стул, вытянув ноги вперёд;  сесть на стул, закрутив ноги за ножки стула;  сесть на самый край стула;  сесть на стул лицом к его спинке и обхватить ногами спинку стула;  сесть на стул и положить ноги на спинку стула. Карточка № 16 «Пианино». Учащиеся представляют себе, что стул это пианино. Учащиеся должны:  отстучать заданный им учителем ритм пальцами по сидению стула;  сидя на стуле, отстучать обеими руками заданный ритм на спинке стула;  согнуться и отстучать заданный ритм пальцами обеих рук с обратной стороны сидения стула. Карточка № 17 «Статуя». В   этом   упражнении   используются   все   варианты   выполнения   задания стоя. Учащиеся должны:  стать на стул и медленно повернуться влево, прямо, вправо и назад с закрытыми глазами;  стоя   на   стуле   с   закрытыми   глазами   поднять   руки   вверх   и   сильно потянуться;  стоя на стуле  с закрытыми  глазами, протянуть руки назад ладонями вверх своему товарищу;  стоя на стуле с закрытыми глазами попеременно поднимать то левую, то правую ногу;  стоя на стуле, развести руки в стороны и прогнуться немного вперёд как перед прыжком;  стоя на стуле, сделать «ласточку»;  стоя на стуле, изобразить фигуры, напоминающие памятник. Карточка № 18 «Грёзы». «Сон». Упражнения   выполняются   в   круге.   Ребята   садятся   на   стуле,   кладут головы на руки на спинку стула, закрывают глаза и считают про себя от 1 до 50.   Во   время   выполнения   задания   звучит   тихая   музыка.   После   того,   как ребята откроют глаза, они должны поделиться впечатлениями о том, что им грезилось во время счёта и слушанья музыки. «Сон». Это   упражнение   полезно   перед   написанием   математического   или орфографического   диктанта.   Учащимся   предлагается   откинуть   голову   на спинку   стула   и   представить   себе   те   слова,   или   математические   формулы, которые нужно было выучить. Во время выполнения задания звучит тихая музыка. Игровые двигательные упражнения с газетой. Карточки 19 – 30. Упражнения   с   газетой   можно   выполнять   во   время   урока   в   качестве игровой двигательной минутки, во время конкурсов, спортивных состязаний, тренингов. Цель упражнений: Демонстрация   широких   возможностей   развития   собственной двигательной активности с помощью самых обычных предметов. Психологическое назначение упражнений: Развитие   внимания,   умения   сосредотачиваться,   развитие   ловкости, партнёрских дружеских отношений. Во время выполнения заданий с газетой постоянно   звучат   музыкальные   произведения,   которые   используются   в цирковых представлениях. Для выполнения упражнений газета должна быть свёрнута в трубку. Эти упражнения имеют большое значение для учащихся, так как стимулируют двигательную активность мелких мышц. Карточка № 19 «Балансировка». Ребята балансируют с газетой в положении сидя или стоя. При этом:   они держат газету на вытянутых руках;  на левой и правой руке, попеременно, стоя на обеих ногах;  на левой и правой руке, попеременно, стоя на одной ноге;  держат газету на голове;  на плечах;  на затылке;  попеременно на правой и левой ноге. Карточка № 20 «По кругу». Учащиеся выполняют все те же движения, что и в карточке № 19, но при этом они движутся по кругу. Карточка № 21 «Снежная баба». Участникам нужно представить себе, что они должны лепить снежную бабу. Для выполнения упражнения они становятся на колени и:  катят свёрнутую газету перед собой обеими руками;  катят газету попеременно левой и правой рукой как можно дальше от себя и к себе,  катят газеты друг другу меняясь ими. Карточка № 22 «Глаза в глаза». Участники садятся напротив друг друга за стол и смотрят друг другу в глаза. При этом они катят друг другу свернутую газету:  руками по столу;  ногами под стол, едва к ней прикасаясь;  участники меняются под столом газетами, не отрывая взгляда, друг от