Физкультминутка как фактор повышения двигательности

  • Документация
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На колоссальные школьные нагрузки, на снижение двигательной активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств, приводящих к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств - за последние годы их число увеличилось в 2 раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как 20% ребят не добирают до нормы. Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является гиподинамия. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Иконка файла материала fizkultminutka_kak_faktor_povysheniya_dvigatelnoy_akktivnosti_shkolnika.docx
Содержание 1. Введение……………………………………………..стр. 2 2.  Основная часть……………………………………...стр. 3 3. Выводы………………………………………………стр. 12 4. Список литературы …………………………………стр. 13 5. Приложение……….…………………………………стр. 14 1Введение     Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является   достаточная   двигательная   активность.   В   последние   годы   в   силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит двигательной активности, обусловливающий появление гиподинамии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.  Общая двигательная активность детей с поступлением в   школу   падает   почти   на  50%,   снижаясь   от   младших   классов   к   старшим. Школьникам   приходится   не   только   ограничивать   себя   в   движениях,   но   и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Согласно статистике, за последние 10 лет заболеваемость   детей   в   возрасте   до   14   лет   увеличилась   на   34%,   детей   в возрасте  15­17  лет  ­   на  65%.  Хронические   патологии   нарушения   здоровья обнаружены у 30% школьников средних и старших классов.               На   колоссальные   школьные   нагрузки,   на   снижение   двигательной активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых   устройств,   приводящих   к   увеличению   сердечно­сосудистых заболеваний и нервно­психических расстройств ­ за последние годы их число увеличилось в 2 раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как 20% ребят не добирают до нормы.   Существенным   фактором,   ухудшающим   здоровье   школьников,   является гиподинамия.   Дефицит   двигательной   активности   уже   в   младших   классах составляет 35­40%, а среди старшеклассников – 75­85%. Уроки физического воспитания   лишь   в   малой   степени   (на   10­18%)   компенсируют   дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья. 2Эти негативные явления современной социальной действительности и определили выбор темы, объекта и предмета исследования. Объектом   исследования  выступает   учебно­воспитательный   процесс   в общеобразовательной школе. Предметом   исследования  физкультминуток   на   повышение   двигательной   активности   школьников   в является   выявление   эффективности учебно­воспитательном процессе. Целью   исследования  является   определение   необходимости   применения физкультурных   пауз   для   оптимизации   двигательной   деятельности школьников. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ литературы по проблеме исследования; 2.   Провести   анкетирование   и   выявить   уровень   двигательной   активности школьников; 3. Разработать комплексы физкультминуток с применением нетрадиционных форм для учащихся среднего школьного возраста. Для   достижения   цели   и   решения   поставленных   задач   нами   были определены следующие методы исследования: 1.Теоретические – анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме; 2. Эмпирические – анкетирование, проводимое для учащихся 5 – 7 классов; 3.Метод   статистической   обработки   данных,   их   систематизирование   и качественный анализ. Основная часть. Наиболее агрессивными факторами на современном этапе, значимо  влияющими на формирование здоровья школьников, являются: 1. Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса   обучения,   а   также   дефицит   времени   для   усвоения   информации, которые   являются   выраженными   психотравмирующими   факторами   для 3школьника,   что   в   сочетании   с   уменьшением   продолжительности   сна   и прогулок,   снижением   физической   активности   оказывает   стрессовое воздействие на развивающийся организм.  2.   