РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Кравченко Оксана Михайловна, высшая квалификационная категория, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22» (МОСШ № 22)
Аннотация
В тезисах представлен опыт работы по данной теме. Учителем ставятся цели и задачи, которые необходимо решить с целью привлечения учащихся младших классов к проектно-исследовательской деятельности. На примере проектной работы «Волшебство в сказках или чудесные превращения», показана структура исследовательской работы.
Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, задачи, а детская тяга "к тайнам" превращает его в "исследователя", поэтому эксперимент и опыт использованы как главные методы исследования.
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед образованием. Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознать, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности.
Обучение должно быть проблемным, содержать элементы самостоятельной исследовательской практики, и строиться как самостоятельный творческий поиск, поэтому одной из педагогических технологий, активно используемых мною в последнее время, является метод проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания данного метода. Реализуя в своей работе исследовательский подход к обучению, предпочтение отдаю проблемно-поисковому и проблемному обучению.
Целью моей работы является повышение качества образования через реализацию исследовательской деятельности в обучении младших школьников на основе технологий проблемного и развивающего обучения посредством использования ИКТ. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Обеспечить практическую направленность обучения через освоение практико-исследовательских методов.
Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску и формировать исследовательские навыки.
Обучить умениям и навыкам исследовательской работы через внедрение в процесс обучения ИКТ, придающих ему поисковый характер.
Организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Исследование не ориентирует учащихся на готовые знания, а развивает их творческие способности. Поэтому главным для меня являются поддержание интереса к исследовательской работе, поощрение творческих проявлений и стремлений учащихся к творческому поиску. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, то обучение исследованию осуществляю на доступном уровне, стараюсь делать полезным и интересным. Расскажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай попробовать - я научусь – вот золотое правило, которое я использую в обучении.
Исследовательская деятельность ребёнка – одно из основных направлений развития его творческих способностей. Путей развития творческих способностей детей существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Самые прочные знания не те, что усваиваются путём заучивания, а те, что добыты самостоятельно и задача взрослых – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребёнка.
Проектно-исследовательская деятельность присутствует в моей работе уже в I классе при изучении любого предмета. Она ориентирована на достижение целей самих учащихся, и в этом ее уникальность. Она формирует целый спектр умений и навыков, и поэтому она эффективна, формирует опыт деятельности, и поэтому незаменима.
Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, задачи, а детская тяга "к тайнам" превращает его в "исследователя". Эксперимент и опыт – главные методы исследования. Поэтому большое значение отвожу их проведению. Ведь не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А детям особенно важно всё потрогать руками. Уже с I класса темы уроков формулирую в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования дети находят, помогая различным героям, а учебник представляет детям эталон, с которым они сравнивают свои выводы. Именно в I классе начинаю закладывать основы исследовательской деятельности. «Тайны» на уроках-исследованиях превращают ребенка в «Исследователя». Всё начиналось с уроков: "Кто такие птицы?", "Откуда берутся снег и лёд?", "Могут ли люди жить без воды?" и др. Поиск ответов на вопросы приводит детей к выдвижению гипотез, учит проводить опыты, делать выводы.
По типу заданий, данных в «Азбуке», использую задание «Грамматическая арифметика». На доске вывешиваю знаки: +, -, = и ставлю проблемный вопрос: Какой у нас сейчас урок? Почему? А разве только на математике можно использовать эти знаки? Тогда я открываю доску, на которой появляются записи такого рода:
Кабан – ан + лук = ? Барбос – бос+ сук = ?
Пенал – нал + сок = ? Вопрос – прос + круг = ?
- Так все-таки, какой сейчас урок? - А чему мы будем учиться?
Дети выдвигают разные гипотезы, которые мы впоследствии должны доказать или опровергнуть. Затем я предлагаю самим справиться с этим заданием, а тем, кому это задание покажется слишком легким, предлагаю составить свои «примеры».
Изучая азбуку, мы поставили задачу по созданию собственной азбуки по разным темам. Вот что у нас получилось: - машины, - сказочные герои, - животные, - птицы, - овощи и фрукты, - названия городов, - растения, - цветы, - черты характера, - продукты, - названия блюд. Всего 16 видов. Особое внимание хочу обратить на азбуку профессий. При её составлении использовано 2 признака – имя и профессию: Антон, Анна – архитектор, агроном, артист, археолог; Борис, Бажена – бурильщик, банкир и т. д.
Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка использую при: написании сочинения; работе со словарем; «открытии» способов проверки орфограмм и способов словообразования; придумывании новых слов и словосочетаний; быстром подборе слов по заданному признаку; выполнение заданий на группировку и сравнение.
Структура исследовательской работы стандартна. Помощь требуется первое время на всех этапах исследования. На первых, этапах выбираем с учащимися проблему, намечаем ход исследования и рабочую формулировку темы (например, «Числа правят миром», «Как прошлое сохраняется в настоящем?»). Тема должна быть оригинальной и такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Кроме того, решаем вместе с учащимися, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать, т.е. обозначаем её актуальность.
Далее ученики под моим руководством формулируют цель и задачи, т.е. определяют, какой результат предполагается получить. Например, работая над исследованием «Волшебство в сказках или чудесные превращения», поставили цель: исследовать роль волшебства в авторских и народных сказках. Формулировка задач исследования – сложное и трудоёмкое занятие. При постановке задач ученик должен чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо получить и выяснить, что хочется узнать. Так, работая над проектом «Волшебство в сказках или чудесные превращения», вместе с учеником ставим следующие задачи:
· Выяснить причины верования в разных богов и духов.
· Определить значение волшебных помощников и предметов в сказках.
Не менее важно в исследовании выделить гипотезу. Её построение – основа процесса творческого мышления. Изучая волшебные сказки, гипотезу формулируем таким образом:
Очевидно, что истину дают не предположения, а факты и их объяснение, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез и др.).
Основной частью работы является описание исследования. Здесь учащиеся освещают методы своей работы, сопоставляют с данными научных источников и устанавливают закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Далее ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования и делает выводы. Результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Следующий этап – представление результатов. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения юного исследователя.
Описанные выше условия способствуют формированию умений осуществлять учебное исследование, анализировать и оценивать свою работу. Я стараюсь делать так, чтобы дети думали, что они делают и придумывают все сами. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — и готовность прийти ему на помощь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.