На колоссальные школьные нагрузки, на снижение двигательной активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств, приводящих к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств - за последние годы их число увеличилось в 2 раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как 20% ребят не добирают до нормы.
Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является гиподинамия. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Содержание
1. Введение……………………………………………..стр. 2
2.
Основная часть……………………………………...стр. 3
3. Выводы………………………………………………стр. 12
4. Список литературы …………………………………стр. 13
5. Приложение……….…………………………………стр. 14
1Введение
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника
является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу
высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства
школьников отмечается дефицит двигательной активности, обусловливающий
появление гиподинамии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в
организме школьника. Общая двигательная активность детей с поступлением
в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.
Школьникам приходится не только ограничивать себя в движениях, но и
длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя
за партой или учебным столом. Согласно статистике, за последние 10 лет
заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей в
возрасте 1517 лет на 65%. Хронические патологии нарушения здоровья
обнаружены у 30% школьников средних и старших классов.
На колоссальные школьные нагрузки, на снижение двигательной
активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других
цифровых устройств, приводящих к увеличению сердечнососудистых
заболеваний и нервнопсихических расстройств за последние годы их число
увеличилось в 2 раза. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как
20% ребят не добирают до нормы.
Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является
гиподинамия. Дефицит двигательной активности уже в младших классах
составляет 3540%, а среди старшеклассников – 7585%. Уроки физического
воспитания лишь в малой степени (на 1018%) компенсируют дефицит
движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии
здоровья.
2Эти негативные явления современной социальной действительности и
определили выбор темы, объекта и предмета исследования.
Объектом исследования выступает учебновоспитательный процесс в
общеобразовательной школе.
Предметом исследования
физкультминуток на повышение двигательной активности школьников в
является выявление эффективности
учебновоспитательном процессе.
Целью исследования является определение необходимости применения
физкультурных пауз для оптимизации двигательной деятельности
школьников.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование и выявить уровень двигательной активности
школьников;
3. Разработать комплексы физкультминуток с применением нетрадиционных
форм для учащихся среднего школьного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач нами были
определены следующие методы исследования:
1.Теоретические – анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические – анкетирование, проводимое для учащихся 5 – 7 классов;
3.Метод статистической обработки данных, их систематизирование и
качественный анализ.
Основная часть.
Наиболее агрессивными факторами на современном этапе, значимо
влияющими на формирование здоровья школьников, являются:
1. Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация
процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации,
которые являются выраженными психотравмирующими факторами для
3школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и
прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое
воздействие на развивающийся организм.
2. Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников,
Дефицит двигательной
является низкая двигательная активность.
активности уже в младших классах составляет 35–40%, а среди
старшеклассников – 75–85%. Уроки физического воспитания лишь в малой
степени (на 10–18%) компенсируют дефицит движений, что явно
недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
3. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников
является
недостаточная адекватность современной системы
здоровьесберегающего обучения и воспитания по формированию у детей
и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и
ответственного отношения к своему здоровью.
По определению А. Г. Сухарева, состояние здоровья, развитие основных
зависят от
двигательных качеств и физическая работоспособность
двигательной активности. А. Г. Сухарев считает, что гигиенической нормой
среднесуточной двигательной активности являются такие величины
двигательного компонента и энергетических затрат, которые оптимально
оказывают благоприятное влияние на процесс роста, а также развитие и
состояние детей и подростков. Рациональное использование разнообразных
средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной
активности оказывает положительное влияние на учащихся, способствуя
укреплению здоровья.
На растущем организме дефицит движения, сказывается в большей
степени, чем на организме взрослого человека. У детей ограничение
двигательной активности уменьшает силу выносливости мышц, сокращает
объем мышечной массы, снижает тонус мышц; ухудшается также координация
4снижаются показатели физической работоспособности.
движений,
Гиподинамия изменяет костную ткань, уменьшаются ее масса и плотность,
отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ и прежде всего
кальция. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом
отражается на функционировании различных систем организма школьника.
