Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
doc
Междисциплинарный 4
Все классы
10.01.2017
Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. В настоящее время сундук, как предмет обихода, можно увидеть если только в деревнях, а также в различных музеях.
Бабушкин сундук в нашем представлении – это предмет, который связывает нас с прошлым, с молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
«Бабушкин сундук» – литературный сценарий по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста.
Бабушкин сундук.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Фольклорный коллектив
Короськовской средней
общеобразовательной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихач
ёв
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к
истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не
только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего
темпа работы, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни
предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкин сундук» – литературный сценарий по сохранению и передаче
национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего
возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции
своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь
старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и
добиваться какихлибо результатов, наши дети должны знать культуру своего
народа, его язык и традиции».
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает нас с прошлым, с
молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из
вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы
быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители
больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего
народа. А традиции должны сохранятся.
Для чего же сундук был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратилась к различным
источникам энциклопедиям, книгам, Интернету. Из разных источников мы
узнали, что термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и
появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он
начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость
определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.
Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек.
Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа,
осина. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что
все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие
даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные
названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками,
скрынями и ковчежцами. Видов сундуков огромное множество. Они
изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных
пород дерева (дуба, ясеня).
Чем пахнет бабушкин сундук?
Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же
спрятано и сохранено в нем……
Таким образом,
сундук являлся предметом
многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения,
рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
бабушкин
данного сценария: Дать детям начальные
представления об искусстве и традициях русского народа, показать
красоту русского народного костюма, привить интерес к русской
крестьянской культуре.
1. Познакомить детей с историей русского костюма, русского платка.
2.
Способствовать формированию речевой деятельности за счет
использования детьми выразительных средств языка, образов произведений
устного народного творчества.
3. Приобщать детей к русской народной культуре посредством устного
народного творчества.
4. Развивать у детей ловкость, гибкость, быстроту движений.
5. Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер
музыки, ее эмоционально – образное содержание.
6. Вызвать у детей чувство радости. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Шабанова Елена
Владимировна
Действующие лица и исполнители:
Ведущий: Балашова Кристина
Баба Катя: Егорова Татьяна
Внучка: Миронова Анастасия
Девушки: Борисенко Мария, Егорова Анна, Сафонова
Ольга, Сафонова Светлана, Соколова Анна
Парни: Ануфриев Евгений, Грузинцев Дмитрий,
Захаров Максим, Маликов Артур, Стёпкин Сергей
РЕКВИЗИТ:
Рисунок задней стенки избы;
Сундук;
Стол;
Скамейки;
1.
2.
3.
4.
5. Прялки;
6.
Русские народные костюмы:
Сарафаны;
Мужские рубашки;
Соломенная кукла;
Самовар;
7. Платки;
8.
9.
10. Кухонная утварь;
11. Скатерть;
12. Домотканая дорожка; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
13. Гармошка;
14. Музыкальное сопровождение.
На заднике сцены нарисована русская изба. В красном углу — божница:
иконы, лампадка под ними, яркий рушник. Ближе к заднику, по обе
стороны от окна, лавки, а под самым окном большой сундук, на нем висит
замок. Сундук покрыт домотканой дорожкой. Чуть в стороне стол,
крепко сколоченный из широких досок; на столе самовар с поддоном, на
самоваре заварничек. В углу прялка. Выходит девочка, читает
стихотворение.
Бабушкин сундук
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух.
Защекочет в горле запах нафталина
И необъяснимый от вещей старинных.
Както я решила перебрать старьё,
Может чтото ценное? Нет, одно рваньё...
В свёрточке газетном рыжая лиса,
Вяло лапки свесились, бусинки глаза,
Ротик приоткрытый с зубками кривыми,
Грела чьито плечи гордо в выходные.
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Вот китайский веер, хрупкие пластинки,
Гдето ещё целые, гдето половинки.
Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,
Кажется, раскроешь и в руках растает.
А на дне газеты, пачки с нафталином.
Выступили слёзы, сердце защемило:
Кто теперь расскажет, для чего хранили
И какие чувства к тем вещам таили...
За прялкой баба Катя тихо напевает песню «Летят утки».
Летят утки, летят утки
И два гуся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Ох, кого люблю, кого люблю,
Не дождуся.
Мил уехал, мил уехал,
Меня бросил.
Ох, мил уехал, мил уехал,
Слезы льются...
Вспомни, милый, вспомни,
милый,
Наши встречи.
Ох, вспомни, милый,
вспомни милый,
Наши встречи.
Прийди, милый, прийди,
милый,
Стукни в стену.
Ох, а я выйду, а я выйду,
Тебя встрену.
