Тема; «Физическое воспитание учащихся первых классов»
Удрас Ирина Кузьминична
учитель физической культуры, высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»,Г. Зеленодольск , ул. Космонавтов 13
E-mail автора: irinkuz@mail.ru
Ключевые слова – «Как сделать урок физической культуры, длиною в жизнь».
Актуальность статьи
Каждый учащийся ощущая на себе положительное влияние занятий физическими упражнениями в школе и дома, каждый старается совершенствоваться и дальше. Также все это имеет большое значение не только для улучшения своей физической подготовки, но и носит чисто воспитательный характер. А уделять внимание технике выполнения упражнений, физическому воспитанию, жизненно необходимых навыков, нужно именно с первого класса применяя все формы организации в гимназии. Тогда мы увидим в дальнейшем результат работы школы в целом и в этом нам помогает директор гимназии, завуч по внеклассной работе, классные руководители и родители.
Физическое воспитание в школе - составная часть всей учебно-воспитательной работы. Видя цель - укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию и закаливанию учащихся, обеспечивая воспитание физических качеств и способностей учащихся.
Физическое воспитание в школе осуществляется в тесной связи с задачами овладения учащимися основами наук;
1) с их нравственным, эстетическим воспитанием и обучением
2) укрепления здоровья, закаливание и повышения работоспособности, 3) воспитание интереса к физическому совершенствованию,
4) формирование у учащихся элементарных знаний по гигиене и физической культуре, 5) обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в первом классе, самое присущие упражнения гимнастики, подвижные игры (и самое главное-это выполнение техники упражнений).
6) потребности заниматься физкультурой с первого класса – необходимое условие успешного осуществления физического воспитания.
Со дня существования школьного предмета «физическая культура» учителя – практики работают над проблемой повышения качества урока физкультура. Причем основные усилия их поисков направлялись на повышение плотности урока, как основной организационной формой физического воспитания, является урок, увеличение объема и интенсивности нагрузки, совершенствование техники при выполнении тех или иных физических упражнений. На уроках учим делать, что и как нужно делать дома, чтобы стать сильным, ловким, смелым, выносливым.
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
Работая вновь в первых классах, прихожу к выводу, что трех уроков недостаточно, но существуют и другие формы работы с учащимися, например «урок после уроков». Все формы работы представляют стройную систему воздействий, направленных на наиболее действенное и полное разрешение задач всестороннего физического воспитания учащихся.
Главное требование к организации физического воспитания - вовлечь всех первоклашек в ежедневные занятия физической культурой, как на уроках, так и во внеурочное время, пересмотреть требования к ним или увеличить их количество и обратить внимание на физическое образование. А главное воспитывать устойчивую потребность к физической культуре во внеурочное время и самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома. Тогда учащиеся будут иметь конкретное представление, чем и как им надо заниматься во внеурочное время в школе и дома и не три раза в неделю , а каждый день.
Систематические занятия физической культурой и соблюдение гигиенических требований особое имеют значение для первоклашек.
Умение пользоваться режимом труда и отдыха во время выполнения физических упражнений, а главное выполнение физической нагрузки, ее объема и интенсивности, связанных с заданием на дом, правильно дышать, красиво и свободно ходить, для этого необходимо предварительное обучение на уроках с учителем физической культуры. Надо научить учащихся первых классов – это не только просто выполнить упражнения, а выполнением упражнений технично и качественно. Выросла необходимость в индивидуальной работе с каждым учеником. Конечно, у учителя на индивидуальную работу требуется больше времени, но времени отведённого на один стандартный урок не хватает, чтобы в полной мере выделить и оценить качество выполнения каждого ученика из класса, а для этого нужны дополнительные занятия после уроков.
Если ребенок научиться выполнять упражнения качественно и технично с помощью учителя, то конкретные задания на уроках и у него будет получаться, и при самостоятельном выполнении физических упражнений, ребенок игнорировать их не сможет и будет с удовольствием выполнять их дома.
Учащиеся, зная, что кувырок на результат приниматься не будет в первом классе, больше уделяют внимание в правильности и технике выполнения и в школе и самостоятельно дома.
К примеру, кувырок вперед и назад очень сложно впервые выполняется учащимися, но когда учащиеся проходит каждый через мои руки с соблюдением поэтапно выполнением техники, то уверенно выполняют уже сами очень технично, и у них появляется вера в свои способности, главное дать раскрыть себя и поверить в свои силы. У ученика вырастает понятие, что все его старания и правильное выполнение упражнения, результат долгой работы и оцениваются учителем и самими же учащимися этого класса.
И показателями этих сдвигов и качества выполнения физических упражнений, служат в основном критерием воспитания и успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура».
Также большое значение для воспитания учащихся в первом классе необходимо воспитание таких качеств, как моральных качеств средствами физической культуры, таких как воля, чувство коллективизма, дисциплинированность, при оценке выполнения упражнений все это учитывалось и это стало основой успешных результатов именно в первом классе.
На данный момент наша гимназия считается лучшей в городе и районе, по постановке физкультурной и спортивной работе. Вот уже 43 года работаю в гимназии наблюдаю и делаю выводы. Работаю с учащимися с первого класса и довожу их до 11 класса в данной мне организации, регулярно проверяю домашнее задание, провожу своеобразные внутриклассные и внутришкольные , муниципальные, республиканские и Всероссийские соревнования, на которых каждый ученик бил свои личные рекорды, демонстрировал достижения в своей физической подготовке.
Делая вывод
Правильная организация физического воспитания является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности учащегося, но и повышение его умственной работоспособности, это крайне важно для первоклассника.
Качество урока физкультуры в первом классе все- таки надо оценивать не по объему физической нагрузки, а по объему знаний, техники выполнения физических упражнений, полученных учащимися во время урока и самостоятельными занятиями вне школы или после уроков группе продленного дня. А как учитывать наличие этих качеств? Я делаю с помощью тестирования. При этом необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Задания на дом должны задаваться упражнения общеразвивающего характера, подводящие к выполнению программных требований и норм комплекса ГТО. Упражнения не должны требовать использования инвентаря и оборудования, которые просто невозможно иметь в домашних условиях.
Рациональное проведение проведения мероприятий по физическому воспитанию в режиме каждого дня, расширяет их функциональные возможности организма, повышает продуктивность умственного труда, уменьшает утомляемость и такие дети реже болеют.
И в заключение хочу обратить внимание на проведение занятий в группах продленного дня - это единственный выход совершенного физического воспитания учащихся первых классов, да и начальной школы.
Литература
1.Журнал «Физкультура в школе»-1999 год
2. Урок после уроков,издательство «Физкультура и спорт», 1987 год, М.Г.Каменер
3.Физкультурно-оздоровительная работа в школе, издательство «Просвещение»,1988 год
4. Физическое воспитание учащихся первых классов, Н.А.Козленко,Киев, «Рядянськая школа», 1988 год.
5. Игры на переменах для младших школьников,издательство «Физкультура и спорт», 1985 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.