ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра теории и методики биатлона
ВОРОНЦОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКОВ–ГОНЩИКОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ
В результате многолетних наблюдений и проведенных исследований выяснилось, что редко встречаются лыжники-гонщики с высоким гармоническим развитием всех необходимых качеств. Чаще всего у спортсменов одни физические качества развиты больше, другие меньше, т. е. имеются ведущие и относительно отстающие качества. Лучшие спортивные результаты показывают те гонщики, которые имеют высокий уровень развития ведущих качеств и оптимальный уровень других необходимых качеств. Лыжникам-гонщикам нерационально стремиться к высокому уровню развития всех качеств, достаточно подтянуть до среднего отстающие и иметь высокоразвитые ведущие качества. При высоком уровне развития определенного качества, упражнения, в которых это качество является ведущим, оказывают меньший тренировочный эффект на организм спортсмена, поэтому в практической работе следует учитывать воздействие одних и тех же физических упражнений на организм лыжников с разными ведущими качествами [13, c. 59].
В данной работе мы рассматриваем развитие специальной силы у лыжников – гонщиков 18 – 20 лет, имеющих достаточно высокую квалификацию (I разряд, КМС). Раньше считалось, что силовой работой с большими нагрузками нельзя заниматься до 19 – 20 лет, т.к. это может нанести вред здоровью подростка. Но в настоящее время все виды спорта омолаживаются, следовательно, получать полную нагрузку молодые спортсмены начинают раньше. В 70е гг. было установлено, что мышечная сила развивается быстрее в юношеском возрасте. Следовательно, спортсмены рассматриваемого нами возраста имеют уже сформировавшееся качество и нам необходимо только его совершенствовать. Люди данного возраста имеют полностью сформированный скелетный каркас, практически полностью сформированную сердечно– сосудистую систему и весь организм в целом. А значит спортсмены готовы, с точки зрения физиологического развития, к полноценной нагрузке без ущерба для собственного здоровья.
В лыжных гонках необходимо как можно более гармоничное сочетание всех физических качеств на достаточно высоком уровне. Только так можно показать высокий результат. У подавляющей массы лыжников ведущим качеством, развитым зачастую гораздо лучше остальных, является специальная выносливость, устойчивость к длительной скоростно–силовой работе. Она может составлять до 40% от общей физической подготовленности. Но специальная сила также, в свою очередь, является немаловажным фактором и может составлять до 20% общей дисперсии [14, c. 53].
Методы и критерии физиологической оценки мышечной силы спортсменов:
1. Динамометрия произвольной кистевой и становой силы, относительной силы мышц с учетом массы тела спортсмена в процентах:
F относ. у мужчин может достигать ≈ 65-80%, у женщин ≈ 48-50%.
2. Электромиографическая (ЭМГ) оценка характера биоэлектрической активности мышц с параллельной динамометрией в условиях произвольного изометрического напряжения или при удержании различных грузов.
3. Тензометрическая регистрация времени поддержания статического напряжения заданного уровня (60% МПС) в серии из 6 попыток с интервалом 15 сек. с параллельной регистрацией ЭМГ - характеристик. Оценивается % отношение длительности удержания напряжения в последней и первой попытке как выражение силовой выносливости, коррелирующей с мышечной композицией.
4. ЭМГ– оценка измерений биоэлектрической активности мышц при выполнении серии вертикальных прыжков в различных вариантах взрывных усилий с синхронной тензометрией динамографических параметров - компонентов взрывного изометрического сокращения мышц разгибателей голени.
5. Миотонометрическая оценка динамики мышечного тонуса (напряжения, расслабления и амплитуды /разницы/ тонуса) как выражения состояния функциональной активности нервно-мышечного аппарата. Имеет значимую положительную корреляцию с мышечной силой [r = 0,74].
6. Тензометрическая оценка динамической силы в 1-минутном прыжковом тесте с максимальными усилиями до отказа по параметрам: высоты вертикального подъема, стартовой и максимальной силы отталкивания, скорости нарастания F до максимума и времени достижения максимального усилия [24, c. 126].
