Фольклорный колейдоскоп
Оценка 4.9

Фольклорный колейдоскоп

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
17.01.2023
Фольклорный колейдоскоп
ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОЛЕЙДОСКОП.doc

Сценарий внеклассного мероприятия

 «Фольклорный колейдоскоп».

(Устное народное творчество)

Для 1-4 классов

Учитель начальных классов Ценболенко Н.И.

Цель:

1.Развитие творческой и познавательной активности учащихся.

 Задачи:

Обучающие:

1.Знакомство обучающихся с фольклором русского народа

2.Cформировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.

2.Приобщать к истокам культурных традиций русского народа;

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу.

2. Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;

 

Скоморох 1.

-Здравствуй, народ!

Разевай пошире рот.

Всем на празднике почет

 

Оба: Вот!

 

Скоморох 2.

-Нынче время для потех,

Веселить мы будем всех!

 

Оба: Эх!

 

Скоморох 1.

-Здравствуй, народ!

Разевай пошире  рот.

Добрым людям здесь почет.

 

Оба: Вот!

 

Скоморох 2.

-Громче песню,

Шире пляску,

Начинаем, братцы, праздник!

Скоморох 1.

-Какой праздник начинаем?

Скоморох 2.

-«Фольклорный калейдоскоп».

 

Ученица (в русском национальном костюме):

 

Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Фольклор - это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. Фольклор отражает историю, фантазию, традиции народа. Многочисленны жанры фольклора - это сказки и былины, народные и колыбельные песни, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки и многое другое. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Целыми веками живут эти произведения в народной памяти.

 

Ведущий: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки.

 

Скоморох 3:

Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вас сегодня ожидают

Русские небылицы и потешки.

 

– Федул, чего губы надул?

– Кафтан прожёг.

– Так зашить можно.

– Иглы нет.

– А велика ли дыра?–

- Да один ворот остался.

 

– Фома, что из леса не идёшь?

– Медведя поймал.

– Так веди его сюда.

– Так он не идёт.

– Так сам иди.

– Да он меня не пускает.

 

– Сынок, иди за водой на речку.

– Брюхо болит.

– Сынок, иди кашу есть.

– Раз мать велит, надо идти.

 

Мальчик

 

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

 

Девочка

 

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

 

Мальчик

 

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

 

Девочка

 

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

 

Мальчик

 

Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез!

 

Ведущий: Народный ум, жизненный опыт заключены в пословицах. Пословица- это краткое мудрое народное изречение, она советует, поучает, наставляет. Пословица недаром молвится, говорится в народе. Давайте вспомним пословицы о родине и дружбе.(Ведущий говорит первую половину пословицы, дети заканчивают)

 

- Родина – мать,( умей её защищать).

-  Родина краше солнца,( дороже золота).

– Человек без Родины – (что соловей без песни).

- Нет друга - ищи, (а нашел- береги).

- Друзья познаются (в беде).

- Не тот друг, кто медком мажет,( а кто правду в глаза скажет).

 

Ведущий: В пословицах народ выражал своё презрение к лени, нерадивости.

 

-Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

-Терпенье и труд всё перетрут.

-На полатях лежать и куска хлеба не видать.

- У лодыря Егорки всегда найдутся отговорки.

 

Ведущий.Не пора ль, ребятки, загадать вам загадки? Загадки испытывают ум и сообразительность человека. Придумывая загадки, люди опирались на свои наблюдения, указывая яркие признаки предметов, животных, явлений природы.

 

Ученики по очереди загадывают загадки.

 

1) Неказиста, шишковата

А прейдет на стол она

Скажут весело ребята

“ Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка)

 

2) Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

 

3) Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры – теплота. (Печка)

 

4) Маленькая собачка не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

 

5) Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей).

 

6) Снег на полях, лёд на реках.

Вьюга гуляет. Когда это бывает (Зима)

 

7) Прилетела пава, села на лаву,

Распустила перья для всякого зелья. (Весна)

 

Ведущий. Если загадки развивали сообразительность, то скороговорки развивали речь, учили быстрому и чистому произношению.

- А ну, кто смелый, выходи!

Скороговорку быстро говори!

(Подготовленные дети выходят, сначала они произносят скороговорки быстро, затем медленно и предлагают присутствующим повторить их).

 

-От топота копыт пыль по полю летит.

 

-Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала

Да не выболтала.

 

-Полпогреба репы, полколпака гороха.

 

Скоморох1:

-Та –ра –ра, та –ра- ра!

Поиграть пришла пора!

Созываем детвору,

Предлагаем вам игру!

Ведущий: Игра – это занятие, которое имеет определенные правила, служит для отдыха и удовольствия.

Вспомним народные игры. Поиграем в игру «Горелки». Чтобы выбрать водящего, вспоминаем считалки.

 

Заяц белый, где ты бегал?

– В лес зелёный.

– Что там делал?