друга;  поднимают газету на стол с помощью рук, катя ее по ноге и глядя друг другу в глаза. Карточка №23 «Жонглеры и эквилибристы». Участники сидят за партами. Попеременно они держат правую и левую руку перед грудью и кладут на локоть свернутую газету. Они должны:  не потеряв газету, встать и сесть за парту;  взять газету между ног и пройти с ней по классу, не потеряв ее при ходьбе;    собрать   все   свернутые   газеты   и   разложить   их   через   небольшие промежутки по классу. Участники выполняют задания по цепочке. Они должны каждую свернутую газету перепрыгнуть. Карточка №24 «Волшебная палочка». Свернутую   в   трубочку   газету   необходимо   попеременно   протягивать левой и правой рукой за спиной и дотрагиваться до:  поясницы, шеи, головы;  правой рукой левого плеча;  левой рукой правого плеча;  положить газету на пол и перепрыгнуть через нее, затем повернуть в исходное положение. Задание выполняется закрытыми глазами. Карточка №25 «Эстафета с газетой». Ребята сидят на стуле за партой. Упражнение выполняется по цепочке. Участники должны передать свернутую в трубочку газету:  горизонтально над головой;  вертикально с левой и правой стороны;  прокатить ее по голове и груди, вернуть ее обратно;  передать газету друг другу, прокатив ее под правой и левой ногой. Карточка №26 «Цирк». Участники выполняют упражнение стоя:  свернутую газету подбросить и поймать обеими руками;  газету ловить левой и правой рукой попеременно;  газету подбросить и поймать ее, скрестив при этом руки;  газету подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать. Карточка №27 «Навстречу друг другу». Участники стоят друг напротив друга. Они бросают газету друг другу:  вертикально;  горизонтально;  ловят газету, стоя на одной ноге;  ловят газету, сидя на корточках;  перебрасывают газету друг другу через поставленные в цепочку стулья;  участники стоят спиной друг к другу и бросают поочередно свернутую в трубочку газету через голову друг другу. Карточка  №28.  I вариант  «Совместный полет». Участники стоят спиной друг к другу. Они вдвоем вертят палочку из газеты вокруг себя: палочка передается правой рукой за спину в левую руку партнера, партнер берет и, передает в левую руку партнера и т.д. Точно так же   они   выполняют   задание   с   противоположной   стороны   и  вращают   газету вместе во всех направлениях. II вариант «Круговорот». Участники стоят спиной друг к другу. Один из участников передает свернутую   газету   между   ног,   второй   возвращает   ее   через   голову   обратно. Затем они меняются ролями. Карточка №29 «По кругу». Участники   становятся   в   круг.   Они   передают   свернутую   в   трубочку газету:  перед собой;  за спиной;  стоя на одной ноге;  зажимая газетную трубочку коленями. Карточка №30 «Тренировка ног». Участники сидят в круге. Они находятся в положении «ноги врозь» друг возле друга и передают газетную трубочку внутренней и наружной стороны стопы. Затем они зажимают трубочку из газеты ступнями и передают ее по кругу. Карточка № 31 «Снежки». Учащиеся получают в руки газету. Они должны в течение нескольких секунд смять ее и превратить  ее в «снежный ком». Каждый снежный ком передается из рук в руки от одного игрока к другому, пока все снежки не передадут по цепочке. Карточка №32 «Швейная мастерская». Учащиеся должны порезать или порвать газету, получив при этом как можно   больше   кусочков.   Задание   выполняется   на   время.   Ребята   считают количество частей и объявляют его вслух. Игровые двигательные упражнения с ватой. Карточки № 33 – 37 Упражнения   с   ватой   можно   выполнять   как   игровую   двигательную разминку   во   время   обычных   уроков,   а   так   же   во   время   подготовки   и проведения различных конкурсов и тренингов. Подготовка   игрового   материала   не   трудоемка,   материалом   для выполнения   упражнений   служит   обычная   вата.   