Особенно это ярко выражено:
на работе сердечнососудистой и дыхательной систем: дыхание
становится менее глубоким, понижается обмен веществ, происходит застой
крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего
организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память,
нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных
операций;
слабое развитие мышечной системы не позволяет поддерживать тело в
правильном положении. У школьников формируется неправильная осанка,
образуется сутулость.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней
физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической
культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном,
активного отдыха в выходные дни.
Примерный объем ежедневной двигательной активности
Возраст
(лет)
Ежедневное
время
занятий на
воздухе (час.)
Гимнастика
до занятий
(мин.)
Физкульт
минутки
на уроках
(мин.)
67
89
10
1114
1518
3,5
3
2,5
2
2
56
57
7
68
68
5
5
5
5
5
5
Подвижные
перемены
(мин. )
ДА во
вторую
половину
дня
( час.)
11,5
11,5
11,5
1
1
3035
3035
2530
2030
1520Существует понятие биологической достаточности движений это то
количество движений, которое необходимо для нормального развития
ребенка. С изменением возраста меняется и это количество необходимых
движений: чем старше ребенок, тем больше локомоций он должен совершать
для нормального формирования.
Существует научно обоснованный физиологическим и гигиеническим
нормативам объём двигательной активности учащихся:
Гигиеническая норма суточной двигательной активности детей
(по данным академика РАМН А.Г.Сухарева)
Возраст
Локомоции
(тыс. шагов)
Двигательный
компонент
(в часах)
Энергозатраты
(ккал/сутки)
6 – 10 лет (оба пола)
11 – 14 лет (оба пола)
15 – 17 лет (юноши)
1517 (девушки)
1520
2025
2530
2025
45
3,44,5
34
3,04,5
25003000
30003500
35004300
30004000
Зная гигиенические нормы суточной двигательной активности
школьников, мы решили проверить уровень двигательной активности
учащихся МБОУ «СОШ № 55».
Нами был разработан и проведен анкетный опрос среди учащихся 5 – 7
классов. Всего в анкетировании принимало 204 учащихся нашей школы. Было
предложено два варианта ответов: «да», «нет». В таблицах приведены
результаты опроса детей (в таблице 1 положительные ответы на вопросы
анкеты, в таблице 2 приведены результаты опроса учащихся, которые
выбрали отрицательный ответ). На 6 и 8 ответ учащиеся указывали
количество часов, затраченных на работу за компьютером и просмотр
телепередач (приложение 1).
Проанализировав результаты анкетирования, мы получили следующие
данные.
На вопрос:
6 «считаете ли Вы себя здоровым человеком» ответ «да» 84%, «нет»
16%;
«хватает ли Вам времени для отдыха на переменах» – «да» 24%, «нет»
76%;
«хотели бы Вы, чтобы учителя использовали в течение урока
физкультминутку» «да» 70%, «нет» 30%;
«занимаетесь ли Вы в спортивных секциях» «да» 42%, «нет» 58%;
«ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни» «да» 50%,
«нет» 50% (приложение 2).
На вопрос, как часто дети испытывают усталость на уроках, были
получены следующие ответы. Почти всегда испытывают чувство усталости
на уроках 12,5%, достаточно часто 17,1% учащихся средних классов.
Итоговые результаты анкетирования подтвердили, что у учащихся очень
низкий уровень двигательной активности, особенно у тех детей, которые не
посещают дополнительные занятия физической культурой и спортом.
Уровень двигательной активности учащихся 5 – 7 классов.
7180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
Считаете ли себя здоровым
172
143
Хватает ли Вам времени для отдыха на переменах
Хотели бы Вы, чтобы учитель использовал на уроках физкультминутки
86
102
Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях
49
Ведете ли Вы активный образ жизни в выходные дни
Анкета
На графике хорошо видно, что большая часть детей считает себя здоровыми
людьми, но в то же время отмечается быстрая их утомляемость.
