Остановимся кратко на вопросе о физических наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые родители. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!»
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ.
Остановимся кратко на вопросе о физических наказаниях,
сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые
родители. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с
болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и
«буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в
чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто
бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не
буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех
органов организма, — отмечает Б. Ф. Ломов, что приводит к
повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение
тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а
также увеличение чувствительности всех анализаторов.
Это
обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно,
предусмотрительность поведения».
Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей,
проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет
признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает
иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся,
быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки
покорности и послушания. Родителям в этих случаях невдомек, что
подчиняется, просит прощения и т. п. не их ребенок, что сознание
ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его
языком с ними говорит инстинкт самосохранения, животная эмоция
страха. [17, стр. 149152]
На основании данных исследования П. П. Распопова в книге «О
фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми
индивидуальнопсихологическими особенностями учащихся» можно
предположить, что использование физических наказаний ведет к
образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной
фазы, характеризующейся крайней резкостью и напряженностью
реакций, независимо от силы и длительности болевых ощущений,
охранительным торможением, охватывающим деятельность коры
больших полушарий, возникновением явлений «затмения» и большой
склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно
прочно фиксироваться, становиться одним из личностных качеств.
Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуально
личностных и возрастных особенностей проявления фазовых состояниймогут быть весьма различными. При определенных условиях внешней
реакцией на использование физического наказания может стать полное
безразличие, являющееся, однако, признаком серьезных сдвигов нервных
процессов в сторону патологии.