ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9-11 КЛАССЫ)
Оценка 4.6

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9-11 КЛАССЫ)

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа +1
11 кл
12.01.2017
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (9-11 КЛАССЫ)
Уже великое небесное светило Льющее с высот обилие и свет, Начертанным путем годичный круг свершило, И в ново поприще в величии грядет! Эти строки Ф. Тютчева были написаны более ста лет назад, когда век XX сменял XIX. Но и сегодня они звучат так же возвышенно и красиво. Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие сменяется другим. И не случайно игрой «Счастливый случай» мы заканчиваем физико-математическую неделю. Итак, Добрый день, а скорее вечер! Мы приветствуем всех вас! Хоть и сумрак спустился на землю, В зале будет светло у нас!
Счастливый случай.doc

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(9-11 КЛАССЫ)

Ведущий.        Уже великое небесное светило

Льющее с высот обилие и свет,

Начертанным путем годичный круг свершило,

И в ново поприще в величии грядет!

Эти строки Ф. Тютчева были написаны более ста лет назад, когда век XX сменял XIX. Но и сегодня они звучат так же воз­вышенно и красиво.

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие сменяется другим.

И не случайно игрой «Счастливый случай» мы заканчива­ем физико-математическую неделю. Итак,

Добрый день, а скорее вечер!

Мы приветствуем всех вас!

Хоть и сумрак спустился на землю,

В зале будет светло у нас!

Эрудиты для вас постарались,

И программу предложат сейчас,

Приглашаем команды на сцену,

В добрый путь же, друзья, в добрый час!

Мы приглашаем на сцену команды, состоящие из учеников 8-11 классов.

На сцену поднимаются команды, возглавляемые капитанами. У каждого уча­стника - эмблема с названием команды. Ведущий представляет каждую команду и ее капитана.

Команда _____________________, капитан _____________________________________,

Команда_______________________ капитан _____________________________________,

Команда______________________, капитан _____________________________________,

А в зале присутствуют болельщики команд.

Аплодисменты и приветствия болельщиков.

Зрители, сидящие справа от сцены, болеют за команду__________________________

Слева от сцены - за команду_____________________________
Напротив сцены - за команду____________________________

Судить игру будет компетентное жюри:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познакомившись с жюри, приступаем к знакомству с ко­мандами.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Капитаны представляют членов своей команды, и все вместе защищают свое название и девиз.

1-й гейм. РАЗМИНКА

Командам задается по 10 вопросов. (За каждый правильный ответ жюри ставит по 2 балла.) В случае, если команда затруд­няется ответить, ей могут помочь болельщики. (Тогда команда по­лучает только 1 балл.)

Вопросы команде_______________________________

1.  Почему штатив к фотоаппаратам, к землемерным инстру­ментам, а также рояли делают трех-, а не четырехногими? (Плос­кость определяют 3 точки.)

2.  Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк? (Нет.)

3.  Узнайте, не приводя к общему знаменателю, какая дробь меньше - 20/21 или 21/22? (20/21 меньше 21/22, так как 1/21 больше 1/22.)

4.  Почему реактивные самолеты могут летать с большими скоростями только в верхних слоях атмосферы? (Плотность воз­духа мала, сопротивление движению мало.)

5.      Четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. (Параллелограмм)

6.      Простейший многогранник. (Тетраэдр)

7.      Наименьшее натуральное число. (1)

8.      Единица измерения электроемкости конденсатора (Фарад)

9.      Мигающая черточка на экране монитора (Курсор)

10.  Отрезок, соединяющий середины сторон треугольника. (Средняя линия)

Вопросы команде________________________.

1.  Что такое ортоцентр? (Точка пересечения высот треуголь­ника.)

2. Заяц, спасаясь от собаки, делает резкий прыжок в сторону, когда собака готова схватить его зубами. Почему собаке трудно поймать зайца? (Собака продолжает движение еще некоторое время по инерции.)

3. Фигура, состоящая из двух лучей, выходящих из одной вершины. (Угол)

4. Имеют ли вес жидкости и газы? (Да.)