Появляется потребность в движениях, психологической разгрузке. Из
204 учащихся только 86 посещают дополнительные занятия спортом,
следовательно, 118 ребят не удовлетворяют свою биологическую потребность
в движении.
На основании анализа полученных данных, можно заключить, что у
учащихся нашей школы действительно низкий уровень двигательной
активности.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что в
учебновоспитательном процессе у учащихся 5 – 7 классов отмечается
снижение работоспособности к концу учебного дня. Многие учащиеся не
успевают восстановиться на переменах, что приводит к снижению
работоспособности в течение урока и, соответственно, к снижению уровня
усвоения информации и качества успеваемости. Дети много времени
проводят сидя, как в школе, так и дома при выполнении домашних заданий,
что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья.
8Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление,
возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом
умственном труде – активизировать двигательную деятельность в системе
учебных занятий. Таким образом, полученные результаты исследования
позволяют сделать вывод о целесообразности применения физкультминуток
на уроках с целью повышения двигательной активности школьников.
Основные задачи проведения малых форм активного отдыха в
режиме дня школьников:
снизить утомление и снять отрицательные явления однообразного
вынужденного положения за партой;
снять нервнопсихическое напряжение у учащихся путем переключения
на другой вид деятельности;
активизировать внимание учащихся и повысить способность к
восприятию учебного материала;
повысить интерес школьников к занятиям физическими упражнениями;
расширить представление о влиянии физических упражнений на
самочувствие;
формировать знания, умения и навыки по самостоятельному
выполнению физических упражнений.
Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых
учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой,
благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности,
препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень
учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в
классе, во время уроков, при появлении признаков утомления у учащихся.
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений,
двигательное беспокойство, потеря интереса, снижение активности,
нарушение внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение
9работоспособности.
Физкультминутки могут сопровождаться музыкой. Но в этом случае
лучше их проводить на последних уроках, т.к. существует возможность
отвлечения от темпа урока и переключение внимания. На последних уроках
утомление выражено значительнее и поэтому требуется более
продолжительные физкультминутки с элементами релаксации. Внимание
акцентируется на моменте расслабления и активизации дыхания.
Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребенка, давать
мышечную разрядку.
По направленности и воздействию на организм учащихся упражнения
малых форм активного отдыха можно классифицировать следующим
образом:
комплексы упражнений общего воздействия для повышения
двигательной активности на уроке;
упражнения локального воздействия
для снятия мышечного
напряжения с мышц, ответственных за удержание «рабочей позы» (мышцы
шеи, плечевого пояса, спины, ног);
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и улучшению
работоспособности кистей и пальцев рук;
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
упражнения для предупреждения и снятия утомления зрительного и
слухового анализаторов;
упражнения для предупреждения и снятия нервно психического
напряжения;
упражнения для активизации деятельности познавательных функций на
уроке (память, внимание, восприятие);
упражнения для профилактики нарушений осанки.
При подборе средств для проведения физкультминуток необходимо
отдавать предпочтение следующим упражнениям:
10 охватывающим крупные мышечные группы;
направленным на различные функциональные системы организма;
не требующим сложной координации движений;
не требующим большого пространства при выполнении;
которые можно выполнять в положении “сидя” и “стоя”;
подобранным с учётом характера и содержания предшествующей
учебной работы.
Требования к проведению физкультминуток:
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления;
комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
упражнения должны быть разнообразны, меняться каждые 2 недели;
необходимо варьировать формы проведения физкультминуток
(комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры
малой интенсивности, танцевальные упражнения под музыку и т.д.);
применять наглядные методы;
обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;
соблюдать режим проветривания.
Физиологически обоснованным временем для проведения
физкультминутки, является 15я 20я минута урока, особенно на 4, 5, 6
уроках. Длительность физкультминуток обычно составляет от 1,5 до 3 минут.
Каждая физкультминутка включает комплекс из 35 правильно подобранных
упражнений, повторяемых 46 раз. Упражнения подбираются с учётом
характера предшествующих занятий и содержания текущего урока.