Ее   делят   на   равные   куски размером 10 – 15 см, а затем сворачивают в не очень тугие комочки. После выполнения упражнений вату можно использовать для игр еще несколько   раз.   Для   того   чтобы   превратить   игровую   разминку   учащихся   в яркий   праздник,   предварительно   кусочки   ваты   можно   покрасить   в   разные цвета, а затем высушить. Для   упражнений   можно   использовать   ватные   тампоны   для   нужд гигиены, которые продаются в магазинах. Цель упражнений: Развитие двигательной активности учащихся с помощью нестандартных приемов и методов. Психологическое назначение упражнений:  Осознание учащимися необходимости занятий по развитию собственной двигательной   активности;   развитие   внимания;   координации   в   движении; воспитание уважения к себе и другим. Карточка № 33 «Живые комочки». Участники упражнения сидят за партами. Перед ними лежат комочки цветной ваты. Они берут вату в руки и:  перекладывают ее из правой руки в левую руку и наоборот;  крепко зажимают ее в кулак;  перебрасывают из одной руки в другую;  кладут комок ваты на парту и пытаются поднять его с помощью локтей. Карточка № 34 «Кувшин на голове». Участники игры должны представить себя жителями Востока, которым приходится   носить   поклажу   на   голове.   Ребята   должны   положить   вату   на голову и:  ходить по классу, причем вата не должна упасть;   уступать друг другу дорогу, слегка наклоняя голову;  Приседать и выпрямляться с ватой на голове;  Сбросить вату с головы и поймать ее руками. Карточка № 35. I вариант «Ветер». Участники   сидят  за   столом  напротив   друг   друга.  Они   дуют   на  свои комочки ваты. Каждый комочек ваты должен докатиться до края стола, но не упасть. II вариант. Затем участники дуют на свои комочки ваты так, чтобы комок ваты как можно  быстрее  докатился  до  края  и  свалился.  Побеждает  тот, чей  комок свалился быстрее. Карточка №36 «Равновесие». Участники   игры   укладывают   комочки   ваты   на   различные   части   тела (руки, ноги, плечи) и пытаются ходить по комнате так, чтобы комочки ваты не свалились. Затем участники начинают бег на месте, при этом кусочки ваты они перемещают с ладони на локоть, с локтя на плечо, с плеча на голову, с головы опять на плечо и т.д.  Карточка №37 «Доброта». Участники   игры   садятся   за   столом,   развернувшись   лицом   один   к другому,   и   гладят   попеременно   друг   друга   кусочками   ваты.   Тот   партнер, которого   гладят,   сидит   с   закрытыми   глазами   выражает   удовольствие   или неудовольствие мимикой лица. Затем   участники   игры   закрывают   глаза   и   выполняют   поглаживание   своего лица.   Выполнение   упражнения   сопровождается   рассказом   учителя:   «У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обид и неудач. Человек спит, а ангел вершит добрые дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем спускается на глаза и легонько ласкает их, делая глаза человека умными и ясными. Ангел касается крыльями носа, и дыхание человека становится ровным и спокойным, пробегает по щекам, и они розовеют, легко касается губ. Добрый ангел касается лица человека, его головы, и все плохое уходит прочь, уступая место мыслям и делам». Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка. Игровые двигательные упражнения с книгой. Карточки №38 – 44. Цель   упражнения:  стимулирование   интереса   к   собственным   физическим возможностям. Мотивация развития собственной двигательной активности. Психологическое назначение упражнений: Развитие   внимания,   памяти,   координации   движений.   