Существенным   фактором,   ухудшающим   здоровье   школьников,  Дефицит   двигательной является  низкая   двигательная   активность. активности   уже   в   младших   классах   составляет   35–40%,   а   среди старшеклассников – 75–85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени   (на   10–18%)   компенсируют   дефицит   движений,   что   явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья. 3.   Значимой   причиной   ухудшения   состояния   здоровья   школьников является  недостаточная   адекватность   современной   системы здоровьесберегающего обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. По определению А. Г. Сухарева, состояние здоровья, развитие основных   зависят   от двигательных   качеств   и   физическая   работоспособность   двигательной активности.  А. Г. Сухарев считает, что гигиенической нормой среднесуточной   двигательной   активности   являются   такие   величины двигательного   компонента   и   энергетических   затрат,   которые   оптимально оказывают   благоприятное   влияние   на   процесс   роста,   а   также   развитие   и состояние  детей  и подростков.  Рациональное  использование  разнообразных средств   и   форм   физического   воспитания   при   оптимальной   двигательной активности   оказывает   положительное   влияние   на   учащихся,   способствуя укреплению здоровья. На   растущем   организме   дефицит   движения,   сказывается     в   большей степени,   чем   на   организме   взрослого   человека.   У   детей   ограничение двигательной   активности   уменьшает   силу  выносливости     мышц,  сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц; ухудшается также координация 4снижаются   показатели   физической   работоспособности. движений, Гиподинамия изменяет костную ткань, уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ и прежде всего кальция.  Малоподвижное   положение   за   партой   или   рабочим   столом отражается   на   функционировании   различных   систем   организма   школьника. Особенно это ярко выражено:   на   работе   сердечно­сосудистой   и   дыхательной   систем:   дыхание становится менее глубоким, понижается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма   и   особенно   мозга:   снижается   внимание,   ослабляется   память, нарушается   координация   движений,   увеличивается   время   мыслительных операций;   слабое развитие мышечной системы не позволяет поддерживать тело в правильном   положении.   У   школьников   формируется   неправильная   осанка, образуется сутулость.   Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки,   подвижных   игр   на   школьных   переменах,   уроках   физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.  Примерный объем ежедневной двигательной активности Возраст (лет) Ежедневное время занятий на воздухе (час.) Гимнастика до занятий (мин.) Физкульт­ минутки на уроках (мин.) 6­7 8­9 10 11­14 15­18 3,5 3 2,5 2 2 5­6 5­7 7 6­8 6­8 5 5 5 5 5 5 Подвижные перемены (мин. ) ДА во вторую половину дня ( час.) 1­1,5 1­1,5 1­1,5 1 1 30­35 30­35 25­30 20­30 15­20Существует понятие биологической достаточности движений ­ это то количество   движений,   которое   необходимо   для   нормального   развития ребенка.   С   изменением   возраста   меняется   и   это   количество   необходимых движений: чем старше ребенок, тем больше локомоций он должен совершать для нормального формирования. Существует  научно обоснованный  физиологическим и гигиеническим нормативам объём двигательной активности учащихся: Гигиеническая норма суточной двигательной активности детей (по данным академика РАМН  А.Г.Сухарева) Возраст Локомоции (тыс. шагов) Двигательный компонент (в часах) Энергозатраты (ккал/сутки) 6 – 10 лет (оба пола) 11 – 14 лет (оба пола) 15 – 17 лет (юноши) 15­17  (девушки) 15­20 20­25 25­30 20­25 4­5 3,4­4,5 3­4 3,0­4,5 2500­3000 3000­3500 3500­4300 3000­4000 Зная   гигиенические   нормы   суточной   двигательной   активности школьников,   мы   решили   проверить   уровень   двигательной   активности учащихся МБОУ «СОШ № 55». Нами был разработан и проведен анкетный опрос среди учащихся 5 – 7 классов. Всего в анкетировании принимало 204 учащихся нашей школы. Было предложено   два   варианта   ответов:   «да»,   «нет».   В   таблицах     приведены результаты опроса детей (в таблице 1­ положительные   ответы на вопросы анкеты,     в   таблице   2   приведены   результаты   опроса   учащихся,   которые выбрали   отрицательный   ответ).   