– Лыко драл.

– Куда клал?

– Под колоду.

– Кто украл?

– Родион.

–Выйди вон.

 

Аты – баты, шли солдаты.

Аты – баты, на базар.

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар.

Аты – баты, сколько стоит?

Аты – баты, три рубля.

Аты – баты, кто выходит?

Аты – баты, ты и я.

 

Цинцы-брынцы, балалайка,

Цинцы-брынцы, поиграй-ка,

Цинцы-брынцы, не хочу.

Цинцы-брынцы, спать хочу!

Цинцы-брынцы, куда едешь?

Цинцы-брынцы, в городок.

Цинцы-брынцы, чего купишь?

Цинцы-брынцы, молоток.

 

Для проведения игры образуются пары. На два шага впереди стоит водящий. Ему нельзя оглядываться назад. Играющие хором говорят:

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле-

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо-

Звезды горят,

 Журавли кричат-

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

(Водящий смотрит вверх, как будто на небо, а в это время последняя пара разъединяется и один из пары бежит в одну вереницу детей, другой- в другую. Если водящий никого не осалит, то игра продолжается. Если водящий поймает, этот игрок становится водящим. )

 

Ведущий : А для этой игры образуем хоровод.

(Дети образуют хоровод, идут по кругу и поют.)

 

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей- было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

(После этих слов ведущий показывает какое- либо движение – хлопки, прыжки, мимика глазами, ртом и т. д. Тот, кто неправильно выполнил задание, становится в круг. Теперь в кругу два Трифона. Игра продолжается до тех пор, пока Трифонов станет больше, чем детей во внешнем круге.)

 

Ведущий: Неотъемлемой частью русского фольклора являются частушки.

 

Эх, топни нога, топни правенькая

Я плясать пойду, хоть и маленькая

Плясать пойду по соломушке

Раздайся народ по сторонушке!

 

Пляши, Андрей,

Не жалей лаптей,

Сходим лыка надерем,

Лапти новые сплетем!

 

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

 

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

 

А у нас во дворе

 Квакали лягушки

А я с печки босиком,

 Думала подружки.

 

Сидит ёжик на берёзе

Новая рубашка

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

 

По деревне я шла

И Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал –

 Курица обидела!

 

Ёлки- долги, ёлки- долги,

Ёлки да осиночки,

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

 

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!

 

Ведущий: после таких частушек ноги сами в пляс просятся.

 

(Народный перепляс).

 

Ведущий: А не спеть ли нам вместе? “Вдоль по улице молодчик идёт” (Русская народная песня)

 

Вдоль по улице молодчик идет

Вдоль по широкой удалый идет

Ой, жги, ой жги, говорит

Вдоль по широкой удалый идет.

 

Как на молодце-то смурый кафтан

Опоясочка то шёлковая

Ой, жги, ой жги, говорит

Опоясочка то шёлковая.

 

Рукавички то барановые

А сапожки то сафьяновые.

Ой, жги, ой жги, говорит

А сапожки то сафьяновые.

 

На нем шапочка то бархотная

А околышек черны соболя.

Ой, жги, ой жги, говорит

А околышек черны соболя.

 

Под полой несёт дуду – разгулу

Под другою то он гусли несёт.

Ой, жги, ой жги, говорит

Под другою то он гусли несёт.

 

Ведущий: нельзя представить народное творчество без сказки. В историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки привлекает острота смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений.

 

Инсценировка сказки «Репка»

 

Ведущий Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. Сегодня мы узнали, как на Руси люди проводили свои праздники, как одевались, какие пели песни, в какие играли игры, какие слагали пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. А на прощанье всем по пряничку. Да не по -простому, а по- разгонному.

Был такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал – молодец!

 

(Всех гостей угощают пряничком).


Сценарий внеклассного мероприятия «Фольклорный колейдоскоп»

Сценарий внеклассного мероприятия «Фольклорный колейдоскоп»

Громче песню, Шире пляску,

Громче песню, Шире пляску,

Сынок, иди кашу есть. – Раз мать велит, надо идти

Сынок, иди кашу есть. – Раз мать велит, надо идти

Человек без Родины – (что соловей без песни)

Человек без Родины – (что соловей без песни)

Ведущий . Если загадки развивали сообразительность, то скороговорки развивали речь, учили быстрому и чистому произношению

Ведущий . Если загадки развивали сообразительность, то скороговорки развивали речь, учили быстрому и чистому произношению

Цинцы-брынцы, балалайка, Цинцы-брынцы, поиграй-ка,

Цинцы-брынцы, балалайка, Цинцы-брынцы, поиграй-ка,

Я плясать пойду, хоть и маленькая

Я плясать пойду, хоть и маленькая

Народный перепляс). Ведущий:

Народный перепляс). Ведущий:

Всех гостей угощают пряничком)

Всех гостей угощают пряничком)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023