5.      Треугольник у которого две стороны равны (Равнобедренный)

6.      Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две нет (Трапеция)

7.      Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты, а можно измерить? (Время)

8.      Как называется хорда проходящая через центр окружности (Диаметр)

9.      Что измеряют гигрометром? (Влажность)

10.  Когда судно переходит из пресной воды в соленую (морскую), его осадка становится… (меньше)

Вопросы команде______________________________

1.  Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма.)

2.  Правильный четырехугольник (Квадрат)

3. Первая женщина-математик? (С. Ковалевская.)

4.  Как стоящий на полу человек может быстро удвоить дав­ление на пол, не нагружая себя никакими дополнительными груза­ми? (Поднять ногу.)

5.      Треугольник у которого две стороны равны (Равнобедренный)

6.      Прямая, имеющая только одну точку с окружностью (Касательная)

7.      Равенство двух отношений (Пропорция)

8.      Раздел физики, изучающий законы движения (Механика)

9.      В каких единицах выражается работа (Дж)

10.  Что измеряют вольтметром (Эл. напряжение)

 

2-й гейм. «ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ»

Каждая команда задает по одному вопросу другим командам. За правильный ответ соперники получают по 2 балла. А самый ин­тересный вопрос будет оценен особо - за него команда получит приз!

На обсуждение вопроса - одна минута.

После проведения этого конкурса можно предоставить слово жюри для под­ведения промежуточного итога.

 

3-й гейм. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Ведущий. В нашей игре наметился явный лидер. Устроим за ним гонку. Поэтому в гонке за лидером мы начнем с команды, у которой меньше баллов. За каждый правильный ответ жюри ставит по 1 баллу.

Итак, вопросы команде_________________________.

1.  Почему мука, сыплющаяся из-под жерновов мельницы, го­рячая? (Увеличение трения -увеличивается температура.)

2.  Геометрию какого ученого древности до сих пор изучают в школе? (Евклида.)

3.  Является ли молния электрическим током? (Да, это крат­ковременный электрический ток в атмосфере.)

4. По какой формуле можно найти площадь треугольника, ес­ли известны длины сторон?

(По формуле Герона S= (р (р-а)(р- b)(р - с))1/2.)

5.Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики. (И. Ньютон.)

6.      Математическое предложение, не требующее доказательства (Аксиома)

7.      Какую часть числа составляют 25% (Четвертую)

Вопросы команде_______________________________.

1.  Можно ли ртутным термометром измерить температуру капли воды? (Нет.)

2. Кто вывел равенство а2 + b 2= с2? (Пифагор.)

3.  Как называются вещества, проводящие электрический ток? (Проводники.)

4.  Какие прямые никогда не пересекаются? (Параллельные, скрещивающиеся.)

5.  Для восстановления гладкости льда на катках применяют поливку горячей водой. Почему не холодной? (Горячая вода, не успев замерзнуть, разливается ровным слоем.)

6.      Какой угол опишет минутная стрелка за 10 минут (60 град)

7.      Два числа, произведение которых равно единице (взаимнообратные)

Вопросы команде____________________________.

1.  Как называется отрицательно заряженная элементарная частица? (Электрон.)

2. Что такое модуль вектора? (Его длина.)

3. Самая низкая температура в природе? (Абсолютный нуль.)

4.   Математик,  именем  которого  названа теорема,   выра­жающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет.)

5. Процесс переноса энергии в вакууме? (Излучение.)

6.      Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3)

7.      Значение переменной при решении уравнений (Корень)

4-й гейм. ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ

Заморочка 1   (2 балла). Древнегреческий ученый-философ, живший в VI в. до н. э., которому приписыва­ется высказывание «Все есть число». Согласно философ­скому воззрению этого ученого и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой кос­моса. Первые числа 1, 2, 3 и 4 означают огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел — число 10 — изобра­жает весь мир. Этот ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он?

[Пифагор.]

Заморочка 2   (1 балл). Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?

[Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.]