На   6   и   8   ответ   учащиеся   указывали количество   часов,   затраченных   на   работу   за   компьютером   и   просмотр телепередач (приложение 1). Проанализировав результаты   анкетирования, мы получили следующие данные.    На вопрос: 6 «считаете ли Вы себя здоровым человеком» ­ ответ «да» ­ 84%, «нет» ­ 16%;  «хватает ли Вам времени для отдыха на переменах» – «да» ­ 24%, «нет» ­ 76%;  «хотели   бы   Вы,   чтобы   учителя   использовали   в   течение   урока физкультминутку» ­ «да» ­ 70%, «нет» ­30%;  «занимаетесь ли Вы в спортивных секциях» ­ «да» ­ 42%, «нет» ­ 58%;  «ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни» ­ «да» ­ 50%, «нет» ­ 50% (приложение 2). На вопрос, как часто дети испытывают усталость на уроках, были  получены следующие ответы.   Почти всегда испытывают чувство усталости  на уроках 12,5%,  достаточно часто  ­ 17,1% учащихся средних классов.  Итоговые результаты анкетирования подтвердили, что у учащихся очень низкий уровень двигательной активности, особенно у тех детей, которые не посещают дополнительные занятия физической культурой и спортом.    Уровень   двигательной   активности   учащихся   5   –   7   классов. 7180 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Считаете ли себя здоровым 172 143 Хватает ли Вам времени для отдыха на переменах Хотели бы Вы, чтобы учитель использовал на уроках физкультминутки 86 102 Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях 49 Ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни Анкета На графике хорошо видно, что большая часть детей считает себя здоровыми людьми, но в то же время отмечается быстрая их утомляемость. Появляется потребность в движениях, психологической разгрузке. Из 204   учащихся   только   86   посещают   дополнительные   занятия   спортом, следовательно, 118 ребят не удовлетворяют свою биологическую потребность в движении.  На   основании   анализа   полученных   данных,  можно   заключить,  что   у учащихся   нашей   школы   действительно   низкий   уровень   двигательной активности. Проанализировав   полученные   данные,   мы   пришли   к   выводу,   что   в учебно­воспитательном   процессе   у   учащихся   5   –   7   классов   отмечается снижение   работоспособности   к   концу   учебного   дня.   Многие   учащиеся   не успевают   восстановиться   на   переменах,   что   приводит   к   снижению работоспособности в течение урока и, соответственно, к снижению уровня усвоения   информации   и   качества   успеваемости.   Дети   много   времени проводят сидя, как  в школе, так и дома при выполнении домашних заданий, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. 8Единственная   возможность   нейтрализовать   отрицательное   явление, возникающее   у   школьников   при   продолжительном   и   напряжённом умственном   труде   –   активизировать   двигательную   деятельность   в   системе учебных   занятий.   Таким   образом,   полученные   результаты   исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения физкультминуток на уроках с целью повышения двигательной активности школьников.  Основные задачи проведения малых форм активного отдыха в режиме дня школьников:  снизить   утомление   и   снять   отрицательные   явления   однообразного вынужденного положения за партой;   снять нервно­психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;  активизировать   внимание   учащихся   и   повысить   способность   к восприятию учебного материала;   повысить интерес школьников к занятиям физическими упражнениями;  расширить     представление   о   влиянии   физических   упражнений   на самочувствие;  формировать   знания,   умения   и   навыки   по   самостоятельному выполнению физических упражнений. Физкультурные   минутки   на   уроках   обеспечивают   активный   отдых учащихся,   переключают   внимание   с   одного   вида   деятельности   на   другой, благотворно   влияют   на   восстановление   умственной   работоспособности, препятствуют   нарастанию   утомления,   повышают   эмоциональный   уровень учащихся,   снимают   статические   нагрузки.  Физкультминутки   проводятся   в классе, во время уроков, при появлении признаков утомления у учащихся. Внешними   проявлениями   утомления   являются   учащение   отвлечений, двигательное   беспокойство,   потеря   интереса,   снижение   активности, нарушение   внимания,   ослабление   памяти,   нарушение   почерка,   снижение 9работоспособности.   