1. Особенности возрастного развития младших школьников
6-7 до 11 лет (I-IV классы)
относительно равномерное развитие ОДА (интенсивность роста отдельных частей тела различна. Длина тела больше, чем масса).
Суставы - подвижны, связки эластичны, скелет - большое количество хрящевой ткани.
Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет.
НВ: Мл. шк. возраст - наиболее благоприятен для роста подвижности во всех основных суставах.
Особенности возрастного развития младших школьников
4. Мышцы имеют тонкие волокна, количество белка и жира в составе – небольшое. Крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
5. Развитие нервной системы почти полностью завершено (заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток, преобладают процессы возбуждения).
Особенности возрастного развития младших школьников
9. высокая двигательная активность (суммарное количество двигательных действий - в процессе повседневной деятельности).
лето - за сутки дети 7-10 лет - от 12 до 16 тыс. движений;
суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков;
зимой двигательная активность падает на 30-45%;
Особенности возрастного развития младших школьников
10. Мл. шк. возраст - сенситивный период для развития физических качеств (скорость, координация, общая выносливость).
11. 7-10 лет - начало формирования интересов и склонностей к тем или иным видам спорта (создание условий для физкультурно-спортивной ориентации).
2. Задачи и средства ФВ младших школьников
Задачи физического воспитания
1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
укрепление здоровья.
улучшение осанки.
профилактика плоскостопия.
содействие гармоничному физическому развитию.
выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Задачи физического воспитания
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
овладение жизненно важными движениями.
развитие способностей:
координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);
кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
Задачи физического воспитания
3. формирование знаний (о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье, работоспособность и развитие двигательных способностей).
4. выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил ТБ время занятий.
Задачи физического воспитания
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
воспитание волевых и нравственных качеств (дисциплинированности, доброжелательности, честности, смелости и т.д.).
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Средства физического воспитания
Гимнастические и акробатические упражнения (I-IV классы)
построения (в шеренгу, колонну по одному, круг) и перестроения (по звеньям, по заранее установленным местам, из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две и т.д.);
ОРУ без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг);
Средства физического воспитания
лазание (по гимнастической стенке и канату, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях) и перелезание (через горку матов, гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, коня);
равновесие (стойка на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке и бревну высотой 50-100 см с выполнением различных заданий);
Средства физического воспитания
акробатические упражнения (группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок в сторону, кувырок назад, стойка на лопатках и др.);
танцевальные упражнения;
Средства физического воспитания
упражнения на гимнастических снарядах (прыжки с мостика на козла или коня высотой 100 см, ходьба по бревну с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, висы на гимнастической стенке и др.);
упражнения со скакалкой.
Средства физического воспитания
Легкоатлетические упражнения
ходьба (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук и др.);
бег с максимальной скоростью до 60 м;
бег в равномерном темпе до 10 мин;
челночный бег 3x5 м, 3x10 м;
прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;
Легкоатлетические упражнения
прыжки в высоту с прямого и бокового разбега;
прыжки на одной и двух ногах на месте, с поворотом на 90-360°, с продвижением вперед на одной и двух ногах;
Легкоатлетические упражнения
эстафеты с бегом на скорость и прыжками;
преодоление с помощью бега и прыжков полосы из 3-5 препятствий;
метание малого мяча на дальность и в цель из разных и.п. правой и левой руками.
Средства физического воспитания
Плавание
специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.);
движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс;
проплывание одним из способов 25-50 м.
Средства физического воспитания
Подвижные игры
содержание - двигательные действия, хорошо освоенные школьниками (на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий).
Простейшие единоборства
«Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга» и др.
3. Особенности методики ФВ младших школьников
основная форма занятий ФУ - урок ФК.
ведущая задача – совершенствование двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
на одном уроке - 2-3 задачи (усвоение или совершенствование учебного материала).
3. Особенности методики ФВ младших школьников
чем младше класс, тем больше внимания - укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
на каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.
Особенности методики ФВ младших школьников
игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий (дети в возрасте до 10-11 лет).
при обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.