Заморочка 3   (2 балла). Не далеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между сту­пеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднима­ет воду на 15 см в час. Через сколько времени вода дос­тигнет третьей ступеньки веревочной лестницы?

[Ступенька не покроется водой, так как вместе с водой поднимается и корабль.]

Заморочка 4 (2 балла). Что это за предмет, кото­рый незаменим в архитектуре и строительстве и о кото­ром известный писатель Ю. Олеша, автор «Трех толстя­ков», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, хо­лодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я наме­реваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инстру­мент, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изоб­ретен в Древней Греции.

[Циркуль.]

Заморочка 5 (2 балла). История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их на­зывали клепсидрами. Почти у каждого из вас есть такая вещь. Эта вещь не имеет единственного числа.

[Часы.]

Заморочка 6

1.  Его интересы отличались большим разнообразием. Он ин­тересовался оптикой и ботаникой. Сформулировал важнейший хи­мический закон независимо от Авогадро. Много занимался зооло­гией. Его можно считать одним из основателей кибернетики. Но его основные достижения - работы по электричеству. (5 баллов.)

2. Он славился своей рассеянностью. Однажды он варил свои часы с сосредоточенным видом, держа в руке яйцо. В другой раз он шел по улице, производя в уме сложные расчеты. Он ничуть не удивился, когда перед ним возникла черная доска, спокойно достал из кармана мел и стал записывать результаты. Доска вдруг стала уда­ляться от него, и ему пришлось двигаться за ней. Доска оказалась задней стенкой кареты. (3 балла.)

3.  В Международной системе единиц среди основных есть лишь одна, названная в честь ученого. (1 балл.)

(А.-М. Ампер.)

 

«И ФИЗИКА, И ЛИРИКА»

Ведущий. Команда должна прослушать отрывок из того или иного произведения А. С. Пушкина. И ответить на вопрос физиче­ского содержания, сформулированный на основе прочитанного стихотворения. На обдумывание дается 30 секунд. Если ответ ко­манды является верным, ей присуждается 3 балла.

1. Из романа «Евгений Онегин».

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Вопрос. Какое физическое явление при этом происходило? (Конденсация водяного пара.)

2. Из романа «Евгений Онегин».

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

Вопрос. О каких тепловых явлениях идет речь в этом четве­ростишии? (Нагревание и испарение.)

3. Из романа «Евгений Онегин».

Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись...

Вопрос. Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек? (Охлаждение чая в блюдечке происходит быстрее, чем в чашке, так как площадь соприкосновения чая с относитель­но холодным воздухом больше.)

 

5-й гейм. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

На выполнение всех заданий командам дается 4 минуты. В случае правильного ответа команда получает 3 балла за каждый вопрос.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Командам выдаются 3 одинаковых прямоугольных параллелепипеда, с плотно намотанной по всей длине бруска проволокой одинакового диаметра. Также командам даются значения длины, ширины и высоты брусков.

Ведущий. Для выполнения задания вам необходимо найти длину и диаметр проволоки, не разматывая ее и не пользуясь линейкой. (Диаметр проволоки равен длине бруска, отнесенной к одному витку проволоки. Длина проволоки равна периметру осно­вания бруска, умноженному на число витков.)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.  Вода налита в сосуды различной формы до одного уровня. Площадь основания АВ у всех сосудов одинакова. В каком из со­судов сила, действующая на дно сосуда АВ со стороны жидкости, больше, а в каком - меньше? Почему? (Одинаковы, так как давле­ние на АВ со стороны жидкости зависит от высоты столба воды над АВ. Высоты жидкости во всех случаях одинаковые. Следова­тельно, давление на АВ во всех случаях будет одинаковым. Так как площади АВ одинаковы, то и сила, действующая на АВ со стороны воды, во всех сосудах будет одинаковой.)

2. Что теплее, три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки, так как между ними всегда есть воздушная про­слойка, а воздух обладает плохой  теплопроводностью. Поэтому теплообмен будет идти медленнее, если надеты три рубашки, чем в случае, если надета рубашка тройной толщины.)