Физкультминутки   могут   сопровождаться   музыкой.  Но   в   этом   случае лучше   их   проводить   на   последних   уроках,   т.к.   существует   возможность отвлечения от темпа урока и переключение внимания. На последних уроках утомление   выражено   значительнее   и   поэтому   требуется   более продолжительные   физкультминутки   с   элементами   релаксации.   Внимание акцентируется   на   моменте   расслабления   и   активизации   дыхания. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать мышечную разрядку.             По направленности и воздействию на организм учащихся упражнения малых   форм   активного   отдыха   можно  классифицировать  следующим образом:  комплексы   упражнений   общего   воздействия   для   повышения двигательной активности на уроке;   упражнения   локального   воздействия     для   снятия   мышечного напряжения с мышц, ответственных  за удержание «рабочей  позы» (мышцы шеи, плечевого пояса, спины, ног);  упражнения, способствующие развитию мелкой  моторики и  улучшению работоспособности   кистей и пальцев рук;  упражнения для улучшения мозгового кровообращения;  упражнения   для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов;  упражнения   для   предупреждения   и   снятия   нервно   ­   психического напряжения;  упражнения для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие);   упражнения  для профилактики нарушений осанки. При   подборе средств для проведения   физкультминуток необходимо отдавать предпочтение  следующим  упражнениям: 10 охватывающим  крупные мышечные группы;  направленным на различные функциональные системы организма;  не требующим сложной координации движений;  не требующим большого пространства при выполнении;  которые можно выполнять  в положении “сидя” и “стоя”;  подобранным   с  учётом   характера     и   содержания   предшествующей учебной   работы. Требования к проведению физкультминуток:  физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления;  комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;   упражнения должны быть разнообразны, меняться каждые 2 недели;  необходимо   варьировать   формы   проведения   физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения под музыку и т.д.);  применять наглядные методы;   обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;  соблюдать режим проветривания. Физиологически   обоснованным   временем   для   проведения физкультминутки, является 15­я ­ 20­я минута урока, особенно на 4, 5, 6 уроках.  Длительность физкультминуток обычно составляет от 1,5 до 3 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3­5 правильно подобранных упражнений,   повторяемых   4­6   раз.   Упражнения   подбираются   с   учётом характера предшествующих занятий и содержания текущего урока.  Рекомендации по выбору физкультминуток в зависимости от содержания и преобладающей на уроке деятельности.  Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. Мышцы ребёнка,  поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в  11состоянии длительного статического напряжения. Для устранения негативных влияний данного вида деятельности можно рекомендовать: упражнения для снятия  общего и локального утомления, упражнения для кистей рук, игровой массаж, самомассаж.  Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.  Необходимо   расширять     зрительно­   активность   в   режиме пространственную   школьного урока, регулярно применяя  комплексы упражнений для снятия утомления с глаз.   Преобладающий вид деятельности на уроке – работа с техническими средствами обучения (ТСО).  Применение   ТСО   создаёт   повышенную   нагрузку   на     ЦНС,   особенно   на слуховой   и   зрительный   анализаторы.     Необходимо   проводить   комплекс упражнений для профилактики утомления  глаз.   Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение. Работа   по   профилактике     утомления   зрительного   анализатора   во   время уроков положительно сказывается на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением   слуха   оказывает   благотворное   воздействие   на   органы   зрения. Рекомендуется   применять   гимнастику   для   улучшения     слуха,   комплексы общеразвивающих упражений с речитативами, самомассаж ушных раковин.   