Муниципальное автономное учреждение дополнительного образование «Центр «Поиск» (МАО ДО «Центр» Поиск»)
На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»
Фольклорные посиделки
«Собирайся народ, к нам Масленица идёт!»
Подготовила и провела: Гаврильченко Светлана Геннадьевна.
Педагог дополнительного образования.
МБОУ «Сосьвинская СОШ»
п.Сосьва, Березовского района, ХМАО-Югра.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимают значение труда на благо общества и осознанно ищут свое место в жизни. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, декоративно-прикладном творчестве, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие и патриотизм.
Цель:
- знакомство и приобщение детей к народным традициям;
-формирование коммуникативных отношений;
-формирование основ здорового образа жизни;
-повышение социальной активности воспитанников.
Задачи:
- дать общее представление о русском народном весеннем празднике Масленица, его значении, символах, традициях; укрепление здоровья, совершенствование двигательных навыков во время проведения игр и состязаний;
- развивать внимание, наблюдательность, координацию движений, умение преодолевать препятствия; развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма, дружелюбие; создать доброжелательную праздничную атмосферу, доставить радость воспитанникам разного возраста;
-воспитывать чувство любви и уважения к прошлому своей Родины, к народной музыке, культуре и традициям, нравственным ценностям русского народа.
Оформление актового зала в русском стиле.
Действующие лица:
-Ведущая 1-й
-Ведущий 2-й
-Масленица.
-Зима.
-Девочки с кружка «Познавательная кулинария»
-Нарисованное солнце.
Материалы и оборудование:
-Яркие русские народные костюмы (их элементы) для ведущих;
-Костюмы: Зимы, Масленицы;
-Блины, самовар, кринки, калачи, красивый чайный сервиз;
-Видео- ролики, музыкальные композиции;
Под музыку « Масленица к нам пришла!” выходят двое ведущих, пританцовывая.
(Приглашаю детей, удобно рассаживают их по местам.)
1-й ведущий: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, душевно встречаем. В тесноте, да не в обиде. Все гости собрались?
2-й ведущий: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!
1-й ведущий: Здравствуйте, люди добрые. Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить Масленицу прославить!
Голос из зала: А по какому поводу мы сегодня здесь собрались?
2-й ведущий: издавна на Руси
В эти дни блины пекли
Весну - красную встречали
Масленицу отмечали.
Поедают все блины
Просят у всех прощенья.
За обиду, оскорбленья.
1-й ведущий: Так, что дети, помиритесь
И друг с другом обнимитесь.
Вот и стало светлее
Вот и стало теплее. (Все обнимаются с друг другом.)
2-й ведущий: Масленица - это самый веселый, народный и сытный
праздник с народными гуляньями, песнями, плясками, играми, ярмарками. Слово
«масленица» всегда ассоциируется с веселыми зимними деньками, наполненными
гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков.
1-й ведущий: Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
2-й ведущий: В проводах Масленицы есть свой порядок, обозначенный названием дней недели. В первый день-понедельник ее встречают - веселой песней зазывают.
1-й ведущий: Масленица - кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом!
2-й ведущий: Выезжала честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях козырных,
В широкой лодочке
Во велик город пировать,
Душой потешиться.
Приходи в гости к нам ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка, широкая масленка!
Звучит музыка и заходит Масленица.
1-й ведущий: (пока идет Масленица) – Едет Масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Живи Масленица 7 деньков,
Оставайся с нами 7 годков!
Масленица: – А Я Масленица-кривошейка, встретьте
меня хорошенько:
С блинцами, с каравайцами, с вареничками.
С сыром, маслом, калачом и печеным яйцом!
Встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче
масленицу отпразднуете — тем богаче год будет.
1-й ведущий: – Дорогая наша гостья Масленица,
Прими от нас блинчиков,
Блинчиков поджаристых.
С добром и миром тебя встречаем.
Масленица: Спасибо, дорогие, что приветили!
1-й ведущий: – Наша дорогая Масленица, надолго ли ты к нам пришла?
Масленица: – Всего на семь дней! Посмотрите, кто пришел вместе со мной.
1-й ведущий: Представь нам своего спутника, Масленица. От него жар
идёт, словно от костра.
Масленица: - Правильно, ведь это – Солнце, мой добрый друг и
родственник. Оно пришло к нам в гости, чтобы доказать, что зиме пора настала
уходить в свою холодную заповедную страну, уносить с собой вьюги да морозы. А
всем людям надо вспомнить о приближении весны.