Рекомендации по выбору физкультминуток в зависимости от
содержания и преобладающей на уроке деятельности.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. Мышцы ребёнка,
поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в
11состоянии длительного статического напряжения. Для устранения негативных
влияний данного вида деятельности можно
рекомендовать: упражнения для снятия общего и
локального утомления, упражнения для кистей
рук, игровой массаж, самомассаж.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Необходимо
расширять
зрительно
активность в режиме
пространственную
школьного урока, регулярно применяя комплексы
упражнений для снятия утомления с глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – работа с техническими
средствами обучения (ТСО).
Применение ТСО создаёт повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на
слуховой и зрительный анализаторы. Необходимо проводить комплекс
упражнений для профилактики утомления глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа по профилактике утомления зрительного анализатора во время
уроков положительно сказывается на слухе. И, в свою очередь, работа над
улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.
Рекомендуется применять гимнастику для улучшения слуха, комплексы
общеразвивающих упражений с речитативами, самомассаж ушных раковин.
Преобладающий вид деятельности на уроке –
задач,
мыслительные операции
(решение
выполнение контрольных заданий).
Рекомендуется применять
дыхательную
гимнастику,
упражнений для улучшения мозгового
кровообращения, что позволяет повысить возбудимость коры больших
комплексы
12полушарий мозга, активизировать нервнопсихическое состояние с одной
стороны, и способствуют снятию умственного напряжения, с другой стороны
(приложение 3).
После практического внедрения физкультминуток на уроках в 5 – 7
классах было проведено повторное анкетирование.
На вопрос «Как меняется Ваша работоспособность после выполнения
физкультминуток?» получили следующие ответы:
88% учащихся 5х классов считают, что работоспособность улучшается,
8,7% считают, что она сохраняется на прежнем уровне и 3,3% считают, что
работоспособность ухудшается;
среди учащихся 6х классов 92,2% считают, что работоспособность
увеличивается, 5% считают, что остается на прежнем уровне и 2,8%
отмечают, что работоспособность снижается;
85,4% учащихся 7х классов считают, что работоспособность
улучшается, у 14,6% работоспособность остается на прежнем уровне.
Результат нашего исследования подтверждает, что устойчивость
умственной работоспособности непосредственно зависит от уровня
физической подготовленности и режима двигательной активности
школьников, что дает основание полагать о необходимости применения
физкультурных пауз на уроках, а также в режиме дня школьника.
Выводы:
По результатам проделанной работы нами подобраны комплексы
упражнений для учащихся среднего школьного возраста, которые можно
выполнять как в процессе учебного времени, так и во внеурочное время.
Применение данной формы работы позволит повысить уровень двигательной
активности и окажет положительное действие на повышение уровня
работоспособности (приложение 4).
13Список литературы:
1.Елисеева Л.А. Использование нетрадиционных средств оздоровления
школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время:
Методическое пособие. – Барнаул: Издво БГПУ, 2005. 34с.
2.Исаева С.А. Физкультурные минутки в школе: практ. пособие/ С.А. Исаева.
– 3е изд. – М.: Айриспресс, 2006. – 48с.
3.Крипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.:
Просвещение, 1996.
4. http://vmede.org/sait
5. http://xnh1admk1b.xnp1ai/main
14Приложение 1.
Результаты анкетирования в 5 – 7 классах (вариант ответа да)
класс
5а
5б
5в
6а
6б
6в
7а
7б
7в
1
21
19
18
24
17
16
18
18
21
2
6
5
5
7
6
4
5
5
6
3
19
16
17
21
14
14
17
16
16
Анкета
5
12
10
11
14
10
12
12
9
12
4
11
7
9
12
8
8
8
11
11
6
98ч
76ч
64ч
89ч
57ч
48ч
94ч
103ч
76ч
7
21
19
21
26
21
18
19
20
22
8
34ч
39ч
27ч
69ч
61ч
52ч
59ч
45ч
66ч
Результаты анкетирования в 5 – 7 классах (вариант ответа – нет)
класс
5а
5б
5в
6а
6б
6в
7а
7б
7в
1
2
5
4
4
3
4
2
5
3
2
17
19
18
21
18
16
15
18
18
3
4
8
6
7
10
6
3
7
8
6
Анкета
5
11
14
12
13
14
8
8
16
12
4
12
17
14
16
16
12
15
14
13
7
2
5
2
2
3
2
1
3
2
8
Приложение 2.