Преобладающий вид деятельности на уроке – задач, мыслительные   операции   (решение   выполнение контрольных заданий).  Рекомендуется   применять     дыхательную гимнастику,   упражнений   для   улучшения   мозгового кровообращения,   что   позволяет   повысить   возбудимость   коры   больших   комплексы   12полушарий мозга, активизировать   нервно­психическое состояние   с одной стороны, и способствуют снятию  умственного напряжения, с другой стороны (приложение 3). После практического внедрения физкультминуток на уроках в 5 – 7 классах было проведено повторное анкетирование.  На вопрос «Как меняется Ваша работоспособность после выполнения физкультминуток?» получили следующие ответы:   88% учащихся 5­х классов считают, что работоспособность улучшается, 8,7% считают, что она сохраняется на прежнем уровне и 3,3% считают, что работоспособность ухудшается;   среди   учащихся   6­х   классов   92,2%   считают,   что   работоспособность увеличивается,   5%   считают,   что   остается   на   прежнем   уровне   и   2,8% отмечают, что работоспособность снижается;    85,4%   учащихся   7­х   классов   считают,   что   работоспособность улучшается, у 14,6% работоспособность остается на прежнем уровне. Результат   нашего   исследования   подтверждает,   что   устойчивость умственной   работоспособности   непосредственно   зависит   от   уровня физической   подготовленности   и   режима   двигательной   активности школьников,   что   дает   основание   полагать   о   необходимости   применения физкультурных пауз на уроках, а также в режиме дня школьника.  Выводы: По   результатам   проделанной   работы   нами   подобраны   комплексы упражнений   для   учащихся   среднего   школьного   возраста,   которые   можно выполнять   как   в   процессе   учебного   времени,   так   и   во   внеурочное   время. Применение данной формы работы позволит повысить уровень двигательной активности   и   окажет   положительное   действие   на   повышение   уровня работоспособности (приложение 4). 13Список литературы: 1.Елисеева   Л.А.   Использование   нетрадиционных   средств   оздоровления школьников   на   уроках   физической   культуры   и   во   внеурочное   время: Методическое пособие. – Барнаул: Изд­во БГПУ, 2005. ­ 34с. 2.Исаева С.А. Физкультурные минутки в школе: практ. пособие/ С.А. Исаева. – 3­е изд. – М.: Айрис­пресс, 2006. – 48с. 3.Крипкова   А.Г.   Возрастная   физиология   и   школьная   гигиена.   –   М.: Просвещение, 1996. 4. http://vmede.org/sait 5. http://xn­­h1admk1b.xn­­p1ai/main 14Приложение 1. Результаты анкетирования в 5 – 7 классах  (вариант ответа ­ да) класс 5а 5б 5в 6а 6б 6в 7а 7б 7в 1 21 19 18 24 17 16 18 18 21 2 6 5 5 7 6 4 5 5 6 3 19 16 17 21 14 14 17 16 16 Анкета 5 12 10 11 14 10 12 12 9 12 4 11 7 9 12 8 8 8 11 11 6 98ч 76ч 64ч 89ч 57ч 48ч 94ч 103ч 76ч 7 21 19 21 26 21 18 19 20 22 8 34ч 39ч 27ч 69ч 61ч 52ч 59ч 45ч 66ч Результаты анкетирования в 5 – 7 классах  (вариант ответа – нет)  класс 5а 5б 5в 6а 6б 6в 7а 7б 7в 1 2 5 4 4 3 4 2 5 3 2 17 19 18 21 18 16 15 18 18 3 4 8 6 7 10 6 3 7 8 6 Анкета 5 11 14 12 13 14 8 8 16 12 4 12 17 14 16 16 12 15 14 13 7 2 5 2 2 3 2 1 3 2 8 Приложение 2. Результаты анкетирования в 5 – 7 классах № 1 Анкета Вы   считаете   себя   здоровым Да 172 Нет 32 152 3 4 5 6 7 8 человеком? Хватает  ли  Вам  времени  для  отдыха на переменах? Хотели   бы   Вы,   чтобы   учителя использовали   в   течение   урока физкультминутку? Занимаетесь   ли   Вы   в   спортивных секциях? Ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни? Сколько   времени   в   течение   дня   Вы смотрите телевизор? Есть ли у Вас компьютер? Сколько   времени   в   течение   дня   Вы проводите за компьютером? 49 143 86 102 705 187 452 155 59 118 102 17 Приложение 3. № урока Рекомендации Виды  гимнастики 1   Упражнения   дыхательной Дыхательная  гимнастика урок 2 урок гимнастики. Классический   комплекс   упражнений, включая   упражнения   для   снятия Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика утомления   с   мышц   кистей   рук   и развития мелкой моторики. 