Формирование культуры общения, умение быть партнером. Карточка №38 «Тяжелый груз». Держа книгу на вытянутой руке:  Перекладывать из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу;  приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты. Карточка №39 «Борьба с трудностями». Участники   упражнения   встают   из­за   стола   и   выполняют   следующие варианты упражнения с книгой:  стоят с книгой на голове;  приседают с книгой на голове;  осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове;  вращаются с книгой на голове;  осторожно двигаются вперед с книгой на голове. Карточка №40 «Оркестр». Участники   упражнения   тихонько   отбивают   ритм   с  помощью   книги   в такт музыке. Они стучат:  по столу, стулу, спинке стула, по полу;  по разным частям тела: коленям, рукам, плечам;  все отбивают одинаковый ритм, который задает учитель;  все вместе пробуют создать оркестр, отбивая один и тот же ритм. Карточка №41 «Прятки с книгой». Учитель   договаривается   с   участниками   игры   о   том,   что   они   по   его команде будут прятать книгу под стол, стул, портфель, в стол, но при этом место,   в   которое   будет   прятаться   книга,   не   будет   называться,   а   будет соответствовать определенному ритму. Например:  «положить под стол» – 3 удара;  «положить на стул» ­ 5 ударов;  «положить в портфель» ­ 1 удар;  «положить в стол» ­ 6 ударов. Учащиеся выполняют задание по заданному ритму. Карточка  № 42 «Волшебники». Упражнение   выполняется   во   время   перемены.   Участники   игры пытаются переносить книгу с помощью различных частей тела. Например, дети переносят книгу:  в     ладонях,   на   ладонях,   между   рук,   при   этом   ладони   остаются свободными;  на локтях;  на плечах, прижимая головой слева и справа;  над подбородком;  защемляя между бёдер. Карточка № 43 «Цирковой трюк». Участники   разминки   пытаются   ходить   по   комнате,   держа   книгу   на кончиках пальцев ног. При этом они носят книгу попеременно на правой и левой ноге. Затем задание усложняется. Участники кладут на каждую ногу и пытаются   так   ходить.   Участники   игры   становятся   напротив   друг   друга   и бросают друг другу каждый свою книгу. Карточка № 44 «Игра с пальцами». Участники игры сидят спокойно за столом. Перед ними лежат книги. По команде учителя они закрывают глаза и выполняют следующие команды:  ощупывают контуры книги с открытыми (закрытыми) глазами;  проводят   пальцами   по   обложке   книги   с   закрытыми   глазами.   Затем учитель рассказывает историю. Дети соответственно данной истории с закрытыми глазами ощупывают пальцами книгу. Игровые двигательные упражнения с ластиком. Карточки № 45 – 48. Эти двигательные упражнения можно проводить как на уроке во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы. Цель упражнений: Стимулирование двигательной активности учащихся во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности. Психологическое назначение упражнений: Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека. Развитие   памяти,   внимания   и   внимательности,   умения   преодолевать трудности. Карточка № 45 «Препятствие». У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:  на запястьях;  на носу;  на голове;  на кончиках пальцев рук;  на локтях. При этом участники игры должны:  делать стойку на носках;  ходить вокруг стола по комнате;  ходить на пятках;  маршировать налево и направо. Карточка № 46 «Ловкачи». Участники   упражнения   используют   ластик   для   того,   чтобы, перебрасывать его друг другу:  сидя;  стоя;  при ходьбе;  передавать ластик, заложив руки за спину. Карточка № 47 «Стрелки». Участники упражнения учатся бросать ластик в цель. Для этого дети выстраиваются в две шеренги лицом к доске или стене. Каждый по очереди бросает ластик в отмеченный на доске (стене) круг. Для   того   чтобы   избежать   несчастных   случаев,   ребята   должны   быстро поднимать ластик и становиться в конец шеренги. Карточка № 48 «Прыгалки». Участники упражнения должны построиться в две шеренги, положить ластик на пол и, меняя левую и правую ногу, на одной прыгать, а другой толкать ластик. Упражнения можно усложнить:  одной и той же ногой прыгать и одновременно толкать ластик;  повторить то же самое, но только с закрытыми глазами;  скрестить с партнёром руки и таким образом толкать ластик по классу, уступая при этом другим парам дорогу. Игровые   двигательные   упражнения   со   стаканчиком   из­под йогурта. Карточки № 49 – 62. Очень   интересно   и   необычно   можно   построить   игровые   упражнения, используя   стаканчики   из­под   йогурта.   