Ведущая. От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или
не быть отечественной культуре. Многое мы забыли, растеряли... Давайте
собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый
бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое.
Ведь сундук — это не только скопленное добро, это — целая жизнь!
Слышен стук в окошко, пришли девчата.
1 девушка: Баба Катя, здравствуйте!
БАБА КАТЯ. Здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали, девоньки?
2 девушка: На огонек зашли, можно?
БАБА КАТЯ. Заходите, места не жалко.
3 девушка: Спасибо, баба Катя!
БАБА КАТЯ. Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные. Самовар
готов, чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте. Напекла, а естьто неко
му.
4 девушка: Зачем много печешь, баба Катя?
БАБА КАТЯ. По привычке, девоньки! По привычке. Раньшето семьи
большие были, вот и пекли много.
5 девушка: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под
замком! Видно много в нем добра.
БАБА КАТЯ. Старый, говоришь, сундук... Верно, старый, ему уж больше ста
лет...
ДЕВУШКИ. Ох, ты! Ну и ну!
БАБА КАТЯ. Вот вам и «ох, ты!» Это теперь у вас комоды, да серванты, да
шкафы. Правду сказать, комодыто и в старину водились, но только не у нас, а
больше у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
1 девушка: А что в них прятали?
БАБА КАТЯ. Хотите покажу, что я в сундуке храню?
2 девушка: Покажи, бабуленька!
Баба Катя подходит к сундуку, достает из кармана передника ключ,
открывает замок и, перекрестившись на образа, открывает крышку
сундука.
БАБА КАТЯ. Не напирайте, девоньки, все покажу, про все расскажу. Только
плату с вас за это возьму...
3 девушка: А чем платить за поглядки?
БАБА КАТЯ. Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто отгадает, про
что спрошу, — вот и вся плата. (Достает из сундука узелок).
4 девушка: Ой, девочки! Поглядите, какая смешная кукла!
БАБА КАТЯ. Смешная, говоришь? АН, нет. Это моя любимая Маша, мне ее
моя бабушка сладила. Сладила сама, из обыкновенной соломы, а платье шили
мы вместе с ней. Лапотки сплел дедушка...
БАБА КАТЯ. Заговорила я вас. Садитесь, девоньки, чай пить будем.
Все садятся за стол чаевничать. Раздается стук в окошко, слышит
звуки гармони.
БАБА КАТЯ. Ой, гармошка! Знать, пришли ребятапострелята.
5 девушка: Хороши пострелята! Оба усаты, один петь мастак, другой
гармонист, что надо.
1 девушка: Пустим, что ли, баба Катя?
БАБА КАТЯ. Озорничать не станут?
РЕБЯТА (в окно). Не, не будем!
БАБА КАТЯ. Заходите, только выкуп заплатите.
1 парень: А выкуп каков?
2 парень: Это мы можем, сколько хочешь напоем, напляшем, да тут девки
наши... С ними будет веселей!
3 парень: Баба Катя, а что сундукто твой открыт, ревизию делаешь?
БАБА КАТЯ. Она самая, сынок, ревизия. Девчата попросили показать, что в
сундуках хранили...
2 девушка: Баба Катя, а что здесь в узелке лежит?
БАБА КАТЯ. Это смертный мой узелок.
4 парень: Это кто тебе, баба Катя, разрешил таким делом запасаться?
БАБА КАТЯ. Не я первая, не я последняя. Испокон веков есть на Руси такой
обычай: смертный узел готовить самой. А мужики в старину гробы заранее
делали сами себе. Домовиной звали, последний дом готовил себе сам хозяин.
Вот такто, детки!
3 ДЕВУШКА. Баба Катя, а чье это было платье?
4 ДЕВУШКА. И фата... (вешают на заднюю стену и рассматривают).
БАБА КАТЯ. Ишь вы, сорокибелобоки. Мое это подвенечное платье и фата
моя. Платье муж покупал перед свадьбой, а фату — свекровь. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
5 ДЕВУШКА. Красота! Кружевато какие, теперь таких нет.
БАБА КАТЯ. Это уж точно, да бесприданницей и звали. Беда, ежели к
богатым попадет, да пятой или шестой невесткой — заклюют. Раньшето жили
единой семьей: есть шесть сынов, вот и шесть жен приведут в дом. С одной
стороны, вместе легче — семья крепче. С другой — бесприданнице там не
мед — горьки слезы часто льет.
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ: Опять за свое, все о грустном да невеселом...
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Баба Катя, а веселитьсято умели, праздники
праздновали?