На основе данных методов можно определить потенциальные возможности организма к развитию силы. Но делать это необходимо на раннем этапе, когда юный спортсмен только приходит в спортивную школу, дабы была возможность планомерно, не форсируя подготовку, длительное время с ним работать над развитием данного качества. В рассматриваемом же нами возрасте данные методы могут подсказать направление и необходимость развития специальной силы, а так же, есть ли вообще необходимость ее развивать и совершенствовать.
В лыжных гонках наиболее распространенным методом силовой тренировки является круговой метод. Он позволяет задействовать большие группы мышц, четко дозировать работу и отдых по времени. Каждое следующее упражнение круга должно включать в себя все новые и новые группы мышц. Также очень распространена силовая тренировка на лыжах и (или) лыжероллерах. Она позволяет развивать исключительно специальную силу, путем преодоления тяжелых участков трассы (преимущественно подъемов) с работой ограниченных групп мышц (только одновременный бесшажный ход или только без палок). Это позволяет развивать специальную силу верхних и нижних конечностей по отдельности. В течение одной такой тренировки применяются различные виды передвижения на лыжах или лыжероллерах, что позволяет дозировать нагрузку и задействовать необходимые группы мышц. Также распространены среди лыжников старших разрядов легкие силовые упражнения в заключительной части каждой тренировки (на «заминке»). В то же время опытные и высококвалифицированные лыжники – гонщики применяют также изометрические упражнения, но со специальной направленностью, что позволяет развить максимальный порог силы (МПС) конкретных, необходимых для более быстрого передвижения на лыжах, мышц [33, c. 114].
При развитии специальной силы спортсмен выполняет определенные упражнения. При отсутствии грамотного тренера и методического руководства, он может постоянно выполнять одни и те же упражнения. При этом его мышечный аппарат привыкает к деятельности подобного рода, задействованные в подобных упражнениях группы мышц, развиваются до высокого уровня, и данные упражнения перестают приносить желаемый тренировочный эффект. Также, при выполнении любого упражнения, спортсмен совершенствуется в технике его выполнения. Следовательно, при частом выполнении одного и того же упражнения, спортсмен постепенно прикладывает все меньше и меньше усилий для его выполнения, т.к. техника выполнения упражнения, координация движений спортсмена, при выполнении данного упражнения, так же стремятся к совершенству, как и необходимая ему сила. Так, например, при использовании силовой тренировки на лыжах одновременным бесшажным ходом, значительно совершенствуется техника этого стиля передвижения и спортсмен начинает чаще применять его по ходу дистанции. А с физиологической точки зрения этот стиль является наиболее экономичным, т.к. задействованы меньшие группы мышц. Вот так и получается, что выполняя тренировку на развитие силы, можно так же и развить технику, которая поможет тебе на соревнованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов. [Текст] / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 383 с.
2. Антонов, М.Ф. Лыжная подготовка в школе. [Текст]: пособие / М.Ф. Антонов, М.А Аграновский – Минск: Полымя, 1998. – 253 с.
3. Антонова, О.А. Лыжная подготовка методика преподавания: Учебное пособие. [Текст] / О. А. Антонов. – М.: Академия,1999. – 208 с.
4. Арансон, М.В. Актуальные вопросы подготовки спортсменов в зимних олимпийских видах спорта (по материалам зарубежной литературы): лыжные гонки, сноуборд. Информационно-аналитические материалы. – М.: «Скайпринт», 2012. – 56 с.
5. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учеб. пособие. [Текст] /А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. – М.: Наука, 2004. – 320 с.
6. Биомеханика двигательной деятельности: учеб. [Текст] / Г. И. Попов, А.В. Самсонова. - 3 е изд., стер. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
7. Бреслав, И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: Руководство для изучающих физиологию человека [Текст] / И.С. Бреслав, Н.И. Волков, Р.В. Тамбовцева. – М.: Советский спорт, 2013. – 336 с.
