Физиология питания, санитария и гигиена
Настоящая учебная программа предусматривает изучение основ Физиология питания, теоретических основ микробиологии, понятие о гигиене труда, санитарно-пищевое законодательство и организация санитарно – пищевого надзора.
Программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала, приобретению навыков и умений в решении практических производственных ситуаций, связанных с организацией и эксплуатацией технологического оборудования.
Цель и знания дисциплины в повышение конкурентоспособности и качества профессиональности работников сферы питания, а также экономический рост государства. Учебная программа по дисциплине «Основы физиологии, санитарии и гигиены » является основой для разработки рабочей учебной программы организациями образования.
При разработке рабочих учебных программ организации технического и профессионального образования имеют права :
- Изменить объем учебного времени.
- Распределить общий объем часов учебного времени по разделам и темам.
- Заменить отдельные практические и лабораторные занятия другими, сходными по содержанию.
Введение. Общее питание о физиологии питания, микробиологии, гигиене и санитарии предприятий питания. Значение этих дисциплин для работников общественного питания.
1.1 тема. Пищевые вещества их значение: белки, жиры, углеводы.
Физиологическое значение белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма. Нарушения, возникающие при недостатке белка питании. Процесс усвоения жира в организме. Изменения, происходящие в организме человека при недостатке и избытке углеводов в питании. Суточная потребность в пищевых веществах.
1.2 тема. Пищевые вещества и их значение: витамины, минеральные вещества и вода.
Общие понятия об авитаминозах, гиповитаминозах. Характеристика водорастворимых, жирорастворимых и витаминоподобных веществ. Суточная потребность человека в витаминах. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов. Витаминизация пищи. Понятие, физиологическое значение, классификация минеральных веществ. Регуляция минерального обмена. Значение воды для организма человека. Понятие о водном обмене в организме и его регулировании.
1.3 тема. Пищеварение усвояемость пищи. Обмен веществ и энергии.
Понятие о процессе пищеварения. Схема пищеварительного тракта. Состав пищеварительных соков. Физико-химические изменения пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Роль печени в процессе пищеварения. Состав желчи и механизм ее секреции. Процесс всасывания питательных веществ в кровь и лимфу.
Понятие об обмене веществ, процесс ассимиляции диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс его регулирования в организме. Суточный расход энергии человека.
Раздел 2.Основы микробиологии.
Наука микробиология, ее содержание и задач. Понятие о микроорганизмах, роль микроорганизмов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. Краткий исторический обзор развития микробиологии. Перспективы развития науки микробиологии и микробиологической промышленности.
2.1 тема. Морфология микроорганизмов.
Общая характеристика основные формы и строение клетки, подвижность, размножение, спорообразование. Основы систематики. Роль бактерий в жизни и хозяйственной деятельности человека. Понятие о патогенных микроорганизмах. Краткие сведения об актиномицетах.
2.2 тема. Физиология микроорганизмов. Обмен веществ как главное свойство живого организма. Химический состав микроорганизмов Ферменты, их роль в жизнедеятельности микроорганизмов, понятие об эндо-и энзо- ферментов, их основные свойства условия, влияющие на активность ферментов. Использование ферментов микроорганизмов в промышленных процессах.
2.3 тема. Влияние условий внешней среды на развитие микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в природе.
Влияние биологических факторов на микроорганизмы. Симбиоз, антагонизм. Антибиотики и фитонциды. Использование этих фактор в хранении продовольственных продуктов. Использование факторов среды для регулирования жизнедеятельности микроорганизмов при приципах биоза, абиоза , анабиоза, ценоанабиоза. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Эпидемиологическая роль микроорганизмов в окружающей среды. Роль микроорганизмов в круговороте вешеств в природе.
Раздел 3.Основы пищевой гигиены.
3.1 тема. Основные сведения о гигиена труда.
Рациональная организация трудового процесса. Улучшение условий труда на производстве. Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи. Вредные привычки и борьба с ними.