163 урок Упражнения   для   профилактики   и снятия   зрительного   напряжения   и Гимнастика для глаз Релаксация 4 урок 5­6 урок утомления. В комплекс классических упражнений можно точечный включить     самомассаж рефлексогенных зон шеи, лица,   кистей   рук   для   ушей, повышения   общего   тонуса   и умственной работоспособности,   нормализации   работы   внутренних органов. Упражнения, снимающие  позостатическое утомление,  развивающееся в опорно­мышечном  аппарате в процессе длительного  сидения за столом или партой. Гимнастика для глаз Кинезиологические упражнения Гимнастика для глаз Физкультминутки Приложение 4. Физкультминутка общего воздействия Средства Дозировк Методические указания а 1.И.п.­ стоя между партами, руки к  плечам, кисти сжать в кулаки 1­2­руки вверх, пальцы разжать,  17 4­6раз Открыть форточки.  Зеркальный показ.левая нога назад на носок,  прогнуться, вдох 3­4­и.п., выдох. То же с другой ноги. 2.И.п.­ основная стойка. 1­2­присед, руки вперёд, вдох 3­4­ и.п., выдох 3.И.п.­ руки вверх, ноги на ширине  плеч 1­3­пружинистые наклоны влево,  4­и.п., 5­7­наклоны вправо,8­и.п. Прогнуться и посмотреть  на руки. Следить за  дыханием. Темп  медленный. 4­6раз Полный присед, пятки не  отрывать от пола. Следить  за дыханием. 6­8 раз Выполнять активно, под  счёт. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук Средства Дозировк Методические указания а 1.И.п. ­ стоя, руки на поясе.  1 ­ правую руку вперед, левую вверх;  2 ­ переменить положения рук;3 ­4­  наклон головы вперёд, руки вниз,  потряхивания кистями. 2.И.п. – руки к плечам.  1­Наклон вправо, руки вверх; 2­ И.п. То же в другую сторону. 18 3 ­ 4 раза Выполнять фронтально.  Зеркальный показ. Дыхание свободное. Потрясти  расслабленными кистями.  Темп средний. 4­6 раз  Зеркальный показ. Темп3.И.п. ­ сидя, руки вверх. 1 ­ сжать кисти в кулак,  2 ­ разжать кисти.  средний. 6­8 раз Активные сжимания­ разжимания кисти. Темп  средний. 4.  И.п.­ руки  вниз,  потряхивания  кистями. 20сек Руки полностью  расслаблены. Дыхание не  задерживать. Физкультминутка для снятия утомления с  туловища Средства Дозировк Методические указания 1. И.п. ­ стойка ноги врозь, руки за  голову. 1 ­ резко повернуть таз направо.  2 ­ резко повернуть таз налево. 2. И.п. ­ стойка ноги врозь, руки за  голову.  1 ­ 4 ­ круговые движения тазом в  одну сторону,  5 ­ 8 ­ то же в другую сторону,  3­ И.п. руки вниз,  потряхивания кистями а 6 ­ 8 раз Во время поворотов  плечевой пояс оставить  неподвижным.  Зеркальный показ.  Темп  средний 4 ­ 6 раз Выполнять по большой  амплитуде. Темп средний 10 счётов Расслабленно потрясти  19кистями. Дыхание не  задерживать. 6 ­ 8 раз Наклон как можно ниже,  чётко в сторону. Темп  средний. 4.И.п. ­ стойка ноги врозь.  1 ­ 2 ­ наклон вправо, правая рука  скользит вдоль ноги вниз, левая рука  на пояс, 3 ­ 4 ­ и.п., 5 ­ 8 ­ то же в  другую сторону.  Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения  Средства 1. И. п. – сидя, руки на коленях. 1 – наклонить голову вправо; 2 – вперед; 3 – влево; 4 –и. п. 2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1­2 – поворот головы влево; 3­4 – вернуться в и. п. То же вправо. 1­2 – наклонить голову руками  вперед; 3­4 – вернуться в и.п. 5­6 – наклон назад, прогнуться; 7­8 – вернуться в и. п. 4. И. п. – сидя, руки на коленях. 3. И. п. – сидя, руки за головой. 4­6 раз Дозировк а 4­6 раз Методические указания Следить за осанкой,  плечи расслаблены.  Спина касается спинки  стула. Медленный темп. 4­6 раз в Следить за осанкой.  каждую сторону Спина касается спинки  стула. Подбородок не  опускать. Медленный  темп. Локти разведены в  стороны. Лопатки  сведены. Темп  медленный. 4 ­ 6раз в Следить за осанкой,  201 – наклонить голову влево; 2­3 – перекатить голову назад –  каждую сторону плечи расслаблены.  Медленный, плавный  вправо; 4 – вернуться в и. п. То же в другую сторону. 5. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – наклонить голову влево; 2­3 – перекатить голову вперед –  вправо; 4 – вернуться в и. п. То же в другую сторону. 6. И. п. – сидя, правая рука на  темп. 4­6 раз в каждую сторону Темп медленный.  Выполнять с амплитудой, подбородок касается  грудины . 4­6 раз в С помощью мышц шеи  поясе, левая ладонь на голове слева. 1­8 Нажимая ладонью на голову,  каждую сторону оказывать  сопротивление. Следить  стремиться ее наклонить. То же в другую сторону 7. И. п. – сидя, подбородок  положить на ладони. 1­8 – напрягая мышцы шеи, нажать  головой на ладони, стремясь  наклонить голову вперед; 9­16 – расслабиться  8.  