Они   очень   лёгкие,   никакого физического вреда ребёнку они причинить не могут. Игровые   двигательные   упражнения   со   стаканчиками   можно использовать как на уроках, в том числе и физической культуры, как игровую паузу, так и в ходе различных конкурсов и тренингов.  Эти   упражнения   развивают   наблюдательность,   внимательность, ловкость, отточенность движений. Цель двигательных упражнений: Развитие интереса учащихся разного возраста к занятиям физкультуры и спорта. Психологическое назначение упражнений: Формирование у учащихся понимания необходимости занятий спорта, развитие памяти, внимания, способности к имитации, ловкости. Карточка № 49. Сидя или стоя за партой, участники игры должны удержать стаканчик:  на ладони;  на запястье обеих рук;  на двух пальцах;  на локте;  на плече (правом и левом), при этом вытягивают руки в стороны;  на ключице;  на затылке, при этом наклонять туловище вперёд и назад;  на голове (лбу, ушах, глазах). Карточка  № 50 «Олимпийцы». Сидя   или   стоя   и   при   этом   сохраняя   равновесие,   участники   игры должны:  поднимать стаканчик на колени, при этом наклоняя его (в стороны, вперёд и назад);  на ноге, при этом сгибать и разгибать голени;  качать на затылке вправо и влево, нагибая голову вперёд и назад;  держать   стаканчик   на   голове,   при   этом   верхнюю   часть   туловища нагибать вправо и влево, вперёд и назад, вращать его, смотреть назад. Карточка № 51 «Колдовство». Участники игры должны удержать стаканчик в равновесии, держа его на запястье или ладони в положении стоя или сидя. При этом они должны:  вытягивать руку вверх и вниз (разводить руки вправо и влево);  рисовать рукой в воздухе круги;  изображать в воздухе большие цифры (буквы);  закладывать руки за спину;  касаться ногой стаканчика. Карточка № 52 «Тренировка мышц». Участники игры держат стаканчик на голове. Они должны:  вставать со стула и садиться на стул;  сидя   на   стуле   и  держа   стаканчик   на   голове,  поворачиваться   налево, направо;  поставить руки перед грудью и делать рывки руками, держа стаканчик на голове;  активно сделать различные гримасы лица. Карточка № 53 «Прыг – скок». Участники игры стоят возле своих стульев. Они берут в руки стаканчик из­под йогурта, ставят его на ладонь или запястье и пытаются его удержать. При этом они должны:  залезать и слезать со стула (3 – 4 раза);  становиться посередине стула на носках, при этом вращать руками;  залезать на стул, стоять, сидеть на корточках;  стоя на стуле, вращаться вокруг себя;  стоя на стуле поднять правую ногу (счёт до 5), затем левую (счёт до 5). Карточка № 54 «Осанка». Участники   игры   должны   держать   стаканчик   на   голове   и   при   этом писать, читать, рисовать. Рисунки и письменные задания могут быть вывешены для того, чтобы ребята видели, что и как получилось у одноклассников. Карточка № 55 «Осанка». Участники игры стоят спиной друг к другу. С правой стороны от них стоят поставленные друг на друга стаканчики из­под йогурта. Участники игры берут   стаканчик   вдвоём,   поднимают   над   головой,   перекладывают   в   левую руку   и   ставят   друг   на   друга   стаканчики   с   левой   стороны.   