3.2 тема. Личная гигиена работников предприятий питания.
Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий питания, оборудованию, инвентарю, посуде и таре. Правила личной гигиены работников предприятий питания. Санитарный
режим предприятия. Санитарная одежда и правила пользования ею. Опасность гнойничковых заболеваний рук. Ведение журнала осмотра гнойничковых заболеваний.
Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий питания, оборудованию, инвентарю, посуде, таре.
Требования к содержанию территории, планировке и устройству помещений. Требования к отделке помещений. Гигиена отопления и вентиляции. Гигиена отопления и вентиляции. Гигиенические требования к качеству воды и водоснабжения. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения. Дезинфекция и дезинфицирующие средства. Борьба с грызунами , мухами, тараканами.
Требования к оборудованию, мебели зала, инвентарю и инструментам. Требования к кухонной посуде и таре, столовой посуде. Санитарно- бактериологический контроль.
3.3 тема. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов. Санитарное требования к транспортировке , приемке пищевых продуктов. Санитарные требования к качеству продуктов, поступающих на предприятия питания. Санитарные требования к устройству и содержанию охлаждаемых и неохлаждаемых складских помещений. Санитарные требования к хранению пищевых продуктов. Санитарные требования к тепловой обработке и процессу приготовления блюд. Правила приготовления скоропортящихся мясных блюд и изделий. Санитарный контроль качества готовой продукции.
В результате изучения дисциплины учащиеся должен знать:
-- пищевые вещества и их значение;
-- понятие о процессе пищеварения и усвояемости;
-- сроки хранения пищевых продуктов;
-- общее сведения о патогенных микроорганизмах;
-- причины возникновения острых, хронических инфекционных заболеваний;
-- пищевые отравления;
Должен уметь:
-- соблюдать режим хранения продуктов;
-- культивировать микроорганизмы;
-- соблюдать профилактические мероприятие с целью предупреждения возможности возникновения острых пищевых кишечных заболеваний;
-- работать с микроскопом;
-- проводить микроскопические исследования микроорганизмов;
Производственное обучение и профессиональная практика
Целью производственного обучения является совершенствование знаний и практических навыков, полученных в процессе теоретического изучения программы по профессии повар;
-закрепление и совершенствование профессиональных навыков и умений.
- накопления опыта самостоятельного выполнения производственных заданий соответственно квалификационным требованиям 3- 4 разряда.
-приобретения навыков работы на современном оборудовании.
-освоение необходимого инвентаря и опыта наставников производства.
-изучение нормативных документов.
Данная практика ставит перед собой следующие задачи:
- углубить и закрепить теоретические знания;
- приобрести рабочие навыки по рабочим специальным процессам;
- ознакомить студентов с передовыми методами труда, бытовой техники;
- изучить производственный процесс приготовления пищи в целом.
Холодный цех.
Холодный цех организуется относится к группе доготовочных цехов. Основным назначением холодного цеха является приготовление и порционирование холодных блюд и закусок, сладких блюд по меню. Холодный цех расположен, в одном из наиболее светлых помещений. В холодном цехе осуществлялись следующие операции: приготовление салатов, нарезка сырых и вареных овощей, фруктов. Нарезка осуществлялась на овощерезательной машине.
Горячий цех.
Такое расположение оборудования в горячем цехе способствует быстрому и качественному приготовлению блюд. Горячий цех является наиболее ответственным участком производства. В этом доготовочном цехе завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и п/ф, варка бульонов, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд, а также производится тепловая обработка продуктов для холодных и сладких блюд. Из горячего цеха готовые блюда поступают непосредственно на раздачу для реализации потребителям.
Моечный цех.
Моечный цех предназначен для мытья посуды, поступающей из залов. Помещение моечной должно примыкать к залу и раздаче, для выдачи посуды для раздачи блюд и для мойки использованной посуды.
Практика по рабочей профессии (УП)
Учебная практика направлена на формирование у обучающиеся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.