Результаты анкетирования в 5 – 7 классах
№
1
Анкета
Вы считаете себя
здоровым
Да
172
Нет
32
152
3
4
5
6
7
8
человеком?
Хватает ли Вам времени для отдыха
на переменах?
Хотели бы Вы, чтобы учителя
использовали в течение урока
физкультминутку?
Занимаетесь ли Вы в спортивных
секциях?
Ведете ли Вы активный образ жизни в
выходные дни?
Сколько времени в течение дня Вы
смотрите телевизор?
Есть ли у Вас компьютер?
Сколько времени в течение дня Вы
проводите за компьютером?
49
143
86
102
705
187
452
155
59
118
102
17
Приложение 3.
№
урока
Рекомендации
Виды гимнастики
1
Упражнения
дыхательной
Дыхательная гимнастика
урок
2
урок
гимнастики.
Классический комплекс упражнений,
включая упражнения для снятия
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
утомления с мышц кистей рук и
развития мелкой моторики.
163
урок
Упражнения для профилактики и
снятия зрительного напряжения и
Гимнастика для глаз
Релаксация
4
урок
56
урок
утомления.
В комплекс классических упражнений
можно
точечный
включить
самомассаж рефлексогенных зон шеи,
лица,
кистей рук для
ушей,
повышения общего тонуса и
умственной
работоспособности,
нормализации работы внутренних
органов.
Упражнения, снимающие
позостатическое утомление,
развивающееся в опорномышечном
аппарате в процессе длительного
сидения за столом или партой.
Гимнастика для глаз
Кинезиологические
упражнения
Гимнастика для глаз
Физкультминутки
Приложение 4.
Физкультминутка общего воздействия
Средства
Дозировк
Методические указания
а
1.И.п. стоя между партами, руки к
плечам, кисти сжать в кулаки
12руки вверх, пальцы разжать,
17
46раз
Открыть форточки.
Зеркальный показ.левая нога назад на носок,
прогнуться, вдох
34и.п., выдох. То же с другой ноги.
2.И.п. основная стойка.
12присед, руки вперёд, вдох
34 и.п., выдох
3.И.п. руки вверх, ноги на ширине
плеч
13пружинистые наклоны влево,
4и.п.,
57наклоны вправо,8и.п.
Прогнуться и посмотреть
на руки. Следить за
дыханием. Темп
медленный.
46раз
Полный присед, пятки не
отрывать от пола. Следить
за дыханием.
68 раз
Выполнять активно, под
счёт.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Средства
Дозировк
Методические указания
а
1.И.п. стоя, руки на поясе.
1 правую руку вперед, левую вверх;
2 переменить положения рук;3 4
наклон головы вперёд, руки вниз,
потряхивания кистями.
2.И.п. – руки к плечам.
1Наклон вправо, руки вверх;
2 И.п. То же в другую сторону.
18
3 4 раза Выполнять фронтально.
Зеркальный показ. Дыхание
свободное. Потрясти
расслабленными кистями.
Темп средний.
46 раз
Зеркальный показ. Темп3.И.п. сидя, руки вверх.
1 сжать кисти в кулак,
2 разжать кисти.
средний.
68 раз
Активные сжимания
разжимания кисти. Темп
средний.
4. И.п. руки вниз, потряхивания
кистями.
20сек
Руки полностью
расслаблены. Дыхание не
задерживать.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища
Средства
Дозировк
Методические указания
1. И.п. стойка ноги врозь, руки за
голову.