Наступит весна,
Прогреется земля,
Выйдут люди работать весной на поля.
Станет пахарь пахать,
Зерно в поле бросать,
Прибегут ребятишки ему помогать.
Весной долгие дни,
Не наскучат они.
1-й ведущий: Зима - ледяна, зима-студена,
Пришла и твоя пора уходить со двора!
2-й ведущий: Вот и пришла пора.
Ай-да, Зимушка-зима,
Зима славная была.
Но проститься нам пора,
Да с Весною встретиться
1-й ведущий: Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам
шествует.
Зима: Это что за шум и гам?
Кто тут поднял тарарам?
Разбудить меня посмели!
Чуть на солнце отогрелись,
Сразу зиму прогонять!
Осмелели, расшумелись,
Но Весны вам не видать.
Всех завьюжу, закружу,
Никого не пощажу.
Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?
Ведущие вместе: Не нужно нам такой радости!
1-й ведущий: Промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем, не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима: Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.
Масленица: Конечно, позабавим и развеселим, да и песни споем. В
первый день масленицы меня песней зазывают и блинами угощают. И для тебя споем,
ведь наши гости частушки умеют петь.
Вызываются 8 человек желающих и раздаются частушки.
1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя—
Будьте счастливы, как мы!
3.Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
4.Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
5.Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
6.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
7.Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
8.Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
1-й ведущий: Ох, частушки хороши! Потом получите блины!
Масленица: – Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Наступает день второй, весь наполненный игрой!
День потех и угощений, смеха, песен и веселья!
Подходи, торопись, вместе с нами веселись!
2-й ведущий: – Второй день недели – вторник – “Заигрыш”. Парни с девочками с горочки катаются, познакомиться стараются. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей, пели песни, шутили. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму. В этот день начинались игрища и потехи.
1-й ведущий: – Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Ну, а с чего нам начинать:
Иль песни петь, или играть?
Голос из зала – «Играть»
Масленица: – Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
Кто загадку отгадает —
Блин попозже получает.
(Загадка)
Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкой, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
(Блин)
Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
(Ярмарка)
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
(Масленица)
Скоро Лакомка-Среда!
Не составит нам труда!
Мы традициям верны -
Едем к… (теще на блины)!
В святое воскресение
Всем нам предстоит
Попросить у всех прощения
И ответить: … («Бог простит!»)
1-й ведущий: А кто у нас сегодня самый ловкий
Кто покажет здесь сноровку?
Конкурс пройди по веревке с завязанными глазами, в конце победителя ждет приз.(Большой блин)
Масленица: – Я вижу, собрались здесь сильные, ловкие, умелые.
Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устала я, заморилась, проголодалась.
2-й ведущий: – Давай скорее объявлять! Среда — «Лакомка», «Сладкоежка».
1-й ведущий: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка»…
2-й ведущий: А чем лакомятся на Масленицу в среду?
1-й ведущий: В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки - расписные пряники, а чтобы скучно не было приглашали и других родственников. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен и анекдотов.
Конкурс «Продолжи пословицу»
1-й ведущий: – А вот и Четверг наступил. С четверга начиналась Широкая Масленица, работы по хозяйству прекращались, а празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, пелись песни, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые сопровождались поеданием блинов и всевозможных яств. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
2- ведущий: А на широкий четверок
Гуляй весь денек!
1-й ведущий: Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой и ловкостью мериться.
-Конкурс «Накорми матрешку». В конкурсе участвуют 2 команды по 2 человека. Кто быстрее перенесет горох из одной тары в другую деревянной ложкой, тот и выиграет.
-Конкурс «Метатели блинов». Для конкурса необходимы «блины» — бумажные диски (по одному на каждого игрока вырезаются круги из кальки или салфетки. Диаметр круга — 15—20 см). Каждый игрок получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего бросают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей «блин» улетит дальше.
Масленица: – Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
2-й ведущий: Сегодня у нас пятница и все мы с вами идем стряпать, и есть блины. Сегодня девочки старшей группы «Кулинария» поделятся мастер-классом и покажут нам мастерство по жарке блинов!
Проводится мастер-класс,при этом рассказывается история про блинное тесто.
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.
2-й ведущий: Да уж накормили блинами, так накормили.
1-й ведущий: Давайте и мы попросим друг у друга прощения.
Делим на две команды, команды становятся друг напротив друга.
Одна шеренга:
Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.
