ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Народные песенки, потешки являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Фольклор - одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родному краю, культуре. В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Дошкольный возраст –это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Раннее детство – это очень благоприятное время для развития, формирования и воспитания вцелом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества, с семьи. Дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, сприбаутками, пестушками, потешками, которые исполняет мама. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое, потому что весь опыт человечества вцелом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена вфольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям. Иформирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Регулярное использование потешек позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий его развития в дошкольный период детства. Потешки имеют большое значение для формирования у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Они обогащают словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие. Уважаемые родители, поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Изучайте с ребенком разнообразные потешки. Истинной наградой для вас станет в будущем их правильная, стилистически и эмоционально богатая речь. Просыпаемся с потешкой: Кто - кто в этом доме живет? Кто - кто вместе с солнцем встает? Это Марьяшечка проснулась Маме с папой улыбнулась! И, откинув одеяло, Вдруг сама на ножки встала! Здравствуй, солнышко, Колоколышко! *** Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки - ножки, Потягушки - пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай-ка локоточек Мама поцелует! Ой, какая сладкая! Как тебя люблю я! *** Потянушки - потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый! *** Готовим с потешкой: Ладушки, ладушки, Испечём оладушки. На окно поставим. Остывать заставим. Немного погодим, Всем оладушек дадим. *** Лепим, лепим пирожки, Замесили из муки, Сели мы на лавочку, Угостили бабушку, Побежали в огород, Там собрался весь народ, Вот котёнку пирожок, Вот утёнку пирожок, И Марьяше на зубок. *** Кушаем с потешкой: Каша из гречки, Где варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. Досталось по ложке Гусям на дорожке. Цыплятам в лукошке, Синицам в окошке. Хватило по ложке Собаке и кошке, И Оля доела Последние крошки! *** Потешки - утешки: Боли у киски, У собачки боли, А у моей малышки Заживи-заживи-заживи. *** Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не ной, дорогой, Куплю другой. Ой, не плачь, не кричи Куплю сразу тебе три! *** Купаемся с потешкой: Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется. Из глубины веков донесли до нас заботливые мамочки и нянюшки потешки для детей, которые придумывали для применения в самых разнообразных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает. Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми. Список используемой литературы: 1. Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, №8, 2008 г. - С. 20-23; 2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений// Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г. 3. Князева О. Л.Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб.: Акцидент, 1997 г. 4. Князева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004. 5. Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошк. восп. / 1990 № 4. 6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987г. 7. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. - М.: Просвещение, 1972г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.