ТЕМА: «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС» Урок в 7 классе. Цель урока: углубить знания обучающихся в предметной области «Физика», способствовать развитию мышления, учить объяснять физические явления и применять полученные знания в нестандартных ситуациях, воспитывать навыки коллективной работы.
Оборудование: физические приборы, карточки с вопросами.
Тип урока: нестандартный урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент. Создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включение в учебную деятельность. Приветствие учителя. Познакомить с темой урока, его целями и задачами.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нему мы готовились на протяжении всего 7 класса, как только начали изучать физику.
Проведем урок в форме игры, где вы покажете свои знания. (класс делится на 2 команды, выбирается жюри из сильных учеников, остальные обучающиеся - болельщики).
2.Актуализация опорных знаний:
« РАЗМИНКА» Вопросы задает учитель (каждый правильный ответ-1 балл).
1 команда: 1. Методы научных исследований?
2.Частицы, из которых состоят молекулы?
3.Каким прибором измеряют силу?
4.Какие виды энергии вы знаете?
2 команда: 1. Твердое состояние наиболее распространенной в природе жидкости?
2.Каким прибором измеряют атмосферное давление?
3.Какой ученый, сделав открытие, крикнул «Эврика»?
4.Что такое работа в физике?
3. Обобщение и закрепление знаний:
« ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ» Команды проводят конкурс ( команды задают вопросы друг другу, каждый правильный ответ-2 балла). 1.Команда: 1.Против лома нет приема (ломом в данном случае выступает рычаг, с его помощью, даже приложив маленькую силу, получим большой выигрыш сил.)
2. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
3. Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
4. Коси коса, пока роса, роса спала, работа пропала. (Роса смазывает поверхности косы и травы, уменьшая силу трения).
5. Что такое сила? (Физическая величина, которая измеряется в ньютонах).
6. С глубиной давление …(увеличивается)
7. Как зовут учителя физики?
2.Команда.
1. Что является самым простым механизмом? ( Рычаг).
2. В гололедицу тротуары посыпают песком, для чего? (чтобы увеличить силу трения).
3. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (ньютон).
4. Приведите примеры гидравлических механизмов (пресс, насос).
5. Что можно измерить с помощью линейки? (длину, высоту, ширину).
6. Он ввёл в науку слово «физика». (Аристотель)
7. Сколько окон в кабинете физики?
«СПЛЕТИ ВЕРЕВОЧКУ» (Задания дает учитель, каждый правильный ответ-1 балл).
1.Команда пересчитывает все физические величины, которые выучили в 7 классе и записывает их на доске.
2.Команда перечисляет все измерительные приборы, которыми пользовались в 7 классе и записывает их на доске.
«КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ» (Задание дает учитель. Можно принести своей команде дополнительные баллы).
1.КПД
Работа бывает полезной,
Однако не вся, не всегда.
Пример - вот сосуд железный,
В котором стоит вода.
Ее поднимать нам надо
На некоторый этаж, Но с ней или к ней в награду
Сосуд поднимается наш.
И часть лишь от всей работы
Полезною будет здесь. Какую - дают расчеты,
И вот - КПД у нас есть.
Вопросы:
1. Как повысить КПД во время подъема воды на этаж?
2.Напишите формулу КПД механизма, через работу и через мощность.
2.УТЮГ
Скользит утюг чугунный, старый По белой свежей, простыне,
Пыхтя, кряхтя горячим паром,
Как старичок пыхтит во сне.
Но чтобы он ходил кругами
Не раз, не два. А много раз, Его толкают наши мамы, Работу делая для нас. А велика ль эта работа?
Коль думаешь мала – неправ.
Измерим мамины заботы,
Работу силы рассчитав.
Вопросы:
1. Как измерить силу, с которой мама толкает утюг, двигая его равномерно?
2.По какой формуле найти работу этой силы? Какие измерения для этого необходимы?
Проверка ответов команд.
« КОНКУРС КАПИТАНОВ» ( Вопросы задает учитель, каждый правильный ответ-1 балл).
1. 1.Наука, изучающая природные явления (физика)
2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)
3.Прибор для измерения силы (динамометр)
4.В чем измеряется объем? (м3)
5.Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
6.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)
7.Сила измеряется в … (ньютон)
8.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)
2. 1.Прибор для измерения массы тела (весы)
2.Из чего состоят все тела? (молекула)
3.Какой буквой обозначают время? (Т)
4. В формуле F=mg , g =…(9,8 м/с2) 5. Единицей измерения скорости является (м/с)
6. Формула силы упругости (F=к*х)
7. Чем отличается вес тела от силы тяжести? (вес давит на опору или подвес) 8. Какие виды силы трения вы знаете? (сила трения покоя, скольжения, качения).
« ВСЕМ ИЗВЕСТНО» Задания для всего класса. Какие физические явления Вы замечали в быту?
( Примерные ответы: для увеличения давления мы затачиваем ножницы и ножи, используем тонкие иголки, в быту мы часто используем простые механизмы: рычаг, винт, ворот, клин, чтобы увеличить трение, мы носим обувь на рельефной подошве и т.д.) ВОПРОСЫ ОТ ЖЮРИ: 1.Перевести в Си 54 км /ч 2. Что имеют в виду, когда говорят: « Пошло дело, как по маслу» 3. .Прибор для измерения времени. 4. Сколько граммов в килограмме. 5. Вещество, из которого сделаны гвозди. 6. Прибор для измерения объёма жидкости
Рефлексия: (урок понравился - поднимите раскрытую ладонь, не понравился - поднимите кулачок)
Подведение итогов урока: выставление оценок.
Домашнее задание: Девочкам - какие физические приборы есть у мамы на кухне? Мальчикам - какие физические приборы есть у папы в гараже ( в кладовке). Перечислить названия и дать краткую физическую характеристику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.