3.  Даны два шара одинакового объёма. Один шар сделан из стали, другой - из дерева. Оба шара опустили в воду.

На какой из этих шаров будет действовать большая выталки­вающая сила? Почему? (Выталкивающая сила, действующая на оба шара, одинаковая, так как она зависит от объёма тела и не зависит от материала, из которого оно изготовлено. Объёмы обеих тел одинаковы.)

 

 

Конкурс болельщиков «Сказка становится былью»

Ведущий. Мы приглашаем по три болельщика от каждой ко­манды. Вы должны ответить на вопрос: какой аналог в современ­ной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам.

Далее ведущий называет сказочных персонажей и предметы, а болельщики дают аналог этим персонажам и предметам в современной жизни.

Например:

«Ковер-самолет» - самолет, аэроплан, вертолет и т. д.

«Сапоги-скороходы» - автомобиль и т. д.

Выигрывает та команда болельщиков, которая подберет большее количе­ство аналогов. Та команда, болельщики которой выигрывают, получает 5 баллов.

Предметы и аналоги:

Ведущий. Дудка-самогудка.

Ученик. Магнитофон, радио.

Ведущий. Волшебное колечко.

Ученик. Компас. Не дает заблудиться.

Ведущий. Скатерть-самобранка.

Ученик. Столовая, ресторан.

Ведущий. Топоры - саморубы.

Ученик. Электрическая пила.

Ведущий. Ведра с водой у Емели.

Ученик. Водопровод, водовоз.

Ведущий. Телега без коня у Емели.

Ученик. Машина.

Ведущий. Волшебная палочка.

Ученик. Пульт управления.

Ведущий. Живая вода.

Ученик. Лекарство.

Ведущий. Марья-искусница.

Ученик. Станки, которые ткут ковры, ткани. Швейная машина.

Ведущий. Ступа Бабы-Яги.

Ученик. Вертолет, самолет.

Ведущий. Яблочко на тарелочке.

Ученик. Телевизор.

«ЗАДАЧИ ПО ЗАГАДКАМ»

Ведущий. Болельщики получают загадку. Тем болельщикам, которые отгадают загадку, предоставляется право ответить на во­прос физического содержания. Если отгадана загадка, присуждается 2 балла, если же ответили и на вопрос, то еще 3 балла.

Загадки

1. Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани.) Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу - летом?

(Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колес телеги.)

2.  Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль.)

Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пре­сной реки в море? (Уменьшится, так как увеличивается плот­ность воды, а следовательно, увеличивается сила Архимеда, вы­талкивающая корабль.)

3.  Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мель­ница.)

Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при рабо­те ветряной мельницы? (Кинетическая энергия ветра превращает­ся в кинетическую энергию вращательного движения.)

4. Вода по воде плавает. (Лед.)

Вопрос. Почему лед плавает по воде? (Плотность льда меньше плотности воды.)

5. Дерево даешь - съедает, от воды же умирает. (Огонь.)

Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность.)

6. Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.) Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путем излу­чения.)

 

6-й гейм. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ»

За две минуты команды должны ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Вопросы команде_______________________________.

1.  Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? (Нет, на Луне нет магнитного поля.)

2. Чему равен 1 % от тысячи? (Десяти.)

3. Является ли человек источником света? (Да, рассеянного.)

4. Чему равна сумма чисел от двухсот до двухсот? (Нулю.)

5.  «Конь бежит, а щука лежит». О каком физическом явлении идет речь? (Река подо льдом.)

6.  Кто автор первого отечественного учебника арифметики? (Магницкий.)

7. Почему нельзя встать со стула, не наклоняясь? (Смещение центра тяжести.)

8. Чему равен один пуд? (16 кг.)

9.  Будет ли таять лед, если в комнате температура ноль гра­дусов? (Да.)

10. Чему равно наибольшее целое отрицательное число? (-1)

11. Число десятков в тысяче. (10)

12. Дробь, меньше единицы. (Правильная)

13. Сколько килограммов в половине тонны? (500кг.)

