Физиология микробов
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Физиология микробов

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
20.02.2020
Физиология микробов
Физиология микробов.docx

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

LESSON PLAN № _____

 

Топ Группа group В41

         Дата___________________________________________________________

Пәні Дисциплина  Discipline: «Основы педиатрии»

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: __________________________________________________

The theme of the lesson:

Сабақтын түрі

Вид занятия:

occupation _____________________________________________________

Сабақ мақсаты

Цель занятия:

Purpose of the   lesson____________________________________________

  1. Білімділік

Образовательная:

Educational:______________________________________________

  1.  Дамытушылық

             Развивающая:

             developmental:___________________________________________

  1.   Тәрбиелік

 Воспитательная:

            educational:______________________________________________

Пәнаралық байланыс Межпредметные связи  Interdisciplinary connections   :

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

Visual AIDS, handouts textbooks, lecture material, handouts

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ/ LESSON PROGRESS 

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть:

Organizational part приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала:

Survey and verification of the passed material: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала/ Learning new material

ЖОСПАР / ПЛАН/Plan

4. Нығайту

Закрепление нового материала/ Consolidation of new material: работа по учебнику.

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание/ Homework: ___________________________________

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам/ independent work .

7. Қорыту, подведение итогов занятия/ summarizing the lesson: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель/lecturer: Чапаксин И.В.

 

 

 

Физиология микробов

Микробы, как и все живые существа, состоят из белков (6— 14%), жиров (1—4%), углеводов, минеральных веществ и воды (70-85%).

Питание микробов. Микробы питаются белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, которые проникают в клет­ку в растворенном виде через оболочку путем осмоса (процесс диффузии через полупроницаемую оболочку). Белки и сложные уг­леводы усваиваются Микробами только после расщепления их на простые составные части ферментами, выделенными микроорганиз­мами.

Для осуществления нормального питания микробов необходимо определенное соотношение концентрации веществ как внутри клет­ки микроорганизма, так и в окружающей среде. Наиболее благо­приятная концентрация— содержание 0,5% хлористого натрия в окружающей среде. В среде, где концентрация растворенных ве­ществ намного выше (2—10%), чем в клетке, вода из клетки пере­ходит в окружающую среду, происходит обезвоживание и сморщи­вание протоплазмы, что приводит к гибели микроба. Это свойство микроорганизмов используют при консервировании продуктов са­харом (варенье) или солью (посол мяса, рыбы).

По способу питания микробы делят на: аутотрофные усваивающие углерод и азот из неорганических соединений; гетеро­трофные, к которым относятся сапрофита,— усваивающие гото­вые органические соединения мертвой природы (гнилостные бакте­рии, плесневые грибы, дрожжи); паратрофные (паразиты) - нуж дающиеся в сложных органических соединениях   живых организ­мов (болезнетворные микробы).

Дыхание микробов. Дыхание микробам необходимо для получения энергии, обеспечивающей все жизненные процессы. По способу дыхания микробы делят на: аэробы — нуждающиеся в кислороде воздуха (плесневые грибы, уксуснокислые бактерии); анаэробы — живущие и развивающиеся при отсутствии кислоро­да (ботулинус, маслянокислые бактерии), условные (факультатив­ные) анаэробы, развивающиеся как в присутствии кислорода, так и без него (молочнокислые бактерии, дрожжи).

 

Влияние условий внешней среды на микроорганизмы

Жизнедеятельность микробов находится в зависимости от усло­вий окружающей среды. Создавая те или иные условия в среде, где развиваются микробы, можно способствовать развитию полезных и подавлять жизнедеятельность вредных микроорганизмов. Пище­вые продукты могут хорошо сохраняться только при создании не­благоприятных условий для развития в них вредных микробов.

Основными факторами, влияющими на жизнедеятельность мик­робов, являются: температура, влажность, действие света, характер питательной среды.

Температура. Все микробы имеют максимальную, опти­мальную и минимальную температуру своего развития. Оптималь­ная температура для большинства микроорганизмов 25—35°С. По­этому пищевые продукты в этих условиях быстро портятся.

Минимальный температурный предел у разных микробов раз­личен. Понижение температуры замедляет или прекращает разви­тие микробов, но не убивает их. Поэтому при охлаждении (6°С) и замораживании (от —6 до —20°С) пищевые продукты хорошо сохраняются, но при оттаивании и обработке их микробы вновь на­чинают свою деятельность..

