№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
LESSON PLAN № _____
Топ Группа group В41
Дата___________________________________________________________
Пәні Дисциплина Discipline: «Основы педиатрии»
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: __________________________________________________
The theme of the lesson:
Сабақтын түрі
Вид занятия:
occupation _____________________________________________________
Сабақ мақсаты
Цель занятия:
Purpose of the lesson____________________________________________
Образовательная:
Educational:______________________________________________
Развивающая:
developmental:___________________________________________
Воспитательная:
educational:______________________________________________
Пәнаралық байланыс Межпредметные связи Interdisciplinary connections :
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал
Visual AIDS, handouts textbooks, lecture material, handouts
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ/ LESSON PROGRESS
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть:
Organizational part приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного материала:
Survey and verification of the passed material: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу
3. Жаңа тақырыпты зерделеу
Изучение нового материала/ Learning new material
ЖОСПАР / ПЛАН/Plan
4. Нығайту
Закрепление нового материала/ Consolidation of new material: работа по учебнику.
5. Үй тапсырмасы:
Домашнее задание/ Homework: ___________________________________
6. Өзіндік жұмысы
Самостоятельная работа: работа по учебникам/ independent work .
7. Қорыту, подведение итогов занятия/ summarizing the lesson: выставление оценок с комментариями.
Оқытушы
Преподаватель/lecturer: Чапаксин И.В.
Физиология микробов
Микробы, как и все живые существа, состоят из белков (6— 14%), жиров (1—4%), углеводов, минеральных веществ и воды (70-85%).
Питание микробов. Микробы питаются белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, которые проникают в клетку в растворенном виде через оболочку путем осмоса (процесс диффузии через полупроницаемую оболочку). Белки и сложные углеводы усваиваются Микробами только после расщепления их на простые составные части ферментами, выделенными микроорганизмами.
Для осуществления нормального питания микробов необходимо определенное соотношение концентрации веществ как внутри клетки микроорганизма, так и в окружающей среде. Наиболее благоприятная концентрация— содержание 0,5% хлористого натрия в окружающей среде. В среде, где концентрация растворенных веществ намного выше (2—10%), чем в клетке, вода из клетки переходит в окружающую среду, происходит обезвоживание и сморщивание протоплазмы, что приводит к гибели микроба. Это свойство микроорганизмов используют при консервировании продуктов сахаром (варенье) или солью (посол мяса, рыбы).
По способу питания микробы делят на: аутотрофные усваивающие углерод и азот из неорганических соединений; гетеротрофные, к которым относятся сапрофита,— усваивающие готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи); паратрофные (паразиты) - нуж дающиеся в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы).
Дыхание микробов. Дыхание микробам необходимо для получения энергии, обеспечивающей все жизненные процессы. По способу дыхания микробы делят на: аэробы — нуждающиеся в кислороде воздуха (плесневые грибы, уксуснокислые бактерии); анаэробы — живущие и развивающиеся при отсутствии кислорода (ботулинус, маслянокислые бактерии), условные (факультативные) анаэробы, развивающиеся как в присутствии кислорода, так и без него (молочнокислые бактерии, дрожжи).
Влияние условий внешней среды на микроорганизмы
Жизнедеятельность микробов находится в зависимости от условий окружающей среды. Создавая те или иные условия в среде, где развиваются микробы, можно способствовать развитию полезных и подавлять жизнедеятельность вредных микроорганизмов. Пищевые продукты могут хорошо сохраняться только при создании неблагоприятных условий для развития в них вредных микробов.
Основными факторами, влияющими на жизнедеятельность микробов, являются: температура, влажность, действие света, характер питательной среды.
Температура. Все микробы имеют максимальную, оптимальную и минимальную температуру своего развития. Оптимальная температура для большинства микроорганизмов 25—35°С. Поэтому пищевые продукты в этих условиях быстро портятся.
Минимальный температурный предел у разных микробов различен. Понижение температуры замедляет или прекращает развитие микробов, но не убивает их. Поэтому при охлаждении (6°С) и замораживании (от —6 до —20°С) пищевые продукты хорошо сохраняются, но при оттаивании и обработке их микробы вновь начинают свою деятельность..
Максимальная температура (45—50°С) также приостанавливает развитие микробов. Дальнейшее повышение температуры ведет к гибели вегетативных клеток, а затем и спор. На губительном действии высоких температур на микробы основаны пастеризация (60—90°С) и стерилизация (100—120°С) пищевых продуктов.
В зависимости от температуры развития микробы делят на психрофильные (холодоустойчивые), у которых оптимум развития 15°С (плесневые грибы); мезофильные (микробы, развивающиеся при средней температуре), у которых оптимум составляет 25— 37°С (болезнетворные бактерии, дрожжи); термофильные (теплолюбивые), у которых оптимум 50°С (молочнокислые бактерии).
Влажность. Повышенная влажность увеличивает количество растворимых питательных веществ, следовательно, способствует питанию и развитию микробов. Поэтому пищевые продукты, содержащие большое количество влаги (молоко, мясо, рыба, овощи, плоды), быстро портятся.
Нижний предел влажности среды для развития бактерий 20%, а плесневых грибов — 15%. Поэтому надежным способом сохранения продуктов от порчи является их сушка до влажности ниже указанного предела (макаронные изделия, сухофрукты).
Среда с повышенной концентрацией веществ. Как уже было сказано, микробы живут в среде с небольшой концентрацией растворимых веществ. При повышении концентрации соли (до 10—20%) и сахара (до 60—70%) многие микробы полностью прекращают свое развитие (гнилостные, молочнокислые) в результате обезвоживания микробных клеток. Действие высокой концентрации соли на микробов используют при посоле рыбы, мяса, а сахара — при приготовлении варенья, джема, повидла, с целью сохранения продуктов от порчи.
Реакция среды. Большинство микробов развивается в нейтральной (рН=7) или слабощелочной среде (рН=8), а плесени и дрожжи — в слабокислой' среде (рН=3—6). Изменяя реакцию среды, можно влиять на ход развития микроорганизмов. На этом основаны методы консервирования овощей, плодов путем квашения (с помощью образующейся молочной кислоты) и маринования (с помощью добавляемой уксусной кислоты), в которых подавляется жизнедеятельность гнилостных микробов.
Свет. Прямой солнечный луч губит микробы, в том числе и болезнетворные. Особенно губительны ультрафиолетовые лучи солнца и специальных ламп БУВ, используемых для дезинфекции воды, воздуха и помещений.
Химические вещества. Многие химические соединения губительно действуют на микробы и используются для их уничтожения. Они называются антисептиками или дезинфицирующими веществами. Так, хлорную известь, хлорамин в общественном питании применяют для дезинфекции рук (0,2%), посуды и оборудования (0,5%), сорбиновую кислоту — для сохранения соков. Наличие бензойной кислоты в клюкве, бруснике предохраняет их от порчи.
Биологические факторы. Микробы в процессе жизнедеятельности могут влиять друг на друга, способствуя развитию или угнетению. Последнее свойство микробов используется человеком в борьбе с болезнетворными микробами. Многие бактерии, плесневые грибы выделяют в окружающую среду вещества — антибиотики, губительно действующие на развитие других микробов. Пенициллин, стрептомицин, грамицидин, биомицин — антибиотики, широко применяемые в медицине.
Другими веществами, близкими к антибиотикам по характеру действия на микробы, являются фитонциды. Эти вещества, выделяемые многими растениями (луком, чесноком, хреном, цитрусовыми и др.), убивают болезнетворные микробы брюшного тифа, дизентерии, гнилостную палочку и др.
I. Закрепление пройденной темы урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Домашнее задание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.