«Физико-географические особенности экскурсионных маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».
Оценка 4.6

«Физико-географические особенности экскурсионных маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
8 кл—9 кл
20.02.2023
«Физико-географические особенности экскурсионных маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.docx

 

 

 

Согласовано:

 

Руководитель МО                                                     Директор школы_______    Тучкова Л.Л.___ _______________   ____________

 

«  »                  2022г.            

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

курса внеурочной деятельности

 

 

 

«Физико-географические особенности экскурсионных маршрутов Маломорского побережья западного Прибайкалья».

 

(указать предмет, курс, модуль)

 

Уровень образования (класс) _основное общее  (8-9 кл.)______

                                              (основное общее,)

 

Базовый уровень

 

Черемисина Наталья Степановна, учитель географии высшей категории

 

natalia-cheremisina@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любить свою Родину, - значит, знать ее.

В.Г.Белинский

 

Пояснительная записка

 

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1].

 

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[2].

 

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

 

Варианты реализации программы и формы проведения занятий

Программа реализуется в работе с обучающимися 8—9 классов.

Программа курса рассчитана на два года с проведением занятий 1 раз в неделю.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты.

 

Личностные результаты

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

проявление интереса к способам познания;

стремление к самоизменению;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

 

установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

активное участие в жизни семьи;

приобретение опыта успешного межличностного общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

овладение универсальными учебными познавательными действиями;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

способность к совместной деятельности;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

владеть базовыми логическими операциями:

сопоставления и сравнения,

группировки, систематизации и классификации,

анализа, синтеза, обобщения,

выделения главного;

владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной

учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

 

Предметные результаты

 

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;

проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;

демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;

предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;

ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.

 

Взаимосвязь с программой
воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации

Выпускник научится:

Различать особенности географического положения Иркутской области и отдельных  районов ( Малого моря); влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования ;  особенности расселения и урбанизация; национальный ; религиозный и т.д.     

 Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей экскурсионных маршрутов ,устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы.

 Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов.

 

 

1.      Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности.

Основное содержание по темам

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

8 класс- 34 часа

Введение 1 ч

Работают с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской области.

Подбор научно-художественных произведений о своем области.

Территория, границы, географическое положение 1ч

Отмечают на карте границы области, еѐ крайние точки, определять их координаты, подписывать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населѐнный пункт.

 История исследования территории области. Топонимика Ольхонского района.

Музеи Иркутска. 2ч

Отмечать на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Объяснять, почему северные остроги основаны раньше, чем южные.

Курбат Иванов- история похода русских на Малое море.

Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области . Рельеф

2 ч

Изучить по картам геологическое строение, тектонические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золото, соли, слюды, подписать названия месторождений.

Изучить по физической карте формы рельефа области. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту Ольхонского района

Музей минералов.

Изделия из поделочных камней. 2 ч

Знакомство с историей и ремеслами ольхонских бурят.

Климат. Внутренние воды области.2 ч

 

Проанализировать климатическую карту  (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров).

Определение климата и составление розы ветров острова Ольхон. Характеристика реки Сарма.

Улыбка Природы. Байкал.

Посещение лимнологического музея в п. Листвянка. 4 ч

Презентация по плану о озере Байкал

« Увидеть-не значит узнать"

Почвы.  Растительность. Животный мир

Музей Природы. 2 ч

Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.

Знакомство с картой растительности. Выделение высокогорной растительности, темнохвойных и светлохвойных лесов, разной растительности равнинных территорий.

Знакомство с зоогеографической картой. Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.

Заметки Экскурсовода. 5ч

Введение. Цели и задачи, правило поведения и техника безопастности во время экскурсий. Нормы проведения в лесу, у водоемов ,на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила гигиены туриста. Учится составлять тексты для эускурсий

  Познавательная игра, туристкокраеведческая.( Виртуальные очки)

Заметки фототографа5ч

 

Виды и жанры фотографии. Режимы и возможности цифровых камер. Оптика.

Оборудование. Основы композиции. Техника съемки. Пейзажи , макросъемка.

Туристическое снаряжение, узлы 2ч

Узлы и их применение в туризме.

Виды узлов.

 Ориентирование.2ч

Техника ориентирования. Приемы пользование компасом. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компасом и карты, по объектам местности. Тренировки по  ориентированию.

Доврачебная помощь 3 ч

Первая помощь при травмах, наложение повязок, шин. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП

Походы выходного дня. 7 ч

Поход выходного дня, техника пешего туризма, сбор краеведческого материала.

9 класс- 34 часа

Введение. Искусство разговорной речи. 4ч

 

Работа над техникой речи

Форма и содержание – это основные аспекты, характеризующие речь. Форма представляет собой техническую сторону вопроса. К ней относятся: дикция, громкость голоса, темп речи. Под содержанием понимается смысловое наполнение, т. е. правильно оформленные мысли, грамотно выстроенное выступление, умение вести дискуссию, богатый словарный запас. Чтобы речь звучала красиво, она должна быть продуманной.

 

Работа над речевыми навыками – довольно продолжительный процесс. Она включает в себя следующие направления:

 

тренировку дикции;

отработку техники речи;

развитие речи (увеличение словарного запаса, очищение от слов-паразитов).

 

Окружающая среда и факторы опасности.

Экстремальные природные условия.1 ч

Субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные реки. Климат и погода горных районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с действием человека.

Определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности. Поведение человека в экстремальной ситуации. План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.

Снаряжение в походе.

Обеспечение питания в походе. 2 ч

Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спальника.

 Значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация. Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания.

Доврачебная помощь 2 ч

Характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах. Наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего.

Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу. 2ч

Стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам

Легенды и культурные места острова Ольхон и Малого моря. Песни туриста.

 2 ч.

   Интересные страницы истории родного края. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор : человек, судьба, профессия, песни. В.Высотский: авторском исполнении (в записи).

Барды Ольхона .Ренат Байзитов « Куркутский залив» Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, чем понравилось, о чем она и т.п.

Составление плана  экскурсии « Ольхонская Земля- природой чудо сотворенное…»

 2 ч

 

В памятке представлена информация, которая поможет учащимся составить план текста.

Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.Рассмотрены виды плана

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Дана инструкция к составлению того или иного вида плана

 

Пешие экскурсии по Малому морю

Лист Успеха

« Восхождение на Пик Любви. Во время длительного подъема на пик вы насладитесь ароматами степного разнотравия, перед вами, как на ладони развернется захватывающая панорама заливов Малого моря и Большого Байкала.

Водные экскурсии по Малому морю

Лист Успеха

Заливы Малого моря

Ольхонские ворота.

Морская прогулка по заливам Малого моря- возможность полюбоваться пляжами и бухтами Малого моря и островом Ольхон, древние отвесные скалы, каменные россыпи и утесы Большого Байкала, бездонная синева байкальских глубин.

 

Автомобильные экскурсии по Малому морю.

Лист Успеха

Пещера Мечта-

одна из самых красивых и таинственных байкальских пещер…

Спуск в пещеру под руководством опытных спелеологов. Пещера Мечта- трехэтажная, имеет множество гротов, залов, ходов. По красоте и богатству натечных образований эта пещера одна из самых примечательных в Прибайкалье.

Тажеранская степь через объектив. Визуальная экскурсия по заповедному  Прибайкалью.

Лист Успеха

Маршрут проходит по уникальной Тажеранской степи

( скалы-останцы в виде различных животных и завораживающая панорама Большого Байкала, с высоты птичьего полета), посещение бухты

« Змейка», «Плюшевые горы», мыс « Крест»,

 « Орсо»- бухта плоских камней.

 

 

 


Демонстрационный материал.

Географические карты:

1 .Физическая карта мира.

2. Физическая карта полушарий.

3. Карта природных зон.

4. Политическая карта мира.

5. Физическая карта Иркутской област

6..Федеративное устройство России

Технические средства обучения.

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Интернет-ресурсы

1.              Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

 

 

2.              Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

 

 

 

3.              Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

 

 

4.              Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

 

 

 

5.              Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

 

 

6.              Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/

 

 

7.              Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ )

Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru /)

Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение

 

«Необыкновенный путешественник»: (http://skiv.instrao.ru )

«Люди, сделавшие Землю круглой»:

«Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020

«Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)  Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражения

Письменное самовыражение

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

 

Ситуации «Соседи», «В детском лагере»

«Книга из интернета» (http://skiv.instrao.ru)

 

«Милорд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

9 кл., Видеть глазами души,

9 кл., Как защищаться от манипуляций,

9 кл., Транспорт будущего 

«Узнай свою страну»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/)

Домашние животные», «Здоровое питание» (http://skiv.instrao.ru/)

Уровнь ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ

(http://skiv.instrao.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1. Создание презентации «Открытие и освоение территории Ольхонского района»

2. Исследование «Оправдан ли приход казаков на ольхонскую землю?».

3. Создание наглядного пособия «Тектонические формы рельефа острова Ольхон».

4. Исследование «Грозит ли озеру Байкал экологическая катастрофа».

5. Создание карты «Глубин Маломорского побережья».

6. Составление карты «Природные уникумы Иркутской области».

7. Создание презентации «Памятники всемирного наследия на территории Восточной Сибири».

8. Создание презентации «Природные уникумы Сибири».

9. Составление экологической карты  Иркутской области

 

Литература

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании.

2.                  Бояркин В.М., Бояркин И.В., Н.М. География Иркутской  области: энциклопедический справочник.- Иркутск: Изд-во «Сарма», 2011. - 255 с.

3.                  География Иркутской  области: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы/Под ред. Бояркин В.М., Бояркин И.В.- И.: Сарма, 201

4.                  . Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.

5.                  Ефимов, С.И. Художественная и научно-популярная литератур на уроках физической географии /С.И. Ефимов// География в школе. – 2004. - №6.-С. 69-73.

6.                  Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии / М.Б. Журавская// География в школе.– 2004. - №1.- С. 65-68.

  1. «Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
  2. В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]     Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

[2]     Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

Согласовано: Руководитель МО

Согласовано: Руководитель МО

Любить свою Родину, - значит, знать ее

Любить свою Родину, - значит, знать ее

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению)

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению)

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в…

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных…

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных…

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся

Предметные результаты Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы» : умение объяснять…

Предметные результаты Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы» : умение объяснять…

Выпускник научится: Различать особенности географического положения

Выпускник научится: Различать особенности географического положения

Геологическое строение и полезные ископаемые

Геологическое строение и полезные ископаемые

Заметки фототографа5ч Виды и жанры фотографии

Заметки фототографа5ч Виды и жанры фотографии

Окружающая среда и факторы опасности

Окружающая среда и факторы опасности

Стороны горизонта. Пользование компасом в походе

Стороны горизонта. Пользование компасом в походе

Водные экскурсии по Малому морю

Водные экскурсии по Малому морю

Демонстрационный материал. Географические карты: 1

Демонстрационный материал. Географические карты: 1

Портал ИСРО РАО ( http://skiv.instrao

Портал ИСРО РАО ( http://skiv.instrao

Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии /

Журавская, М.Б. Воспитание на уроках географии /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023