Максимальная температура (45—50°С) также приостанавлива­ет развитие микробов. Дальнейшее повышение температуры ведет к гибели вегетативных клеток, а затем и спор. На губительном дей­ствии высоких температур на микробы основаны пастеризация (60—90°С) и стерилизация (100—120°С) пищевых продуктов.

В зависимости от температуры развития микробы делят на психрофильные (холодоустойчивые), у которых оптимум развития 15°С (плесневые грибы); мезофильные (микробы, развивающиеся при средней температуре), у которых оптимум составляет 25— 37°С (болезнетворные бактерии, дрожжи); термофильные (теплолюбивые), у которых оптимум 50°С (молочнокислые бактерии).

Влажность. Повышенная влажность увеличивает количество растворимых питательных веществ, следовательно, способствует пи­танию и развитию микробов. Поэтому пищевые продукты, содержа­щие большое количество влаги (молоко, мясо, рыба, овощи, пло­ды), быстро портятся.  

Нижний предел влажности среды для развития    бактерий 20%, а плесневых грибов — 15%. Поэтому надежным способом со­хранения продуктов от порчи является их сушка до влажности ни­же указанного предела (макаронные изделия, сухофрукты).

Среда с повышенной концентрацией веществ. Как уже было сказано, микробы живут в среде с небольшой кон­центрацией растворимых веществ. При повышении концентрации соли (до 10—20%) и сахара (до 60—70%) многие микробы пол­ностью прекращают свое развитие (гнилостные, молочнокислые) в результате обезвоживания микробных клеток. Действие высокой концентрации соли на микробов используют при посоле рыбы, мя­са, а сахара — при приготовлении варенья, джема, повидла, с це­лью сохранения продуктов от порчи.

Реакция среды. Большинство микробов развивается в ней­тральной (рН=7) или слабощелочной среде (рН=8), а плесени и дрожжи — в слабокислой' среде (рН=3—6). Изменяя реакцию среды, можно влиять на ход развития микроорганизмов. На этом основаны методы консервирования овощей, плодов путем квашения (с помощью образующейся молочной кислоты) и маринования (с помощью добавляемой уксусной кислоты), в которых подавля­ется жизнедеятельность гнилостных микробов.

Свет. Прямой солнечный луч губит микробы, в том числе и болезнетворные. Особенно губительны ультрафиолетовые лучи солнца и специальных ламп БУВ, используемых для дезинфекции воды, воздуха и помещений.

Химические вещества. Многие химические соединения губительно действуют на микробы и используются для их уничто­жения. Они называются антисептиками или дезинфицирующими веществами. Так, хлорную известь, хлорамин в общественном пита­нии применяют для дезинфекции рук (0,2%), посуды и оборудова­ния (0,5%), сорбиновую кислоту — для сохранения соков. Нали­чие бензойной кислоты в клюкве, бруснике предохраняет их от пор­чи.

Биологические факторы. Микробы в процессе жизне­деятельности могут влиять друг на друга, способствуя развитию или угнетению. Последнее свойство микробов используется челове­ком в борьбе с болезнетворными микробами. Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в окружающую среду вещества — антибиотики, губительно действующие на развитие других микро­бов. Пенициллин, стрептомицин, грамицидин, биомицин — анти­биотики, широко применяемые в медицине.

Другими веществами, близкими к антибиотикам по характеру действия на микробы, являются фитонциды. Эти вещества, выде­ляемые многими растениями (луком, чесноком, хреном, цитрусовы­ми и др.), убивают болезнетворные микробы брюшного тифа, ди­зентерии, гнилостную палочку и др.

I.                    Закрепление пройденной темы урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II.                  Домашнее задание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

Физиология микробов Микробы, как и все живые существа, состоят из белков (6— 14%), жиров (1—4%), углеводов, минеральных веществ и воды (70-85%)

Физиология микробов Микробы, как и все живые существа, состоят из белков (6— 14%), жиров (1—4%), углеводов, минеральных веществ и воды (70-85%)

Температура. Все микробы имеют максимальную, опти­ мальную и минимальную температуру своего развития

Температура. Все микробы имеют максимальную, опти­ мальную и минимальную температуру своего развития

Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в окружающую среду вещества — антибиотики, губительно действующие на развитие других микро­ бов

Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в окружающую среду вещества — антибиотики, губительно действующие на развитие других микро­ бов
Скачать файл