Задание выполняется до тех пор, пока все стаканчики не будут перенесены с правой стороны на левую сторону. Карточка № 56 «По цепочке». Участники игры стоят спиной друг к другу. Они должны:  передавать друг другу стаканчик (сначала один, потом два);  давать правой рукой, бросать левой (и наоборот);  просовывать   стаканчик   между   разведенными   ногами,   давать   обратно через плечо;  передавать стаканчик за спиной правой рукой в правую руку партнера, забирать из правой руки в левую (перед туловищем и за туловищем). Карточка №57 «Ловкость». Участники   игры   должны   подбросить   стаканчик   и,   прежде   чем   его поймать, несколько раз хлопнуть в ладоши:  передавать   из   левой   (правой)   руки   в   правую   (левую)   руку   вокруг туловища, потом высоко подбросить и ловить стаканчик;  перебрасывать стаканчик из одной руки в другую;  держаться за  стаканчик двумя пальцами, другой  рукой выбивать   его снизу, а затем ловить. Карточка №58 «Кто кого». Участники игры становятся напротив друг друга и бросают стаканчик друг другу, перед тем, как поймать стаканчик, они должны:   сделать   поворот   на   360   градусов   (присесть   на   корточки   и   быстро встать);  развести ноги на ширину плеч, передавать стаканчик между ногами из одной руки в другую. Карточка №59 «Слушаем звуки». Участники игры должны:  стучать верхом стаканчика по различным предметам (по столу, стулу, книге, тетради) и слушать различные звуки;  одновременно в одном и том же ритме стучать 2 раза по столу, один раз по тетради, один раз по книге, 4 раза по стулу. Игра: «Вопрос – ответ». Мальчики, договорившись  между собой, стучат стаканчиками какую­ нибудь мелодию. Девочки отвечают и т.д. Карточка №60 «Музыканты». Участники берут в руки стаканчики, в одной руке держат стаканчик, в другой – карандаш.  Затем   они   стучат   карандашом   по   дну   стаканчика   (стаканчик   нужно держать в руке) и при этом сочиняют различные мелодии и ритмы. После этого они задают различные ритмы друг другу и выстукивают их. Карточка №61 «Вращение». Для выполнения упражнения участникам понадобится ластик.  Они кладут ластик в стаканчик и:  крутят в стаканчике так, чтобы он подпрыгивал (но не вываливался);  медленно вращают стаканчик, постепенно повышая темп до тех пор, пока шарик не вывалится из стаканчика. Карточка №62 «Бдительность». Участники должны бросать и ловить ластик при помощи стаканчика. Они играют в парах и в одиночку. Ребята должны:   подбрасывать ластик левой рукой, ловить стаканчиком в правой руке (и наоборот);  подбрасывать ластик стаканчиком и стаканчиком же ловить;  один ребенок высоко подбрасывает ластик, другой ловит стаканчиком;  один ребенок подбрасывает ластик из стаканчика вверх, другой ловит его в свой стаканчик. Содержание. I. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. II. Оздоровительные двигательные минутки на уроке. III. Преимущество проведения двигательных минуток на уроке. IV. Карточки с двигательными упражнениями: a) Физические упражнения без предметов; b) Совместные двигательные упражнения; V. Игровые двигательные упражнения с предметами. VI. Карточки физических упражнений без предметов и с предметами  ­ №1 – 62. Литература. 1. Мир детства: Младший школьник., М., 1998г. 2. Зайцева Г.К. Уроки Мойдодыра, СПб 2004г. 3. Рябухина Н.К. Физкультура для всей семьи., М., 2006г. 4. Амонашвили Ш.А. В школу – с 6 лет., М., Педагогика. 2000г. 5. Приключения в стране «Здоровья»., М., 2007г. 6. Иванченко В.А. Секреты вашего здоровья., М., 2007г. 7. Зайцев А.Г. Твое здоровье., СПб, 1998г. 8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы., М.,  1999г. 9. Кречмер Э. Строение тела и характер., М., 2005г. 10.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии., М., 2004г.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.

Физические упражнения на уроках в начальных классах по здоровьесберегающим технологиям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019