Другая шеренга:
Да простит тебя Бог, и я прощаю.
Затем поменяться словами, чтобы обе команды попросили прощения.
2-й ведущий: А ещё в этот день окончательно прощались с Зимой и провожали Масленицу до следующего года. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!
1-й ведущий: Прощай, Масленица! Сладко, жирно нас кормила,
суслом, квасом нас поила!
Прощай широкая!
Ты пришла к нам с добром, с сыром и яйцом!
С блинами, пирогами, оладьями!
А сегодня в воскресенье, наше кончится веселье!
Пост Великий впереди!
Ведущие вместе: Прощай, прощай, Масленица!
Масленица: – Жаль мне с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Примите от меня земной поклон.
2-й ведущий: – Масленая весело гуляла, песни играла,
Протянула до поста, а теперь прощай —
На тот год приезжай!
Масленица: – До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями): А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!
2-й ведущий: Нет, Зимушка, прошла твоя пора.
1-й ведущий: Ай-да, зимушка – зима!
Зима славная была,
Но пришла пора проститься,
Да, с весною подружиться.
Зима: Знаю, ждёт тепла земля,
Уступаю место я!!!
Зима уходит.
1-й ведущий: По традиции старинной
В хороводе мы сейчас
Зимушку проводим дружно
И простимся в тот же час!
1-й ведущий: Праздник Масленица!
Он корнями уходит в века.
Силу, удаль людей умножая.
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.
Праздник мира, и поля, и трав,
Праздник душ человечьих, свободных.
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр и игрищ народных.
2-й ведущий: Эта речь наша – не напраслина,
Подходит к концу праздник – Масленица!
1-й ведущий: Гостей, всех близких привечаем.
На чашку чая приглашаем.
С блином румяным и горячим,
Ведь он, заслужен – не иначе!
2-й ведущий: Приятного аппетита!
Что за праздник без блинов!
Налетай без всяких слов!
С пылу с жару, из печи!
Все румяны, горячи!
Самоанализ воспитательного мероприятия фольклорных посиделок
«Собирайся народ, к нам Масленица идёт!»
I. Общие сведения
1. Название мероприятия: праздник «Собирайся народ, к нам Масленица идёт!»
2. Дата проведения 14 февраля 2021 года, воспитанники кружка «Познавательная кулинария» ,гости 1-2класс.
3. Организатор мероприятия: Педагог дополнительного образования Гаврильченко Светлана Геннадьевна.
4. Количество детей: 25
5. Форма проведения: праздник «Открывайте ворота-к нам Масленица пришла!» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с воспитанниками кружка «Познавательная кулинария»
6. Цель проведения мероприятия:
- познакомить обучающихся с особенностями празднования Масленицы;
- показать особенности русского обычая;
- научить обучающихся стряпать блины на Масленицу;
- развивать творческие и актерские способности детей;
- прививать интерес и любовь к народным традициям и обрядам.
7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
1. Для проведения мероприятия мною был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и задач воспитательной работы с воспитанниками. При подготовке к мероприятию дети проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением, инсценировали.
2. Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на середину февраля месяца (с 12.02 по18.02). Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие я включила песни, игры, конкурсы пословиц и примет о весне, инсценировки посильные для восприятия, конкурс блинов, провели мастер-класс.
3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все 25 человек были включены в подготовку и проведение мероприятия: рисовали, готовили костюмы, собирали наглядность, учили стихи и песни, готовили Колодия, Масленицу, блины, вареники.
III. Анализ хода мероприятия
1. Во вступительной части праздника, на мой взгляд, были эмоционально и убедительно раскрыты цель и задачи мероприятия, обучающиеся познакомили участников и гостей праздника со значением каждого дня недели масленицы, как он называется. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.
2. Мероприятие было направлено на воспитание чувства , любви и уважения к народным традициям и праздникам: гостеприимная и благоприятная обстановка.
3. Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся расширили знания о народных традициях и праздниках, ознакомились с бытом русского дома, приобщились к юмористической сокровищнице слова, прочувствовали тепло гостеприимства. Проведенное мероприятие способствовало сплочению коллектива детей интерната, развитию социокультурной компетентности.
4. В ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этических нормах поведения, вежливых словах и их значении в общении.
5. Взаимоотношения между учащимися добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
1. В целом удалось достигнуть поставленных целей и задач.
2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика.
3. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом, знание народных обычаев и традиций.
V. Рекомендации
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.