Форма наставничества «ученик-ученик»
Предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной
организации, при котором один из учащихся находится на более высокой
ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качества
позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное,
тем не менее, строгой субординации.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка
обучающегося с особыми образовательными / социальными потребностями
либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения (включая
адаптацию детей с ОВЗ).
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь
в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков
и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри
образовательной организации, формирование устойчивого школьного
сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Построение школьного сообщества
Отдельно стоит пояснить термины «школьное сообщество» и «сообщество
благодарных выпускников», так как формирование подобных структур
видится нам необходимым для решения сразу нескольких задач: от
подготовки будущих наставников до мотивации всех участников
наставнических отношений.
Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах
эффективности школы, лидерства, коллегиальности, демократии и, что
немаловажно, – интереса обучающихся друг к другу. Подход применим как к
результатам и их оценки, так и к самим процессам обучения и преподавания.
В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным
пунктами, точками сборки системы при реализации наставничества.
Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и
учителей (а также администрации и родителей) в процессе творческого
(метакомпетентностного) решения всех проблем – от образовательных до
поведенческих. Противоположностью данной модели и подхода является, к
сожалению, традиционная система – «формальная иерархия», при которой
любое образовательное учреждение рассматривается по принципу пирамиды
и вертикальных, а не горизонтальных связей, а все акторы следуют четко
обозначенным ролям и соответствующим им ролевым ожиданиям.
Школьное сообщество и его важный элемент – сообщество благодарных
выпускников – реальный и эффективный способ создания нового «климата»
в школе и СПО. Он не требует серьезных структурных изменений или
финансовых затрат, нужно психологическое изменение позиций учителей и
учеников.
6
Первым этапом построения сообщества является процесс передачи самим
обучающимся ответственности за их обучение и активное участие в жизни
школы. Наставнические формы «ученик – ученик», «студент – студент» в
данном случае отражают практическую реализацию подобного движения.
Воспитание ответственности и развитие способности принимать решения,
осознанно выбирать и строить свою образовательную и/или карьерную
траектории служат основой для эффективной взаимной поддержки учеников
(и учителей) и сопровождаются продуктивной деятельностью по
формированию активной жизненной и гражданской позиций, обучению
рефлексии, освоению социальных и коммуникационных компетенций.
В сообщество благодарных выпускников входят выпускники разных лет,
испытывающие потребность оказать разностороннюю поддержку своей
школе, ее учителям и обучающимся. Поддержка может быть как финансовой,
в таком случае речь может идти о создании эндаумента (фонда целевого
капитала), так и ресурсной. Представитель сообщества с точки зрения
понимания специфики и культуры образовательного учреждения является
лучшим «форматом» наставника, способным помочь обучающимся
определиться с образовательными и карьерными траекториями, развить
необходимые навыки и компетенции. Обучающиеся, прожив роль
наставляемых, со временем могут пополнять ряды сообщества благодарных
выпускников, следуя развитому в процессе общения с наставником чувству
сопричастности к школьному сообществу. Таким образом, мы получаем
полный цикл, реализующий задачи по поиску наставников, их отбору,
мотивации и деятельности, к обсуждению которого мы еще вернемся в
разделе, посвященному поиску и отбору наставников.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные
и образовательные процессы организации, что окажет несомненное
положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус
организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Подростки-наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул
к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию,
самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона
внутри образовательной организации;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций;
7
количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и культурных проектов;
снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции
и психоневрологических диспансерах;
снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных
с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса
и школы.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:
социальные (отношения, поведения, коммуникации);
когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);
функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе
профессиональные, навыки).
Портрет участников
Наставник
Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и
организаторскими качествами, нетривиальностью мышления,
демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель
школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер
класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы
(конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная
деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или
объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся
низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы
с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный
от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями –
например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся
в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями
и реализации собственных проектов.
Возможные варианты программ
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» («студент –
студент») могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого
и ресурсов наставника. Учитывая опыт образовательных организаций,
основными вариантами могут быть:
– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант
поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
8
– взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная
поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков;
– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит
обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим
мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная
работа над проектом.
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной
деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация
совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы
на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства
сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач
адаптации).
В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,
подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное
волонтерство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.