Форма наставничества

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 01.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описаны основные формы наставничества в ученическом коллективе
Иконка файла материала Форма наставничества.docx

Форма наставничества «ученик-ученик»

Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной

организации, при котором один из учащихся находится на более высокой

ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качества

позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное,

тем не менее, строгой субординации.

Цели и задачи

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка

обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями

либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая

адаптацию детей с ОВЗ).

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь

в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков

и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,

создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри

образовательной организации, формирование устойчивого школьного

сообщества и сообщества благодарных выпускников.

Построение школьного сообщества

Отдельно стоит пояснить термины «школьное сообщество» и «сообщество

благодарных выпускников», так как формирование подобных структур

видится нам необходимым для решения сразу нескольких задач: от

подготовки будущих наставников до мотивации всех участников

наставнических отношений.

Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах

эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что

немаловажно, – интереса обучающихся друг к другу. Подход применим как к

результатам и их оценки, так и к самим процессам обучения и преподавания.

В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным

пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества.

Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и

учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого

(метакомпетентностного) решения всех проблем – от образовательных до

поведенческих. Противоположностью данной модели и подхода является, к

сожалению, традиционная система – «формальная иерархия», при которой

любое образовательное учреждение рассматривается по принципу пирамиды

и вертикальных, а не горизонтальных связей, а все акторы следуют четко

обозначенным ролям и соответствующим им ролевым ожиданиям.

Школьное сообщество и его важный элемент – сообщество благодарных

выпускников – реальный и эффективный способ создания нового «климата»

в школе и СПО. Он не требует серьезных структурных изменений или

финансовых затрат, нужно психологическое изменение позиций учителей и

учеников.

6

Первым этапом построения сообщества является процесс передачи самим

обучающимся ответственности за их обучение и активное участие в жизни

школы. Наставнические формы «ученик – ученик», «студент – студент» в

данном случае отражают практическую реализацию подобного движения.

Воспитание ответственности и развитие способности принимать решения,

осознанно выбирать и строить свою образовательную и/или карьерную

траектории служат основой для эффективной взаимной поддержки учеников

(и учителей) и сопровождаются продуктивной деятельностью по

формированию активной жизненной и гражданской позиций, обучению

рефлексии, освоению социальных и коммуникационных компетенций.

В сообщество благодарных выпускников входят выпускники разных лет,

испытывающие потребность оказать разностороннюю поддержку своей

школе, ее учителям и обучающимся. Поддержка может быть как финансовой,

в таком случае речь может идти о создании эндаумента (фонда целевого

капитала), так и ресурсной. Представитель сообщества с точки зрения

понимания специфики и культуры образовательного учреждения является

лучшим «форматом» наставника, способным помочь обучающимся

определиться с образовательными и карьерными траекториями, развить

необходимые навыки и компетенции. Обучающиеся, прожив роль

наставляемых, со временем могут пополнять ряды сообщества благодарных

выпускников, следуя развитому в процессе общения с наставником чувству

сопричастности к школьному сообществу. Таким образом, мы получаем

полный цикл, реализующий задачи по поиску наставников, их отбору,

мотивации и деятельности, к обсуждению которого мы еще вернемся в

разделе, посвященному поиску и отбору наставников.

Ожидаемые результаты

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий

уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные

и образовательные процессы организации, что окажет несомненное

положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус

организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.

Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул

к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,

самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

 повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона

внутри образовательной организации;

 численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,

спортивных секций;

7

 количественный и качественный рост успешно реализованных

образовательных и культурных проектов;

 снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции

и психоневрологических диспансерах;

 снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных

с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса

и школы.

Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:

 социальные (отношения, поведения, коммуникации);

 когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

 функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе

профессиональные, навыки).

Портрет участников

Наставник

Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и

организаторскими качествами, нетривиальностью мышления,

демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель

школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер

класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы

(конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная

деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или

объединений с активной гражданской позицией.

Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся

низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий

неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы

с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный

от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями –

например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся

в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями

и реализации собственных проектов.

Возможные варианты программ

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» («студент –

студент») могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого

и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций,

основными вариантами могут быть:

– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант

поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

8

– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная

поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,

творческих, лидерских навыков;

– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит

обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим

мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная

работа над проектом.

Область применения в рамках образовательной программы

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной

деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация

совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы

на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства

сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач

адаптации).

 В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,

подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное

волонтерство.