14. Кто впервые систематизировал геометрические сведения? (Евклид.)

15. Число, которое делится на все числа без остатка. (Нуль.)

16. Непересекающиеся прямые на плоскости. (Параллельные.)

17. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.)

18. Треугольник с прямым углом. (Прямоугольный.)

19. Часть прямой. (Отрезок.)

20. Какая цифра в переводе с латинского языка обозначает «никакая»? (Нуль.)

 

Вопросы команде_______________________________.

1. Автор школьных математических таблиц (Брадис, Жохов)

2.  Площадь квадрата равна 49 см2. Чему равен его периметр? (28 см.)

3.  В честь какого ученого названа одна из основных единиц измерения? (Сила тока - в честь Ампера.)

4. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Плани­метрия.)

5. Какого цвета водяной пар? (Бесцветный.)

6. Что больше: пять или корень из 28? (Корень из 28.)

7.  В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое или когда он движется? (Одина­ково.)

8. Разделите сто на половину. (Двести.)

9.  Что защищает от холода лучше: деревянная стена или слой снега, такой же толщины? (Снег, так как теплопроводность снега в два с половиной раза меньше, чем у дерева.)

10. Как называется функция ах + by + с = 0? (Линейная.)

11. Сумма длин многоугольника. (Периметр.)

12. Наибольший общий делитель взаимно простых чисел. (Один.)

13. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр. (Диаметр.)

14. Модуль нуля. (Нуль.)

15. Цифры третьего разряда. (Сотни.)

16. Наименьшее семизначное число. (Миллион.)

17. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа. (Нуль.)

18. Число, на которое делят. (Делитель.)

19. Сколько двухзначных чисел, у которых первая цифра 1? (10)

20. Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда. (Объём.)

 

 Вопросы команде_______________________________.

1.  В честь какого ученого названа единица измерения сопро­тивления? (Г. Ом.)

2. Как называется тень, отбрасываемая фигурой? (Проекция.)

3.  Камень, брошенный в воду, порождает волны, разбегаю­щиеся кругами. Какой формы получатся волны от камня, брошенного в текущую  воду?  (Круговые,  так как волны  передвинуты  па­раллельным перемещением.)

4. Как называется направленный отрезок (Вектор)

5.  Какой воздух богаче кислородом: которым дышим мы или которым дышат рыбы? (Которым дышат рыбы, так как в воздухе кислорода 21 %, а в воде - 40 %, но и углекислого газа в воде больше.)

6. Как называется сотая часть числа? (%)

7. Кипит ли вода внутри трубочек макарон? (Нет.)

8. Чему равно число «пи»? (3,14)

9. Выдающийся физик, создатель СТО. (А. Эйнштейн.)

10. Как называется знак корня? (Радикал.)

11. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто.)

12. Деление числителя и знаменателя на одно и тоже число. (Сокращение.)

13. Сколько останется у ромба углов, если один из них отрезать? (Пять.)

14. Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса.)

15. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7)

16. Географическая координата на земной поверхности. (Долгота.)

17. Результат сложения чисел или величин. (Сумма.)

18. Модуль числа -5. (5)

19. Два числа, отличающиеся только знаками. (Противоположные.)

20. Сколько вершин у куба? (8)

 

Жюри подводит итоги.

Вручение призов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ

Командам задается по 10 вопросов

Командам задается по 10 вопросов

Итак, вопросы команде_________________________

Итак, вопросы команде_________________________

Его интересы отличались большим разнообразием

Его интересы отличались большим разнообразием

АВ во всех случаях будет одинаковым

АВ во всех случаях будет одинаковым

Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пре­сной реки в море? (Уменьшится, так как увеличивается плот­ность воды, а следовательно, увеличивается сила

Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пре­сной реки в море? (Уменьшится, так как увеличивается плот­ность воды, а следовательно, увеличивается сила

Модуль нуля . (Нуль.) 15. Цифры третьего разряда

Модуль нуля . (Нуль.) 15. Цифры третьего разряда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017