БАБА КАТЯ. Все было... И песни пели, и частушки, и загадки загадывали. А
из сундуков доставали праздничные наряды. (Достаёт одежду, раздаёт
девушкам. Девушки наряжаются в народные костюмы)
ВЕДУЩИЙ: В Кромском уезде, как и во всей Орловской губернии, в одежде
преобладал красный цвет. Если юбка была красного цвета, то блузка белая,
украшенная вышивкой. Сарафаны называли "шугай" или "полушугай". В кон.
XIX — нач. XX вв. появились сарафаны "московские" (прямого покроя).
Были они, как правило, из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их
преимущественно молодые женщины и девушки по праздникам.
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ: А нас в сундуке лежит старая шинель и три креста. Прадед
кавалер был Георгиевский,
БАБА КАТЯ. А от мужа моего Ивана Степановича два ордена Красной
Звезды остались, медаль «За отвагу». Да вот одежда его. Берегу как память о
нем.
ВЕДУЩИЙ: Комплект мужской будничной одежды Крестьянина Кромского
уезда состоял из рубахикосоворотки с разрезом по левой стороне груди и
штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из
домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и
подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли
гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
Одна из девушек выхватывает из сундука платок.
1: На небе солнце!
На платке солнце!
2: На небе месяц!
На платке месяц!
ВЕДУЩИЙ: Издавна Россия славилась своими платками. Красивый, яркий
платок носила и царица, и крестьянка. Он хранил тепло, дарил здоровье и
хорошее настроение.
3. Ой, а можно я прикину.
4. А я?
БАБА КАТЯ: Девочки, а зачем вам нужен платок?
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА : Ясное дело, чтоб ребят завлекать.
Парный танец «Кадриль» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
ГАРМОНИСТ. Баба Катя, а гармоньто цела Ивана Степановича?
БАБА КАТЯ. Цела, сынок, цела... Достанька сам ее, вот тут она
(гармонист достает гармонь). Ох, и поиграла она, сердешная, на своем веку!
Этой гармони, почитай лет сто. Моему покойному мужу её одарил его отец —
свекор мой. Когда Иван на войну уходил, последний раз на ней на вокзале
«Прощание славянки» играл. Вой стоит: бабы плачут, дети им помогают, ктото
речь говорит, а мойто душу «Славянкой» рвет. А я стою, как каменная, хоть бы
слезу проронила...
ГАРМОНИСТ.
Развернись, гармонь, пошире,
Расступися, хоровод,
Полновластная хозяйка —
Песня русская идет!
Гости запевают частушки. Баба Катя подхватывает.
1.Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
2. У березки, у осинки
Тоненькие веточки.
А мы бойкие девчонки,
Все мы как конфеточки.
3. Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
4. На платочке у меня
Розы распускаются.
Не могу стоять на месте,
Пчёлы все слетаются.
5. Я платочком помашу,
Покружусь немножко,
Пусть посмотрит на меня
Озорник Серёжка.
Вместе: Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие
В ярких красках расписных!
БАБА КАТЯ. Ну вот, и наслушалась, и напелась... Словно в девках побывала.
Аж на душе легче стало.
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: В старину все делали своими руками. Ремесла
кормили,
обували.
одевали
и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
тянет,
а
плеч не
ВТОРАЯ ДЕВУШКА: Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не
коромысло
само прокормит".
ВЕДУЩИЙ:Сущую правду говорите! С десяти лет пряли, в двенадцать за
станок садились, вязать ещё раньше начинали. Денег не было, в магазин не
ходили, сами себя одевали и обували". Ручное прядение известно давно. Оно
было распространено среди всех народов земного шара, за исключением
крайнего севера, где носили меховые одежды.
Песня "Прялица"
(Девушки садятся, баба Катя и внучка, прядут, вышивают, вяжут,
поют)
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати
Я стояла на угорочке
Сарафан с косой оборочкой
Сарафанчик раздувается
Ко мне милый приближается
Я заметила заметочку:
На милом рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на бегу,
Мойот миленький не курит табаку,
Мойот миленький не пьет винцо,
Часто ходит на мое крыльцо.
Из колодца воду черпала
Уронила в воду зеркало
Уронила не разбилося
Полюбила не ошиблася
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати
БАБА КАТЯ. Ну, вот и меня развеселили, и себя потешили, и о старинных
ремёслах, да одежде поговорили. Спасибо вам. Приходите еще. А сундук —
дело наживное. Только, скажу я вам, не в добре, что в нем спрятано, дело.
Копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на
которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, жениху, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
невесте. Если будет в семье лад, будет в ней и клад. Дом любовью богат и
детьми, трудом и песнями счастье копится и полнится.
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Фольклорное театрализованное представление "Бабушкин сундук" для обучающихся школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.