физика_10_краткосрочный план Основное уравнение состояния газа

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала физика_10_краткосрочный план Основное уравнение состояния газа.docx

План урока № 43

Раздел долгосрочного плана:

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество учащихся:

 

 

Тема урока

Уравнение Менделеева – Клайперона. Решение задач.

 

Цели обучения

10.3.2.1 - применять уравнение состояния идеального газа при решении задач

Цели урока

o          Познакомиться с уравнением состояния идеального газа;

o          записать это уравнение в классическом виде;

o          сформулировать следствия, вытекающие из уравнения состояния        идеального газа;

o          научиться использовать полученные уравнения при решении задач.

Критерии оценивания

Записывают уравнение состояния газа и характеризуют все параметры уравнения.

 Решают задачи, в которых нужно использовать уравнения состояния газа.

Языковые цели

Вовлечение учащихся в диалог-дискуссию. Полезные фразы для построения диалога:  при переходе газа из одного состояния в другое меняются следующие макроскопические параметры…

Учащиеся могут…

В устном или письменном виде объяснить причинно-следственную взаимосвязь и описать зависимость

Предметная лексика и терминология:  взаимодействие, движение, идеальный газ, давление, объем, температура, interaction, motion

Ideal gas, pressure, volume, temperature

Серия полезных фраз для диалога/письма: нормальному состоянию газа соответствует давление 105 Па( 760 мм.рт.ст); температура 273 К. Нагревание... повышает кинетическую энергию частиц.

Привитие ценностей

 

-Проявлять уважение к одноклассникам при совместной работе.

-Развивать самостоятельность в работе, выработать необходимые навыки для обучения на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи

С химией – повторение ранее изученного материала.

Навыки использования ИКТ

Использование презентаций на интерактивной доске.

Предварительные знания

Учащиеся знакомы со строением тел, умеют работать с таблицей Менделеева.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало 1 урока

0-2 мин

 

 

 

 

3-5 мин

 

 

 

 

 

 

 

5-15 мин

 

 

 

 

 

 

1. ( Т) Приветствие учащихся.

Психологический настрой учащихся на урок. Эпиграф урока «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.»

Г. Галилей

2. Активизация мыслительной деятельности:

В начале урока:

- концентрация внимания учащихся

- совместно с учащимися определить цели урока/ЦО

- определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока.

Заполнение карты формул «МКТ газов»

KINETIC THEORY OF GASES Слайды 4-5

(учащиеся дописывают формулы, заменив знак вопроса недостающими буквами)

Самопроверка ( вводится слайд с правильно записанными формулами)

презентация

Середина  урока

16-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-38 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение нового материала.

Вывод уравнения идеального газа. Слайды 6-16

Уравнение состояния идеального газа Клапейрона-Менделеева

 

(Клапейрон (1799 – 1864) – французский физик и инженер; Менделеев Дмитрий Иванович (1834 – 1907) – великий русский учёный). Опыт даёт, что при небольших плотностях газы подчиняются уравнению (Клапейрона):

 

 

 

В соответствии с законом Авогадро моли всех газов занимают при одинаковых условиях одинаковый объём.

 

Отсюда const будет одинакова для всех газов, если количество равно 1 молю. Обозначив const=R, получим

уравнение состояния идеального газа для одного моля, где   газовая постоянная  , а   - объем 1 моля газа.

Если у нас имеется   молей, то объём будет  ,  ,     подставим в уравнение состояния для 1-го моля:

  или

 

 

Количество вещества   можно представить в виде отношения массы газа m к молярной массе газа

М   и окончательно уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона -Менделеева) для массы газа m:

 

 

     Для чего нужно уравнение состояния? Не только идеальный газ, но и любая реальная система – газ, жидкость или твердое тело – характеризуется своим уравнением состояния. Но только эти уравнения намного сложнее, чем уравнение Менделеева-Клапейрона для идеального газа.    Знать уравнение состояния необходимо при исследовании тепловых явлений. Уравнение состояния позволяет определить одну из величин, характеризующих состояние, например температуру, если известны две другие величины. Это и используют в термометрах.    

     Зная уравнение состояния, можно сказать, как протекают в системе различные процессы при определенных внешних условиях, например, как будет меняться давление газа, если увеличивать его объем при неизменной температуре, и т.д. Речь уже идет о газовых законах, которые активно работают в живой природе, широко применяются в медицине,  газообмен в легких у животных и у человека происходят тоже в соответствии с газовыми законами.

Но об этом поговорим на следующих уроках.  

                    

 Закрепление.

Применение закона состояния газа при решении задач. Слайды 17-20

1.Сколько гелия потребуется для наполнения воздушного шара емкостью

500 м3 при нормальном атмосферном давлении и температуре300 К?

 

 

 

Какова плотность сжатого воздуха при 0 0С в камере шины автомобиля? Давление 0,17 Мпа.

 

 

 

 

Критерий оценивания

дескрипторы

1.Записывают уравнение состояния газа и характеризуют все параметры уравнения.

 

 2.Решают задачи, в которых нужно использовать уравнения состояния газа.

Записывает условие задачи с переводом единиц измерения величин в СИ

Записывает формулу основного состояния газа.

Выводит из основного уравнения формулу, для нахождения неизвестной величины.

Проводит правильные вычисления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

1 мин

1 мин.

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

 

 

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся будут:

Знать, как связаны основные параметры газа, будут уметь использовать основную формулу

 

Некоторые учащиеся будут:

Связывать полученные знания с реальными жизненными ситуациями и умело использовать правила сложения для конкретных физических величин.

 

Самооценивание

 

При обсуждении результатов работы в группах и коллективной, развивается уважение к чужому мнению, умение выражать свои мысли и общаться должным образом со сверстниками и одноклассниками.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

 

Общая оценка  

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?