И. п. – сидя, руки на голове   Самомассаж затылочной части  головы и мышц шеи. за осанкой. 4 раза Чередовать напряжение и расслабление  15 ­ 20 секунд Лёгкие растирания  выполнять сверху вниз в  направлении к плечам.  Движения выполнять  вдоль позвоночника. 21Физкультминутка для снятия нервно­психического напряжения с акцентом на дыхание Средства Дозировк Методические указания а 1.Стоя у парты, ходьба на месте  вдох­выдох на счёт 1 ­шаг­вдох,2  ­ выдох;   ­1­2шага­вдох,3­4­выдох 2.И.п.­ ноги на ширине плеч, руки  вниз 1­2—руки через стороны вверх,  встать  на носки ­ вдох 3­4­наклон вперёд ­ выдох  3. И.п.­ ноги на ширине плеч, руки  вниз 1­руки в стороны – вдох 2­ рывком обнять себя ­ выдох 4. И.п.­ о.с. руки вперёд 1­2 встать на носки – вдох 3­4­5­6­присед ­ выдох 20­30сек Спокойная ходьба, полный  выдох 6 раз Следить за дыханием, при  наклоне руки расслаблены.  Темп средний. 6 раз Вдох глубокий, выдох  активный. 6 раз Следить за дыханием,  продолжительный выдох,  сопровождаемый звуками  шшшшшаааа, жжжжаааа,  шшшшуууу,жжжжуууу. 5. Ходьба, на счёт вдох­ выдох(см.упр.1)  20­30 сек Темп спокойный 22Физкультминутка для мобилизации внимания Средства Дозировк Методические указания а  4 ­ 6 раз  Зеркальный показ. Темп  варьируется от медленного к  быстрому. Под счёт. И.п. – Основная стойка  1 ­ правую руку на пояс, 2 ­ левую руку на пояс,  3 ­ правую руку на плечо, 4 ­ левую руку на плечо,  5 ­ правую руку вверх,  6 ­ левую руку вверх,  7 ­ 8 ­ хлопки руками над головой,  9 ­ опустить левую руку на плечо,  10 ­ правую руку на плечо,  11 ­ левую руку на пояс,  12 ­ правую руку на пояс,  13 ­ 14 ­ хлопки руками по бедрам.        Физкультминутка – офтальмотренаж ( гимнастика для глаз) Средства Дозировк а Методические указания И.П. сидя , руки на парте 6 раз Следить за осанкой. На счет  1—4 закрыть глаза с  напряжением, на счет  1—6  раскрыть глаза. на счет 1—4 – смотреть на предмет близко стоящий ;  6 раз на счет 1—6 ­  перевести взгляд на предмет  вдаль. Глаза закрывать и открывать не быстро. Например, это может быть  какая либо метка на окне,  сфокусироваться на ней,  после чего перевести взгляд  23Круговые движения глазами  вверх — вправо — вниз — влево и  в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Посмотреть на кончик  указательного пальца, удаленного  от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4  приблизить его к кончику носа, потом, опять  же глядя на кончик пальца,  отдалять от носа на то же  расстояние. Пальминг: И.п.­ локти на стол, руки вверх,  пальцы на лбу. ­ расслабление  мышц лица, шеи,  плеч. 6 раз в каждую сторону. 10 раз за окно(на дерево, дом и  т.д.). Голову не поворачивать.  Темп средний.  Упражнение  выполнять  медленно. 1 мин. Глаза закрываются веками и  прикрываются ладонями,  чтобы свет не проникал в  глаза, но и никакого  давления на них не было.  Ладони спокойно лежат на  скулах, а пальцы находятся  на лбу.  Локти опираются на стол. Старайтесь полностью  расслабиться, избавиться от  напряжения мышц лица,  шеи, плеч и других частей  тела.  Физкультминутка для профилактики утомления слухового анализатора Дозировка Методические указания 24 Средства1.И.п. – сидя за партой 10­15  Объяснение и показ.  ­круговыми движениями ладоней по  часовой стрелке растереть уши. 2. и.п.­ ладонями закрыть ушные  растираний 12 раз раковины. ­упражнение «небесный барабан»,  легкие постукивания пальцами по  затылку.  3. и.п.­ ладонями закрыть ушные  раковины, зафиксировать  на 1  секунду, ­ резко отдернуть руки от  головы, освободив ушные раковины.  4.и.п.­ Вставить указательные пальцы во внешние слуховые проходы.  1­3 ­ легкие вращательные движения  руками вперёд, поочередно по кругу  надавливая  пальцами на боковые  стенки слуховых проходов.  4­6­ то же назад 5.и.п.­ вставить палец в наружный  слуховой проход, выждать 1 секунду,  ­резко вынуть палец из уха.  Выполняется одновременно для  обеих ушей. 6.  и.п. ­ указательными и большими  пальцами рук взять мочки ушей,  ­потянуть вниз мочки ушей. 25 Растирать медленно, до  появления тепла. Шум, возникающий в ушах,  будет отдаленно напоминать удары в барабан. 12 раз При выполнении не мешать  соседу по парте. 4 раза Выполнять плавно,  аккуратно. 12 раз  Упражнение, выполняющее  массаж  барабанной  перепонки 10 раз Выполнять медленно, не  дёргать26