Паспорт фонда оценочных средств
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ПД.03.
Физика
1 В результате изучения ПД.03. Физика обучающийся должен:
1.2 знать:
Ø смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Ø смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Ø смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Ø вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
1.2 уметь:
Ø описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Ø отличать гипотезы от научных теорий;
Ø делать выводы на основе экспериментальных данных;
Ø приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Ø приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Ø воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Ø применять полученные знания для решения физических задач;
Ø определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
Ø измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Ø использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
· оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
· рационального природопользования и защиты окружающей среды.
2 Программа оценивания контролируемой компетенции:
Контролируемые разделы (темы) дисциплины |
Знания и умения |
Наименование оценочного средства |
Введение |
Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации |
Устный опрос |
Раздел I Механика. |
||
Тема 1.1. Кинематика |
Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, кроссворды |
Тема 1.2. Законы механики Ньютона Тема 1.3 Законы сохранения в механике |
Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, кроссворды, доклады |
Раздел II Основы молекулярной физики и термодинамики |
||
Тема 2.1 Основы молекулярно – кинетической теории. Идеальный газ. |
Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ |
Устный опрос, контрольная работа, тесты |
Тема 2.2 Основы термодинамики |
Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики» |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, рефераты |
Темы 2.3 Свойства паров Темы 2.4 Свойства жидкостей Темы 2.5 Свойства твердых тел
|
Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов |
Устный опрос, кроссворды, доклады |
Раздел III Электродинамика |
||
Тема 3.1 Электрическое поле |
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, кроссворды, доклады |
Темы 3.2 Законы постоянного тока Темы 3.3 Электрический ток в полупроводниках |
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком – в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, кроссворды, доклады |
Темы 3.4 Магнитное поле Темы 3.5 Электромагнитная индукция |
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину |
Устный опрос, контрольная работа, тесты, кроссворды, доклады |
Раздел IV Колебания и волны |
||
Тема 4.1 Механические колебания |
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний |
Устный опрос, кроссворды
|
Тема 4.2 Упругие волны |
Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека |
Устный опрос, кроссворды, доклады
|
Тема 4.3 Электромагнитные колебания |
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии |
Устный опрос, контрольная работа. тесты, доклады |
Тема 4.4 Электромагнитные волны |
Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной |
Устный опрос, контрольная работа, доклады |
Раздел V Оптика |
||
Тема 5.1 Природа света |
Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа |
Устный опрос, кроссворды |
Тема 5.2 Волновые свойства света |
Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений |
Устный опрос, доклады
|
Раздел VI Элементы квантовой физики |
||
Тема 6.1 Квантовая оптика |
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики |
Устный опрос, контрольная работа, доклады |
Тема 6.2 Физика атома |
Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера |
Устный опрос, тесты, доклады |
Тема 6.3 Физика атомного ядра |
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности |
Устный опрос, тесты, доклады |
Раздел VII Эволюция Вселенной |
||
Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной |
Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д. |
Устный опрос |
Тема 7.2 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. |
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы |
Устный опрос, рефераты |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1. Движение тела переменной массы
2. Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики
3. Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно – космической техники
4. Жидкие кристаллы
5. Применение жидких кристаллов в промышленности
6. Пьезоэлектрический эффект и его применение
7. Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики
8. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека
9. Молния – газовый разряд в природных условиях
10. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость
11. Биполярные транзисторы
12. Полупроводниковые датчики температур
13. Акустические свойства полупроводников
14. Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции)
15. Природа ферромагнетизма
16. Майкл Фарадей – создатель учения об электрическом поле
17. Ханс Кристиан Эрстед – основоположник электромагнетизма
18. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия
19. Эмилий Христианович Ленц – русский физик
20. Ультразвук (получение, свойства, применение)
21. Физика и музыка
22. Переменный электрический ток и его применение
23. Использование электроэнергии в транспорте
24. Производство, передача и использование электроэнергии
25. Трансформаторы
26. Александр Григорьевич Столетов – русский физик
27. Современная спутниковая связь
28. Современные средства связи
29. Развитие средств связи и радио
30. Голография и ее применение
31. Дифракция в нашей жизни
32. Свет – электромагнитная волна
33. Шкала электромагнитных волн
34. Бесконтактные методы контроля температуры
35. оптические явления в природе
36. Макс Планк
37. Нильс Бор – один из создателей современной физики
38. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта
39. Фотоэлементы
40. Конструкция и виды лазеров
41. Лазерные технологии и их использование
42. Нанотехнологии – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники
43. Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники
44. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов
45. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение
46. Классификация и характеристики элементарных частиц
47. Ускорители заряженных частиц
48. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц
49. Применение ядерных реакторов
Критерии оценки доклада
Ø соответствие содержания теме, 1 балл;
Ø глубина проработки материала, 2 балла;
Ø правильный отбор информации, 2 балла;
Ø наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 3 балла;
Ø соответствие оформления требованиям, 1 балл;
Ø работа сдана в срок, 1 балл.
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. История развития тепловой машины
2. Дизельный двигатель
3. Двигатель внутреннего сгорания
4. Реактивный двигатель
5. Паровая турбина
6. Газовая турбина
7. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины
8. Экологические проблемы и возможные пути их решения
9. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин
10. Вселенная и темная материя
11. Астероиды
12. Управляемый термоядерный синтез
13. Нуклеосинтез во Вселенной
14. Происхождение Солнечной системы
15. Рождение и эволюция звезд
16. Солнце – источник жизни на Земле
17. Черные дыры
Критерии оценки реферата
Ø актуальность темы, 1 балл;
Ø соответствие содержания теме, 3 балла;
Ø глубина проработки материала, 3 балла;
Ø грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
Ø соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
Ø устная защита, 5 баллов;
Ø умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.