ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Остановимся кратко на вопросе о физических наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые родители. Нетрудно понять, что физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!»
Иконка файла материала ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ.doc
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ. Остановимся   кратко   на   вопросе   о   физических   наказаниях, сторонниками которых в наши дни продолжают оставаться некоторые родители.   Нетрудно   понять,   что   физические   наказания,   связанные   с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что наказываемый ребенок будто бы «понял свою ошибку», объясняется его крик: «Простите, я больше не буду!» «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов   организма,   —   отмечает         Б.   Ф.   Ломов,   ­   что   приводит   к повышению   его   реактивности.   Особо   следует   отметить   повышение тонуса скелетной мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также   увеличение   чувствительности   всех   анализаторов.   Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения». Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет   упрямство,   не   подчиняется   их  требованиям,   не   хочет признавать   их   правоту   и   свои   ошибки,   физическое   наказание   создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого долго упрямившийся, быстро   подчиняется,   просит   прощения,   проявляет   все   признаки покорности   и   послушания.   Родителям   в   этих   случаях   невдомек,   что подчиняется,   просит   прощения   и   т.   п.   не   их   ребенок,   что   сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком   с   ними   говорит   инстинкт   самосохранения,   животная   эмоция страха. [17, стр. 149­152] На   основании   данных   исследования   П.   П.   Распопова   в   книге   «О фазовых состояниях возбудимости мозговой коры в связи с некоторыми индивидуально­психологическими   особенностями   учащихся»   можно предположить,   что   использование   физических   наказаний   ведет   к образованию у воспитанника состояния так называемой пароксизмальной фазы,   характеризующейся   крайней   резкостью   и   напряженностью реакций,   независимо   от   силы   и   длительности   болевых   ощущений, охранительным   торможением,   охватывающим   деятельность   коры больших   полушарий,   возникновением   явлений   «затмения»   и   большой склонностью к аффектам. Такое фазовое состояние может относительно прочно фиксироваться, становиться одним из личностных качеств. Следует   иметь   в   виду,   что   в   зависимости   от   индивидуально­ личностных и возрастных особенностей проявления фазовых состояниймогут быть весьма  различными.  При  определенных условиях внешней реакцией на использование физического наказания может стать полное безразличие, являющееся, однако, признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.