1 резко повернуть таз направо.
2 резко повернуть таз налево.
2. И.п. стойка ноги врозь, руки за
голову.
1 4 круговые движения тазом в
одну сторону,
5 8 то же в другую сторону,
3 И.п. руки вниз,
потряхивания кистями
а
6 8 раз
Во время поворотов
плечевой пояс оставить
неподвижным.
Зеркальный показ. Темп
средний
4 6 раз
Выполнять по большой
амплитуде. Темп средний
10 счётов Расслабленно потрясти
19кистями. Дыхание не
задерживать.
6 8 раз Наклон как можно ниже,
чётко в сторону. Темп
средний.
4.И.п. стойка ноги врозь.
1 2 наклон вправо, правая рука
скользит вдоль ноги вниз, левая рука
на пояс, 3 4 и.п., 5 8 то же в
другую сторону.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Средства
1. И. п. – сидя, руки на коленях.
1 – наклонить голову вправо;
2 – вперед;
3 – влево;
4 –и. п.
2. И. п. – сидя, руки на поясе.
12 – поворот головы влево;
34 – вернуться в и. п.
То же вправо.
12 – наклонить голову руками
вперед;
34 – вернуться в и.п.
56 – наклон назад, прогнуться;
78 – вернуться в и. п.
4. И. п. – сидя, руки на коленях.
3. И. п. – сидя, руки за головой.
46 раз
Дозировк
а
46 раз
Методические
указания
Следить за осанкой,
плечи расслаблены.
Спина касается спинки
стула. Медленный темп.
46 раз в
Следить за осанкой.
каждую
сторону
Спина касается спинки
стула. Подбородок не
опускать. Медленный
темп.
Локти разведены в
стороны. Лопатки
сведены. Темп
медленный.
4 6раз в Следить за осанкой,
201 – наклонить голову влево;
23 – перекатить голову назад –
каждую
сторону
плечи расслаблены.
Медленный, плавный
вправо;
4 – вернуться в и. п.
То же в другую сторону.
5. И. п. – сидя, руки на поясе.
1 – наклонить голову влево;
23 – перекатить голову вперед –
вправо;
4 – вернуться в и. п.
То же в другую сторону.
6. И. п. – сидя, правая рука на
темп.
46 раз в
каждую
сторону
Темп медленный.
Выполнять с амплитудой,
подбородок касается
грудины .
46 раз в
С помощью мышц шеи
поясе, левая ладонь на голове слева.
18 Нажимая ладонью на голову,
каждую
сторону
оказывать
сопротивление. Следить
стремиться ее наклонить.
То же в другую сторону
7. И. п. – сидя, подбородок
положить на ладони.
18 – напрягая мышцы шеи, нажать
головой на ладони, стремясь
наклонить голову вперед;
916 – расслабиться
8. И. п. – сидя, руки на голове
Самомассаж затылочной части
головы и мышц шеи.
за осанкой.
4 раза
Чередовать напряжение и
расслабление
15 20
секунд
Лёгкие растирания
выполнять сверху вниз в
направлении к плечам.
Движения выполнять
вдоль позвоночника.
21Физкультминутка для снятия нервнопсихического напряжения с акцентом
на дыхание
Средства
Дозировк
Методические указания
а
1.Стоя у парты, ходьба на месте
вдохвыдох на счёт
1 шагвдох,2 выдох;
12шагавдох,34выдох
2.И.п. ноги на ширине плеч, руки
вниз
12—руки через стороны вверх,
встать на носки вдох
34наклон вперёд выдох
3. И.п. ноги на ширине плеч, руки
вниз
1руки в стороны – вдох
2 рывком обнять себя выдох
4. И.п. о.с. руки вперёд
12 встать на носки – вдох
3456присед выдох
2030сек
Спокойная ходьба, полный
выдох
6 раз
Следить за дыханием, при
наклоне руки расслаблены.
Темп средний.
6 раз
Вдох глубокий, выдох
активный.