8. Бутин, И.М. Лыжный спорт. [Текст] / И.М. Бутин. – М.: Академия, 2000. – 201 с.
9. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2013. – 216 с.
10. Верхошанский, Ю.В. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю.В. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 2014. – 80 с.
11. Виноградов, Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. [Текст] / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб: 1999. с. 52-53.
12. Волков, Н.И. Биохимия мышечной деятельности. [Текст] / Волков Н.И., Несен Э.Н. Осипенко А.А., Корсун С.Н. М.: Олимпийская литература, 2000 г. - 504 стр.
13. Гурский, А.В. Лыжные гонки: учебное пособие. [Текст] / А.В. Гурский, В.В. Ермаков, Л.Ф. Кобзева. – Смоленск: СГАФКСТ, 2012. – 120 с.
14. Гурский, А.В. Современные средства и методы специальной подготовки лыжника-гонщика: монография. [Текст]/ А.В. Гурский, В.В. Ермаков, В.С. Шевцов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2012. – 146 с.
15. Донской, Д. Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика: Учебное пособие. [Текст] / Д.Д. Донской, Х.Х. Гросс. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 130 с.
16. Дронов, В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: Метод.пособие. [Текст] / В. Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.
17. Евстратов, В.Д. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. [Текст] / В. Д. Евстратов, Г.В. Чукардин, Б. И. Сергеев. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 319 с.
18. Ермаков, Е. Е. Техника лыжных ходов: Учебное пособие. [Текст] / Е. Е. Ермаков. – Смоленск: СГИФК, 1995. – 77 с.
19. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. [Текст] / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - М.: Олимпия, 2008. - 624 с.
20. Илькин, А.Н. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах. [Текст] // учебно-методическое пособие / А.Н Илькин., Д.Н Немытов., Ю.С Антонов. Ульяновск, 2012. – 190 с.
21. Кальюсто, Х.А. Основы техники лыжных ходов. [Текст] / Х.А. Кальюсто – Тарту, 1990. – 142 с.
22. Касаткин, М.С. Основы спортивного тейпирования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Касаткин М.С., Ачкасов Е.Е.- Электрон. текстовые данные.- М.: Издательство «Спорт», 2016. - 120 c.
23. Кондратов, А.В. Техника коньковых лыжных ходов. [Текст] / А.В. Кондратов – М.: РИО ГЦО–ЛИФК, 1990. – 73 с.
24. Коц, Я.М. Споривная физиология: Мышечный аппарат и выносливость. [Текст] / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 200 с.
25. Кузин, B.C. Методика обучения имитационным упражнениям и коньковым ходам на лыжах: учебное пособие. [Текст] / B.C. Кузин, А.А. Макаров – М. РИО РГАФК, 1998. – 215 с.
26. Куприна, О.С. Современные методы тренировки по легкой атлетике для легкоатлетов-стайеров: статья. / О.С. Куприна, С.Ю. Махов // Наука-2020. 2017. С. 24-28.
27. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – М: Cоветский спорт, 2010. - 320 с.
28. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика [Текст]: монография / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2005. – 408 с.
29. Лопухов, Н.П. Коньковый ход в технической подготовке лыжника. Теория и практика физической культуры. [Текст] / Н.П. Лопухов, А.А. Макаров – 1992, № 1. – 317 с.
30. Макаров, А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов: Учебное пособие. [Текст] / А. А. Макаров. – М.: РГАФК, 1993. – 63 с.
31. Манжосов, В.М. Техника передвижения на лыжах: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Манжосов, В. П. Марков. – М.: ГЦОЛИФК, 1990. – 83 с.
32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов Физ. Культ. [Текст] / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004. – 543 с.
33. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки. [Текст] / Р. Мохан, М. Глессон, П.Л. Гринхафф. - Киев: Олимпийская литература, 2001 г. - 295 c.
34.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.