6 раз
Следить за дыханием,
продолжительный выдох,
сопровождаемый звуками
шшшшшаааа, жжжжаааа,
шшшшуууу,жжжжуууу.
5. Ходьба, на счёт вдох
выдох(см.упр.1)
2030 сек Темп спокойный
22Физкультминутка для мобилизации внимания
Средства
Дозировк
Методические указания
а
4 6 раз
Зеркальный показ. Темп
варьируется от медленного к
быстрому. Под счёт.
И.п. – Основная стойка
1 правую руку на пояс,
2 левую руку на пояс,
3 правую руку на плечо,
4 левую руку на плечо,
5 правую руку вверх,
6 левую руку вверх,
7 8 хлопки руками над головой,
9 опустить левую руку на плечо,
10 правую руку на плечо,
11 левую руку на пояс,
12 правую руку на пояс,
13 14 хлопки руками по бедрам.
Физкультминутка – офтальмотренаж ( гимнастика для глаз)
Средства
Дозировк
а
Методические указания
И.П. сидя , руки на парте
6 раз
Следить за осанкой.
На счет 1—4 закрыть глаза с
напряжением, на счет 1—6
раскрыть глаза.
на счет 1—4 – смотреть на предмет
близко стоящий ;
6 раз
на счет 1—6 перевести
взгляд на предмет вдаль.
Глаза закрывать и открывать
не быстро.
Например, это может быть
какая либо метка на окне,
сфокусироваться на ней,
после чего перевести взгляд
23Круговые движения глазами
вверх — вправо — вниз — влево и
в обратную сторону:
вверх — влево — вниз — вправо.
Посмотреть на кончик
указательного пальца, удаленного
от глаз на расстояние 25—30 см, на
счет 1—4 приблизить
его к кончику носа, потом, опять
же глядя на кончик пальца,
отдалять от носа на то же
расстояние.
Пальминг:
И.п. локти на стол, руки вверх,
пальцы на лбу.
расслабление мышц лица, шеи,
плеч.
6 раз в
каждую
сторону.
10 раз
за окно(на дерево, дом и
т.д.).
Голову не поворачивать.
Темп средний.
Упражнение выполнять
медленно.
1 мин.
Глаза закрываются веками и
прикрываются ладонями,
чтобы свет не проникал в
глаза, но и никакого
давления на них не было.
Ладони спокойно лежат на
скулах, а пальцы находятся
на лбу. Локти опираются на
стол. Старайтесь полностью
расслабиться, избавиться от
напряжения мышц лица,
шеи, плеч и других частей
тела.
Физкультминутка для профилактики утомления слухового анализатора
Дозировка Методические указания
24
Средства1.И.п. – сидя за партой
1015
Объяснение и показ.
круговыми движениями ладоней по
часовой стрелке растереть уши.
2. и.п. ладонями закрыть ушные
растираний
12 раз
раковины.
упражнение «небесный барабан»,
легкие постукивания пальцами по
затылку.
3. и.п. ладонями закрыть ушные
раковины, зафиксировать на 1
секунду, резко отдернуть руки от
головы, освободив ушные раковины.
4.и.п. Вставить указательные пальцы
во внешние слуховые проходы.
13 легкие вращательные движения
руками вперёд, поочередно по кругу
надавливая пальцами на боковые
стенки слуховых проходов.
46 то же назад
5.и.п. вставить палец в наружный
слуховой проход, выждать 1 секунду,
резко вынуть палец из уха.
Выполняется одновременно для
обеих ушей.
6. и.п. указательными и большими
пальцами рук взять мочки ушей,
потянуть вниз мочки ушей.
25
Растирать медленно, до
появления тепла.
Шум, возникающий в ушах,
будет отдаленно напоминать
удары в барабан.
12 раз
При выполнении не мешать
соседу по парте.
4 раза
Выполнять плавно,
аккуратно.
12 раз
Упражнение, выполняющее
массаж барабанной
перепонки
10 раз
Выполнять медленно, не
дёргать26